Избыток ресурса как форма стабильности присущ украинскому рынку последние два года. Не стало исключением и лето 2020, а июнь вообще ознаменовался рекордными поставками на рынок. В итоге в июль рынок зашел, залитым под горлышко.
Размер переползающих из месяца в месяц остатков – предмет дискуссий, однако точно можно сказать одно – по мере строительства ГНС в стране размер давящих на рынок запасов круто увеличился. Например, если раньше 15 тыс. т лишнего ресурса заливали во все доступные емкости, то в начале июля, по разным оценкам, объем излишков мог превысить и 35 тыс. т.
На фоне рекордных поставок в июне и стабильно высоких цен в РФ трейдеры оправданно рассчитывали, что в июле импорт просядет и рынок сбалансируется. На август же все операторы рынка видели спасительный рост цен, ведь любые спотовые поставки, необходимые для покрытия баланса, были ощутимо дороже существующих цен. Еще и вспышка коронавируса в Казахстане светила форс-мажорным сокращением объемов от “Тенгизшевройла”.
Статистика за 20 дней июля говорила, что все идет по плану – всего 85 тыс., что сулило около 130 тыс. по итогу месяца. С учетом 25-30 тыс. т остатков на старте баланс как раз закрывался и рынок обещал выровняться. Однако фактический итог июля оказался на уровне 150 тыс., и рынок остался перелитым. И если дела в Киеве и на востоке еще куда ни шло, то юг залился полностью:
Больше чем нужно
Мощный поток ресурса в июне-июле явно не отвечал потребностям украинского рынка. По подсчетам “Консалтинговой группы А-95”, за май-июль 2020 г. на рынок попало 551 тыс. т ресурса, что на 6,4% больше по сравнению с тем же периодом года предыдущего. А вот динамика продаж в летние месяцы оказалась куда более скромной. “В мае немного выровнялись после провала, в июне прирост минимальный, июль – без динамики вообще”, – оглашает статистику представитель крепкой региональной сети. Один в один картина в большинстве сетей, в том числе и “брендовых”.
По мнению розничников, кроме ковида продажи подкосила высокая цена. С конца мая 2020 г. цена LPG на колонках стабильно выше 50% стоимости бензина А-95. Последний раз такая ситуация наблюдалась в августе-сентябре 2017 г., когда рынок потряс мощнейший кризис.
“Мы чувствуем, что продажи не растут как раньше. “Золотое правило” (50% от цены бензина, – ek) работает”, – уверен куратор газового направления “Надежды” Станислав Батраченко.
И тем не менее, поток газа было не остановить. Главным фактором, повлиявшим на это, трейдеры называют неадекватность котировки Argus daf Ukraine, которую публикует одноименное агентство и к которой привязаны цены большинства поставок на украинский рынок. Украинские трейдеры нередко указывают на несоответствие индекса ценам реальных сделок, и летом 2020 г. это была тема №1 в автогазовых кругах.
“Со второй половины июня котировка стабильно была на $40-50 выше цен спотовых поставок”, – говорит представитель одной из крупнейших компаний-импортеров. По его словам, все претензии в украинском офисе Argus отвергли: “Предъявили сделки суммарным объемом 150 т, а мои контракты на 750 т, которые были в тот же день на $40 дешевле, при формировании котировки не учли”.
Участники рынка обращают внимание, что несоответствие видно и в таможенной статистике: “При котировках $465/т спотовый импорт из России заходил по 410-420:”
А тем временем аукционы “Укргаздобычи” проходили без особого успеха даже по эквиваленту $408-410/т на daf восточная граница – рынок трещал от перелива.
Больше всех ситуация огорчила владельцев, привязанных к этой котировке годовых контрактов “Лукойла” и “ТШО”, а это треть всего импорта. “Второй год подряд мы наблюдаем безумный спред с Брестом (котировкой Argus daf Брест, – eк), так теперь еще мы по сути остались вне рынка из-за того, что из России и Беларуси заходит спот дешевле Украины (котировка Argus daf Украина, – eк)”, – с трудом сдерживал эмоции крупный покупатель “лукойловского” СУГ.
Завышенная котировка открыла ворота для рек разного газа в страну. Эшелоны машин двинулись с западной границы, из Польши поехали вагоны, добивающие до Киевской области, экономика появилась даже у ресурса из Омска и Иркутска!
Отдельное спасибо – с юга. Доля морских поставок в структуре импорта в июне впервые превысила 11%. “Приват” дал хорошо прокачаться резервуарам “Укрлоудсистем”. Еще не научившийся управлять морским газом, оператору нередко приходилось демпинговать, оставляя без заработка не только свое трейдинговое крыло, но и перевалочный комплекс.
В Николаеве тем временем также не сидели без работы, обрабатывая новые объемы. В июле поставки в Николаев даже сравнялись по объему с перевалкой в Одессе. Избыток ресурса на юге заставил николаевский газ существенно расширить географию присутствия вглубь страны, вызвав тем самым негодование привычных для этих регионов трейдеров.
Кручу-верчу
Один из корней случившейся ситуации украинские трейдеры видят в торговой площадке Argus Open Market (AOM), которую агентство запустило в августе 2019 г. Призванием торговой платформы было повышение прозрачности котирования украинского рынка за счет увеличения спотовых сделок на границе. Но из-за внутренних ограничений продавцов в РФ и непривлекательной зачастую логистики из Казахстана тема так и не взлетела, система ограничилась единичными сделками.
Впрочем, по мнению покупателей, аккредитованных на AOM, в формировании котировки участвуют не только фактические сделки, но и намерения продавцов и покупателей. Это открывает возможность для существенных манипуляций. Например, трейдеры, остро заинтересованные в росте котировки, выставляют заявки на покупку по “космическим” ценам. В июле это было нетрудно, ведь российские и казахские производители были сосредоточены на более интересных направлениях: в РФ цена взлетела на фоне дефицита, а казахские потоки переориентировались на пылающий рынок Таджикистана.
Но даже если на “космическую” заявку в АОМ все-таки находится объем, как это случалось в июле, это еще ничего не значит. Покупатель может в финале отказаться работать с продавцом, от которого поступило предложение, и сделки не происходит: но цена, по которой чуть-чуть и сработали бы, влияет на котировки…
Выходит, что для управления рынком в 2 млн. т можно всего лишь высказывать намерения по цене. А что если вбросить пару небольших партий по нужным ценам?!
Терпение украинских трейдеров лопнуло ближе к середине июля. “Мы обратились в киевский и московский офисы агентства Argus с фактажом о ценах реальных сделок 9-14 июля”, – рассказал Станислав Батраченко.
По словам трейдеров, пришлось засветить много коммерческих тайн, но в результате котировка двинула вниз и откатилась за три дня сразу на $50 долларов.
Контролируемая засуха
Двинулись цены вниз и в начале августа, и снова не без помощи трейдеров. Волевой обвал возглавила “Надежда”, 3 августа неожиданно показав в ряде регионов до – 1000 грн./т за день. Аукционы производителей отразились почти аналогичной динамикой, отреагировала и украинская котировка.
Опустившись до $382,5/т к 7 августа, индекс лишает экономической целесообразности спотовые поставки из России, где сейчас рынок успокоился и наполнился готовым к поиску новых направлений ресурсом. Не таким привлекательным выглядит уже море.
Имея на руках около 105 тыс. термовых объемов на август, а также не менее 10 тыс. остатков с июля, Украине для закрытия баланса автогаза необходимо будет найти около 25-30 тыс. т ресурса. Что-то все же придет по морю, а достаточный спред оставляет интересным спот с Беларуси и ряда восточноевропейских стран. Сегодня, по информации enkorr, уже есть предложения на западной границе по $385-400/т.
Таким образом, августовский маневр дает возможность рынку выровняться к середине месяца. По состоянию на 7 августа Киев, восточные и западные регионы уже не ощущают перелива и близки к точке баланса. Югу, разумеется, еще нужно время подсохнуть.
Другой вопрос – цена этой стабильности. Его стоит задать клиентам “Лукойла” и “ТШО”, которым пришлось торговать по 18 200-18 400, а потом и вовсе по 17 200 грн./т ресурсом, импортированным в конце июля по 19 500-20 000 грн./т: Наверное многое расскажут в украинском “Евромине”, который перебросил морскую партию из Галаца в Киевскую область. Да и покупатели белорусских спотов по +$70 тоже найдут что сказать.
Треть импорта завязана на украинскую котировку железно. По разным оценкам, не менее трети контрактов так или иначе ориентируется на нее. Выходит, что около 185 тыс. за июнь-июль 2020 г. пришли в Украину дороже, чем должны. При скромной оценке неадекватности котировки в $35/т выходит, что украинские трейдеры из-за неточности чьих-то расчетов были вынуждены переплатить зарубежным поставщикам около $6,5 млн.:
Вероятно, к концу месяца цены немного отыграют и трейдеры частично компенсируют убытки. Тогда останется только надеяться на адекватность ценовых индексов на границе в будущем. (Артем Куюн, аналитик “Консалтинговой группы А-95”, Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)