Секретариат Европейского Энергетического сообщества обратился к Министерству энергетики Украины и энергорегулятору (НКРЭКУ), с просьбой отменить до конца года действие постановления о возложении специальных обязательств на рынке электрической энергии и перейти к внедрению финансовой модели ПСО.
“Мы просим НКРЭКУ и Министерство энергетики обеспечить, чтобы срок действия постановления о ПСО истек не позднее конца 2020 года и не продлевался далее. В июле 2020 года Секретариат разработал и представил Министерству энергетики и НКРЭКУ проект, содержащий финансовое ПСО, которое мы готовы обсудить в дальнейшем вместе с другими национальными и международными заинтересованными сторонами”, – говорится в письме директора Секретариата Янеза Копача и его заместителя директора Дирка Бушле от 24 августа, которым располагает “Энергореформа”.
Письмо адресовано врио министра энергетики Ольге Буславец, председателю НКРЭКУ Валерию Тарасюку с копией премьер-министру Украины Денису Шмыгалю.
При этом Секретариат предлагает НКРЭКУ и Министерству энергетики вместе с ним работать над проектом финансового ПСО, отмечая, что эта работа должна сопровождаться реформированием ценообразования для населения и быть нацеленной на защиту уязвимых потребителей.
Обращая внимание на последние изменения в постановление о ПСО, чиновники Секретариата ЕЭС просят отменить норму об установлении минимальной цены продажи на рынке электроэнергии НАЭК “Энергоатом” и ЧАО “Укргидроэнерго”, формула определения которой заложена в постановлении о внесении изменений в механизм ПСО (постановление Кабмина № 694 от 5 августа с изменениями согласно постановлению от 19 августа 2020 года – Энергореформа).
“Формула, включенная в параграф 9 постановления о ПСО с внесенными в него поправками, наделяет КМУ полномочиями регулировать также цену на электроэнергию для “Энергоатома” и “Укргидроэнерго” при продаже на всех сегментах этого рынка. Трудно понять, как такое вмешательство в формирование цен на генерацию может быть оправдано целью принести пользу домашним потребителям”, – подчеркивают в Секретариате ЕЭС.
По его оценке, это представляет собой нарушение правил Энергетического сообщества и, следовательно, международных обязательств Украины.
Чиновники Секретариата отмечает, что, устанавливая минимальную цену, постановление о ПСО ограничивает возможности генерации продавать оставшуюся часть своего портфеля по наиболее выгодной цене и, следовательно, компенсировать убытки, понесенные в соответствии с постановлением о ПСО.
“Это перекрестное субсидирование дискриминационным образом навязывается компаниям, которые в прошлом уже страдали от плохо спланированного рынка, ориентированного на “Гарантированного покупателя”. Минимальная цена также поднимает рыночные цены выше уровня, который мог бы быть достигнут, и, следовательно, заставляет других потребителей платить за ПСО”, – разъясняют в Секретариате.
Постановление также не решает проблему острой потребности в реформировании ценообразования, особенно на розничном рынке, подчеркивает Секретариат ЕЭС, уточняя, что цена на поставки ресурса для домашних хозяйств должна в конечном итоге гарантировать покрытие расходов поставщиков и производителей на обеспечение потребителей в рамках ПСО.
“Тот факт, что цена, установленная для “Энергоатома” на уровне 10 грн./МВт-ч при продаже электроэнергии “Гарантированному покупателю”, не покрывает эксплуатационные и инвестиционные затраты “Энергоатома”, может отрицательно повлиять не только на рынок, но в конечном итоге на безопасную работу атомных электростанций”, – акцентируют в Секретариате.
Называя безопасную эксплуатацию АЭС безусловным приоритетом, Секретариат также настаивает на решении вопроса накопившейся задолженности “ГарПока” перед “Энергоатомом”.
Помимо этого, Секретариат обращает внимание, что постановление о ПСО влечет финансовые риски для ГП “Гарантированный покупатель” в случаях, когда поставщики универсальных услуг неверно прогнозируют уровень потребления электроэнергии домашними хозяйствами.
Как сообщала Энергореформа, согласно постановлению №694 от 5 августа относительно возложения специальных обязательств по обеспечению электроэнергией населения (ПСО), Кабмин установил формулу для определения нижнего уровня продажи ресурса НАЭК “Энергоатом” и ЧАО “Укргидроэнерго” на рыночных сегментах. В своем заявлении 13 августа “Энергоатом” назвал установление нормы о ценообразовании дискриминационным по отношению к генкомпании, поскольку высчитанная по ней цена являлась неконкурентоспособной.
На заседании 19 августа Кабмин изменил эту формулу, разрешив использовать при расчетах не полную, а производственную себестоимость. В результате “Энергоатому” удалось продать на аукционе по двусторонним договорам часть ресурса по цене 1154 грн./МВт-ч.
В свою очередь Минэнерго заявило, что формула для расчета нижнего уровня цены продажи электроэнергии НАЭК “Энергоатом” и ЧАО “Укргидроэнерго” на рынке определена с целью предотвращения продажи ресурса в убыток.
Согласно постановлению №694, цена продажи электроэнергии “Энергоатома” и “Укргидроэнерго” “ГарПоку” в рамках ПСО составляет 10 грн./МВт-ч.
Ранее НКРЭКУ заявляла, что отстаивает введение согласованной с Секретариатом Энергосообщества финансовой модели ПСО на рынке электроэнергии вместо действующей сейчас товарной.
Переход к финансовой модели ПСО поддержал также врио президента НАЭК “Энергоатом” Петр Котин, отметив, что это позволит сделать генерацию полноценным игроком на рынке.
В свою очередь Минэнерго в мае заявляло, что дорабатывает с Секретариатом ЕЭС финансовую модель ПСО.
В середине июля замминистра энергетики Юрий Бойко отметил, что переход на финансовый механизм ПСО “в его чистом виде” в ближайшее время не представляется возможным. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)