Последний раз обследование недостроенного ХАЭС-3 было в 2006 г., из-за пожара и подтопления его прочность не установлена. Нет уверенности, что в построенное сооружение можно поместить новый реактор. А главное – не определены источники средств и тип реактора.

Тема достройки энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой атомной электростанции (ХАЭС) на старых строительных конструкциях время от времени всплывает в информационном пространстве.

На ХАЭС, которая расположена в городе Нетишин Хмельницкой области, работают энергоблоки №1 и №2 типа ВВЭР-1000, которые были введены в эксплуатацию в 1987 и 2004 годах соответственно.

ВВЭР-1000 – водо-водяной энергетический реактор установленной мощностью 1000 МВт.

О намерениях завершения их строительства неоднократно заявляли не только руководители НАЭК “Энергоатом”, но и как минимум, четыре премьер-министра.

22 сентября увидел свет резонансный указ Президента Украины №406/2020 “О неотложных мерах по стабилизации ситуации в энергетической сфере и дальнейшем развитии ядерной энергетики”.

В нем в императивной форме прямо в первых строках дается поручение Кабмину внести в двухмесячный срок в Верховную Раду законопроект о размещении, проектировании и строительстве энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС.

Насколько реально в сегодняшних условиях реализовать проект 45 летней давности? Попробуем разобраться с различными его аспектами, техническими и экономическими.

Хронология проекта

Строительство энергоблока №3 ХАЭС началось в сентябре 1985 года. В связи с введением в 1990 году в СССР моратория на сооружение новых энергоблоков АЭС, строительство было остановлено. А построенные до этого сооружения и здания не консервировались.

Строительная готовность энергоблока №3 оценивается в 75% по отношению к первичному проекту.

Решение о возобновлении деятельности по строительству было принято распоряжением Кабмина №281 от июля 2005 г. “О подготовительных мероприятиях по строительству новых энергоблоков ХАЭС”.

В исполнение этого распоряжения правительства Минтопэнерго, вместе с ГП НАЭК “Энергоатом”:

– в 2006 году обследовали строительные конструкции зданий и сооружений энергоблоков №3, №4 ХАЭС;

– в 2008 году определили критерии выбора проекта энергоблоков по типу реакторной установки и провели конкурс по отбору типа проекта реакторной установки для достройки, результаты которого одобрены постановлением КМУ №118 от февраля 2009 года “О первоочередных мероприятиях по строительству энергоблоков №3 и №4 ХАЭС”.

В 2008 году Минтопэнерго провело конкурс по выбору типа реакторной установки для ХАЭС-3, 4. Победителем стала российская компания “Атомстройэкспорт” с типом реакторной установки ВВЭР-1000/В392.

Стоимость реализации проекта оценивалась на тот момент в 15 млрд. грн.

В 2009 г. разработано и согласовано с Госинспекцией ядерного регулирования (ГИЯР) “Решение об объеме и составе информации, которая дается в технико-экономическом обосновании завершения строительства энергоблоков №3 и №4 ХАЭС по вопросам ядерной и радиационной безопасности и влияния на окружающую природную среду”.

Первая и вторая редакции Отчетов ГП “Государственный научно-исследовательский институт строительных конструкций” (ГНИИСК) “Анализ ответов по обследованию и оценки технического состояния строительных конструкций и сооружений энергоблока №3 ХАЭС”, выполненных “Киевэнергопроектом” поступили в Госатомрегулирования в марте 2009 года для проведения государственной экспертизы по ядерной и радиационной безопасности.

12 ноября 2009 года состоялось заседание Коллегии Госатомрегулирования Украины по рассмотрению результатов государственной экспертизы этих отчетов.

Коллегия постановила: “Информация, приведенная в отчетных документах, не позволяет сделать окончательный вывод о долговечности этих конструкций”.

В 2010 г. Минтопэнерго подписало соглашение о сотрудничестве с “Росатомом”. Также было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве между РФ и Украиной в сфере ядерной энергетики.

В 2012 году Верховная Рада приняла закон 5217-VI “О размещении, проектировании и строительстве ХАЭС-3, 4”. Кабмин утвердил технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства.

На тот момент стоимость проекта по достройке двух блоков составляла 40 млрд. грн., суммарная мощность – 2000 МВт.

В 2015 году, в связи с военной агрессией РФ Верховная Рада денонсировала межправительственное соглашение между РФ и Украиной о сотрудничестве в ядерной энергетике.

15 июня 2015 г. принято распоряжение Кабмина №671 “О начале реализации пилотного проекта “Энергетический мост “Украина-ЕС”.

Цель проекта – найти кредитное финансирование в европейских банках на достройку ХАЭС-3, 4 под гарантии договора о долгосрочном экспорте электроэнергии с энергоблока ХАЭС-2 в Польшу.

26 июля 2018 года Кабмин утвердил обновленное ТЭО строительства ХАЭС-3, 4 распоряжением №579.

Стоимость проекта оценивалась в 72 млрд. грн. в ценах на 5 мая 2017 года. Поставщиком реакторной установки предполагалась чешская компания Skoda JS.

Так случилось, что я принимала участие в этом историческом, не побоюсь этого слова, заседании Коллегии Госатомрегулирования (ГИЯР), и отлично помню дискуссии как во время заседания, так и вне его со специалистами национального органа регулирования ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ).

И каковы же были результаты государственной экспертизы ЯРБ?

В постановлении Коллегии Госатомрегулирования №24 от 12 ноября 2012 года констатируется, что

“…обследование проводилось с 15.04.2006 года по 29.12.2006 года, во время его проведения рассматривалась возможность использования существующих строительных конструкций только для того проекта, строительство которого началось в 1985 году, то есть ВВЭР-1000/В-320.

Поэтому отсутствует анализ возможности их использования для сооружения реакторной установки типа ВВЭР-1000/В-392. Обследование проведено не в полном объеме, а именно: значительное количество помещений, которые находятся ниже нулевой отметки, не исследовались, поскольку залиты водой.

Не обследованы детали перегибов арматурных канатов и каналообразователей, значительная часть которых была повреждена во время пожара 1989 г.

Отсутствует значительная часть исполнительной документации железобетонных и металлических строительных конструкций №3 ХАЭС, а именно для железобетонных строительных конструкций около 30%, для металлических – около 12%.

Срок эксплуатации существующих строительных конструкций энергоблока №3 ХАЭС по результатам обследования устанавливается без учета всех вышеперечисленных замечаний, а их долговечность недостаточно обоснована даже для сооружения этого энергоблока с реакторной установкой типа ВВЭР-1000/В-320”.

Коллегия постановила:

“Указать ГП НАЭК “Энергоатом”, что:

– 2.2. Информация, приведенная в отчетных документах, не позволяет сделать окончательный вывод о долговечности этих конструкций.

– 2.3. В отчетных документах отсутствует анализ возможности размещения реакторной установки типа ВВЭР-1000/В-392 в существующих строительных конструкциях энергоблока № 3 ХАЭС”.

А теперь перевод с бюрократического на человеческий язык.

Проводилось обследование не всех строительных конструкций. Помещения ниже “нуля” были залиты водой, потому к ним доступа не было.

В 1989 году на недостроенном блоке был пожар. И как он повлиял на арматуру бетона – неизвестно. Не исследовалось.

Пока исследовали то, к чему был доступ и не было подтопления, а потом отчеты готовили – прошел конкурс. И выбрали реакторную установку другого типа – ВВЭР-1000/В392. А энергоблок проектировался под установку ВВЭР-1000/320.

И основное – окончательного вывода о долговечности конструкций сделать было невозможно еще в 2009 году!

Глава Гостатомрегулирования Елена Миколайчук в частных беседах со мной уже тогда говорила, что если “Энергоатом” хочет строить на площадке ХАЭС – проще снести все конструкции – меньше убытков будет – чем вписывать реакторную установку нового типа в построенные под старый проект ВВЭР-1000 конструкции.

Она вспоминала, как пример, АЭС Бушер в Иране, на которой россияне мучились, впихивая свою реакторную установку в существующие конструкции, оставшиеся от проекта компании Siemens, который ушел из Ирана после введения санкций.

Обернулось это для них большими временными, финансовыми и прочими издержками…

Вновь открывшиеся обстоятельства

С момента обследования строительных конструкций на площадке ХАЭС-3, 4 прошло уже 14 лет.

За это время никто больше исследования не проводил, новые материалы в Госатомрегулирования не поступали.

Ясно, что конструкции постарели еще на 14 лет, и сами по себе не улучшились. Напомню, строительство началось в 1985 году. То есть, в 2020 им исполнилось уже 35 лет.

Авария на АЭС Фукусима-1 в 2011 году стала отправной точкой как для переоценки безопасности существующих АЭС, так и для кардинального пересмотра требований к АЭС, которые строятся, или будут строиться.

В мае 2011 г. состоялось заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) по вопросу повышения безопасности эксплуатации АЭС.

Решение СНБО было введено в действие указом Президента Украины от 12 мая 2011 года. Решение предусматривало обеспечение дополнительных мероприятий для повышения безопасности действующих АЭС в условиях проектных и запроектных аварий и пересмотр нормативно-правовой базы по ЯРБ.

На заседании Коллегии Госатомрегулирования 13 марта 2012 года рассматривался вопрос о результатах государственной экспертизы по ЯРБ ТЭО строительства ХАЭС-3, 4.

В постановлении Коллегии №7 от 13 марта 2012 года констатируется, что в материалах ТЭО не обоснован. А поэтому остается открытым вопрос о возможности использования существующих строительных конструкций, спроектированных для реакторных установок (РУ) типа ВВЭР-1000/В-320, для строительства энергоблоков с техническими характеристиками РУ типа ВВЭР-1000/В-392.

В соответствии с объяснениями, предоставленными ГП НАЭК “Энергоатом”, детальное обоснование возможности интеграции существующих строительных конструкций в новый проект энергоблоков невозможно сделать на стадии “ТЭО”, а потому такое обоснование будет выполнено на стадии “Проект”.

ГИЯР обязала “Энергоатом” на стадии подготовки рабочего проекта и предварительного отчета по безопасности строительства блоков подтвердить и обосновать целесообразность использования этих конструкций.

При этом регулятор предложил эксплуатирующей организации при проектировании “учесть вариант, при котором использование существующих строительных конструкций невозможно”.

Кроме того, ГИЯР обязал “Энергоатом” на стадии проектирования учесть обновленные требования к безопасности ядерных установок, сформулированные на уровне Международного агентства по ядерной энергии (МАГАТЭ) по итогам аварии на японской АЭС “Фукусима”.

Шли годы… Рекомендации для нормативно-правовой базы для новых проектов АЭС с учетом уроков Фукусимы разрабатывались лучшими мировыми экспертами в рамках таких организаций: МАГАТЭ, Западноевропейской ассоциацией регулирующих органов (WENRA, украинский регулятор член этой организации), Европейской группой регуляторов ядерной безопасности (ENSREG).

И Украина в этом вопросе не пасла задних, а внедряла новые требования в национальное законодательство.

В результате появился ряд украинских нормативно-правовых актов (НПА), касающихся: требований к системам аварийного охлаждения и отведения тепла от ядерного реактора к конечному поглотителю; требований к сейсмостойкости проектирования и оценки сейсмической безопасности энергоблоков АЭС; требований к локализирующим системам безопасности при тяжелых авариях.

Для интересующихся подробно об этих нормативах можно прочитать по ссылке. НПА в списке под номерами 63-65, 69, 70.

В связи с этим, новый проект достройки ХАЭС-3, 4 должен соответствовать всем современным действующим нормам по ядерной и радиационной безопасности, никаких отклонений быть не может и не должно.

И хотя в последнем ТЭО речь идет о реакторной установке производства Skoda JS, она не соответствует, например, по безопасности НПА по аварийному охлаждению в случае тяжелой аварии.

Научно-исследовательские работы, которые проводятся в Чехии на эту тему, еще не завершены. Экспертиз по обоснованию достаточности технического решения для обеспечения ЯРБ, соответственно, также нет. И требуется пройти длительный путь в этом вопросе…

Таким образом, какой тип реактора и чьего производства собирается сооружать НАЭК “Энергоатом” на оставшихся конструкциях ХАЭС-3,4, не ясно до сих пор.

Финансирование реализации проекта строительства ХАЭС-3, 4: источник неизвестен

Как упоминалось выше, проект “Энергетический мост Украина-ЭС” был задуман, в том числе, с целью найти кредитное финансирование в европейских банках на достройку ХАЭС-3, 4 под гарантии договора о долгосрочном экспорте электроэнергии с энергоблока ХАЭС-2 в Польшу, присоединив его к Бурштынскому энергоострову, синхронизированному с энергосистемой Евросоюза.

Проект предполагали реализовывать на основе государственно-частного партнерства. Процедуры выбора частного партнера затянулись аж до августа 2019 г.

А в апреле 2020 г. от представителя правительства Польши Петра Наимского, отвечающего за энергетическую политику, в Минэнерго Украины пришло официальное письмо.

В нем однозначно написано, что проект “Энергомост …очень амбициозный проект, и он не совместим с планами развития генерации и энергетической системы Польши… Официально принятые планы развития польской энергосистемы не учитывают и не предусматривают реконструкции и модернизации 750 кВ линии электропередачи Хмельницкая АЭС-Жешув”.

Также он подчеркнул, что “в сегодняшней экономической ситуации крайне необходимо ускорить инвестирование в энергетический сектор. И поэтому в проекте (Энергомост) нет убедительной ценности с точки зрения польских потребителей электроэнергии”.

Отдельно он отметил, что “… все попытки расширения Бурштынского острова противоречат усилиям, направленным на синхронизацию всей украинской энергосистемы с континентальной Европой”.

Итак, кредиты в европейских банках под проект “Энергомост” Энергоатом получить не сможет. И без этого проекта тоже, потому что необходимы государственные гарантии, а как недавно сообщил Минфин, их в этом году осталось только на 5 млрд. грн.

По ТЭО 2018 года в ценах 2017 года необходимый объем средств – 72 млрд. грн. За прошедшие два года цены на оборудование и услуги выросли, гривня ослабла. Так что речь может идти о значительно большей сумме для реализации проекта.

Внутри страны такие кредиты в наших банках даже под коммерческие проценты получить нереально. А с учетом сегодняшней ситуации с накоплением долгов на рынке электроэнергии и с упорством, достойным лучшего применения, в проведении проигрышной стратегии торговли своей электроэнергией “Энергоатомом”, вряд ли найдется инвестор для такого колоссального проекта с окупаемостью на десятилетия…

Так что, нереальность достройки ХАЭС очевидна даже, если бы был уже выбран тип ядерного реактора с технической точки зрения.

Не пишу здесь о ситуации в Объединений энергосистеме Украины (ОЭС) в этом году в связи с карантином, падением потребления электроэнергии, бурным ростом установленной мощности электростанций на возобнавляемых источниках энергии (ВИЭ), в связи с чем имеем диспетчерские ограничения и выведение в длительные ремонты энергоблоков АЭС.

Не секрет, что я всегда поддерживала развитие ядерной энергетики как низкоуглеродной технологии, наукоемкой, создающий высококвалифицированные рабочие места не только в этой отрасли, но и в таких смежных отраслях как: приборостроение, энергетическое машиностроение, проектирование и научно-конструкторские работы, строительство и монтаж.

Безусловно, необходима долгосрочная стратегия развития ядерной энергетики, учитывающая как экономические реалии, так и прогнозы развития секторов отечественной экономики.

Однако, опираться стоит не на проекты 45-летней давности и использовать 35-летние строительные конструкции, а современные тренды в реакторостроении.

Следует уже сейчас думать о том, какие все-таки реакторы стоит строить в будущем для замещения выводимых из эксплуатации советских реакторов, продление эксплуатации которых уже будет невозможно.

Что касается указа Президента №406\2020 от 22 сентября 2020 года, то юристы уже указали, что его содержание выходит за конституционные рамки полномочий Президента.

А п. 2 о переподчинении НАЭК “Энергоатом” Кабмину нарушает ч. 12 статьи 5 закона “Об использовании ядерной энергии и радиационную безопасность” и положения Гарантийного соглашения с Европейским банком реконструкции и развития (ЕББР) по предоставлению кредита на реализацию Комплексной (сведенной) программы повышения безопасности АЭС.

Источники говорят, что в Офисе Президента из 6 человек, которые были должны поставить визу на его тексте перед подписанием, 5 – отказались.

Указ появился после визита Президента Украины на Хмельницкую АЭС и его заверений в том, что он даст поручение Кабмину завершить строительство энергоблоков №3 и №4, озвученных в рамках предвыборной поездки для поддержки своей партии перед местными выборами.

А “заверения” эти возникли с подачи нового менеджмента “Энергоатома”, который уже пятый месяц всем рассказывает, как он может классно работать, вот только Минэнерго ему мешает. Ну, чисто как в известной поговорке о танцоре…

Поэтому я лично рассматриваю неконституционные поручения президента Кабмину как очередную серию многочисленных невыполнимых предвыборных обещаний, о которых действующие лица забывают до следующих выборов.

И хорошо, если забудут. Гораздо опаснее, если правительство отдаст под козырек и поручит “Энергоатому” заниматься достройкой ХАЭС: без проекта, без денег, без согласия ядерного регулятора. (Ольга Кошарная, член Экспертного совета при Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины, эксперт во вопросам ядерной энергетики, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий