Кто такой поставщик “последней надежды”, его задачи, и что должен знать о нем потребитель газа.

Переход бытовых потребителей к поставщику “последней надежды” (ППН) автоматизировали с 1 октября.

Это означает, что в случае потери поставщика, с которым у потребителя есть договор, Оператор газотранспортной системы может автоматически перевести его на обслуживание в ППН.

Но не более чем на два месяца. Обязанность потребителя – за это время найти себе нового поставщика.

Функция ППН – подстраховать бытовых клиентов газоснабжающих компаний от неожиданной потери поставщика, который по ряду причин не справился с работой в рыночных условиях.

ППН не ведет борьбу за клиента, не рекламируется свои услуги. Ему это не нужно, поскольку клиент попадает в ППН временно и может пользоваться услугами этого оператора не более 60 дней в году.

Есть случаи, когда основные функции ППН пытаются интерпретировать иначе. Поэтому рассмотрим основные факты и мифы о ППН для бытовых клиентов (физлиц).

Факты о ППН

  1. Потребитель газа не может самостоятельно выбрать ППН как своего поставщика.
  2. Попасть в ППН без уважительной причины нельзя.
  3. Причины, когда клиент газоснабжающей компании может попасть в ППН:

– поставщик обанкротился или ликвидирован;

– лицензия поставщика остановлена или аннулирована;

– клиента нет в реестре потребителей ни у одного из поставщиков (каждый поставщик имеет такие реестры. Все они составляют единый реестр потребителей. Такая система нужна, потому что клиент не может иметь двух и более поставщиков одновременно. Сверка реестров в этом помогает)

– поставщик не заказал для клиента газ.

  1. Бытовой клиент попадает в ППН автоматически. За этим следит Оператор газотранспортной системы Украины (ОГТСУ) и переводит бытовых клиентов на ППН при наличии соответствующей причины. Никаких заявлений бытовому потребителю писать не нужно.
  2. Потребитель может получать газ от ППН не более 60 дней в году. Потребитель может пойти к другому рыночному поставщику при первой возможности к завершению этих 60 дней.

Мифы о ППН

Миф №1. Поставщик “последней надежды” – механизм для монополизации рынка газоснабжающей компании “Нафтогаз Украины”, которая выиграла конкурс и стала ППНом до 2023 г.

Реальность. ГК “Нафтогаз Украины”, которая является также одним из рыночных поставщиков, увеличивает количество своих клиентов исключительно маркетинговыми механизмами.

Миф №2. ГК “Нафтогаз Украины” выставляет самые низкие цены на газ на рынке, чтобы опять же захватить как можно большее количество клиентов.

Реальность. ГК “Нафтогаз Украины” устанавливает цены для двух категорий потребителей. Первая категория – коммерческие клиенты компании. Вторая – клиенты ППН (таких, напомню, до сих пор нет).

При формировании цен ППН не учитывается наценка поставщика (обычно она нужна, чтобы у поставщиков были средства на развитие сервисных функций, маркетинг и т. д.).

Нашу логику разделяет и правительство, поскольку такое ценовое предложение стала победным для компании в конкурсе на поставщика “последней надежды”.

Миф №3. Автоматический переход к ППН противоречит нормам законодательства. Причины следующие: должен быть подписан договор оферты, пребывание на ППН дольше 60 дней не регламентировано законодательством.

Реальность. ППН в своей деятельности пользуется законодательными и подзаконными актами, которые приняты или утверждены соответствующими органами власти.

Например, в ст. 15 Закона Украины “О рынке природного газа” говорится, что Договор поставки между поставщиком “последней надежды” и потребителем считается заключенным с момента начала фактической поставки природного газа таком потребителю. (Максим Рабинович, директор ООО “Газоснабжающая компания “Нафтогаз Украины”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий