НАК “Нафтогаз Украины” пользуется своим правом на ответ и комментирует 10 основных замечаний Государственной аудиторской службы, которые выбрала “ЭП”.

6 октября «ЭП» опубликовала материал о финансовых нарушениях и недостатках в работе “Нафтогаза”, обнаруженных Госаудитслужбой во время ревизии за период с октября 2018 г. по конец декабря 2019 г.

Позже “ЭП» также опубликовала копию акта ревизии “Нафтогаза”, а также возражения компании на выявленные Госаудитслужбой нарушения. В соответствующем материале редакция выбрала 10 пунктов из документа, которые остались без ответа. Госкомпания накануне предоставила свои ответы на упомянутые вопросы.

  1. Продажа компанией ООО ГК “Нафтогаз Трейдинг” газа по заниженным ценам, в результате чего недополучено доходов на 1,77 млрд. грн. (пункт 69 замечаний НАК до заключения).
  2. Реализация в 2018-2019 гг. “Нафтогазом” газа по ценам на 845 млн. грн. меньше, чем его себестоимость той же компании “Нафтогаз Трейдинг” (пункт 23).

Мы объединяем ответ на эти два замечания, поскольку она касается типичных спекуляций на вопросе – продается газ дороже рынка, или дешевле? Такие вопросы возникают из-за отсутствия четкой фиксации рыночной цены в Украине.

В конкретно этом случае продажа природного газа осуществлялась для высвобождения оборотных средств по решению правления, а также – для предотвращения убытков из-за ожидаемого длительное падение цены природного газа на рынках ЕС в 2019 г.

Гасу предполагает, что весь газ можно было продать по ценам для промышленных потребителей, которые не подпадают под действие ПСО. К сожалению, так же, как и “Нафтогаз”, Гасу не выявила альтернативных предложений от участников рынка, которые на тот момент пожелали приобрести газ.

Гасу также самостоятельно опровергает собственное утверждение о низкой цене продажи, когда отмечает, что средневзвешенная цена газа на Товарной бирже “Украинская энергетическая биржа” была ниже, чем прейскурант “Нафтогаза”.

“Нафтогаз” и ГК “Нафтогаз Трейдинг” урегулировали взаимные обязательства в бесспорном порядке и не имеют претензий друг к другу. Предположение о “недополучении доходов” остается предположением и субъективной позицией аудиторов Гасу, не соответствует реалиям рыночной ситуации. Этот газ продали безубыточно и в рамках действующего законодательства.

  1. Не обеспечения “Нафтогазом” выполнения АО “Укргаздобыча” (“УГД”) “Концепции развития газодобывающей отрасли Украины”, что привело к недополучению доходов в 2018-2019 гг. примерно на 22,76 млрд. грн. (пункт 66).

Гасу не указывает, какие именно действия “Нафтогаз” как акционер “Укргаздобычи” не сделал, и не выявила нарушения законов или иных нормативно-правовых актов.

Для истории напомним, что реализация Концепции развития газодобывающей отрасли Украины рассчитана на пять лет – с 2016 по 2020 г. Соответственно, на дату составления Акта ревизии (02.09.2020) период реализации Концепции продолжается.

Тем не менее, задержки в исполнении очевидны, ведь так и не были решены проблемы, указанные Концепцией и Планом мероприятий по ее реализации.

Например, “Нафтогаз” с 2015 г. информировал правительство, что имеющейся ресурсной базы “Укргаздобыча”, по оценке независимых иностранных экспертных компаний (Ryder Scott, Miller and Lents, DeGolyer and MacNaughton), недостаточно для обеспечения роста добычи.

Основное условие увеличения добычи – получение новых специальных разрешений на недропользование. Согласно Концепции, с 2016 г. “Укргаздобыча” должна была получить спецразрешения на 60-80 новых перспективных нефтегазоносных площадей.

Зато, по состоянию на 01.09.2020 г., предприятие с 2016 г. получило разрешения только на 35 новых участков (из которых 14 спецразрешений приобрело на аукционе в 2019 г.).

С 2014 г. “Укргаздобыча” не получила ни одного одобрительного решения о выдаче специальных разрешений от Полтавского облсовета.

На этих участках за 2016-2020 гг. должны были пробурить около 70 продуктивных скважин, из которых ожидалось получать: в 2017 г. – около 80 млн. куб. м, в 2018 г. – около 360 млн. куб. м, в 2019 г. – 1700000000 куб. м, а в 2020 году – 2800000000 куб. м.

  1. Скрытое кредитование “Укргаздобычи” на 217,5 млн. грн. и риск потери разрешений на пользование недрами, в результате бездеятельности относительно расторжения договора на разработку месторождений “УГД” (пункт 65).

Прежде всего – “скрытое кредитование” не является дисциплинарным, административным или уголовным правонарушением.

Речь идет о работах, которые “Нафтогаз” заказал для разведки и дальнейшей разработки на Руновщинской и Будищанско-Чутовской площадях.

Финансовый план “Нафтогаза” ежегодно утверждается довольно поздно (в декабре, обычно), поэтому нам запрещено осуществлять капитальные инвестиции. Но на указанных площадях было три продуктивные скважины и мы не хотели их потерять.

Поэтому в 2016 г. заключили соглашение с “Укргаздобычей” на разработку этих месторождений. Иронично, но именно после этого начались попытки изъять у “Нафтогаза” эти спецразрешения.

В ноябре 2017 Государственная служба геологии и недр Украины аннулировала наши спецразрешения на эти площади. В таком случае Кодекс о недрах требует провести консервацию скважин, что и сделала «Укргаздобыча” за счет “Нафтогаза”.

  1. Заключение договора на сумму 61,8 млн. грн. с нарушением законодательства о закупках. Речь идет о нарушениях при закупке аудиторских услуг (пункт 85).

Единственная претензия Гасу к этой закупке: участник, выигравший тендер, не предоставил копии всех страниц трудовых книжек 6 сотрудников из 114 сотрудников компании , которые были привлечены к аудиту.

Но мы этого и не просили. Мы требовали предоставить информацию не менее как для 100 (ста) работников , которые непосредственно вовлечены в аудиторских услуг. Победитель предоставил более 100 трудовых книжек .

А теперь перевод с бюрократической: Гасу имеет очень важное замечание к закупке, потому что участник “большой четверки” Ernst & Young предоставил копии 108 трудовых книжек, а не 114 .

  1. Авансирование компаний Uniper Global Commodities SE и RWE Supply & Tradiding GmbH на приобретение газа на 2,436 млрд. грн. При этом в 2020 г. стоимость топлива значительно снизилась, что могло привести к дополнительным расходам (пункт 80).

Это субъективная позиция Гасу. “Нафтогаз” осуществил предоплату, чтобы гарантировать стабильное поступление природного газа. Ведь в начале осени 2019 были высокие риски срыва отопительного сезона 2019/2020 из-за возможного форс-мажора на рынке, в случае отказа “Газпрома” подписать новый контракт на транзит.

Чтобы минимизировать риски мы провели расчеты и определили, что целесообразно обеспечить импорт дополнительных 2,4 млрд. куб. м газа в течение четвертого квартала 2019 и/или около 15 млн. куб. м в сутки в течение первого квартала 2020 г.

  1. Не внесенные в уставный фонд компании здания по улице Богдана Хмельницкого, 6 и незавершенного строительства офиса на Луначарского, 2 стоимостью 300 млн. грн. (пункт 83).

Это вопрос к акционеру. По этой причине Гасу рекомендовала Минэкономики принять соответствующие решения, которые необходимы для внесения этих объектов в уставный фонд компании.

  1. Необоснованная выплата премий членам правления на сумму 31,7 млн. грн. при отсутствии утвержденного правительством финансового плана на 2019 г. (пункт 74).

Гасу по результатам ревизии установила, что в законодательстве (в том числе – в постановлениях, распоряжениях правительства как акционера Компании на период, который проверялся) не предусмотрено никаких уменьшений размера вознаграждений или запрет выплачивать премии членам правления при неутвержденного финансового плана.

Кроме того, уменьшение зарплаты должен соответствовать требованиям трудового законодательства, быть обоснованным и соглашаться с профсоюзными организациями.

  1. Представление проектов финансовых планов на 2018-2019 гг. позже установленного срока, то есть не в установленном порядке (пункт 65).

“Нафтогаз” составляет финансовые планы с учетом специальных обязанностей на рынке природного газа, возложенных на компанию решением правительства.

Компания неоднократно заранее (до начала следующего финансового года) обращалась к правительству, как акционеру, и другим центральным органов исполнительной власти, чтобы прояснить вопрос установления уровня цен (для продажи природного по условиям ПСО), порядок получения и размер компенсации за выполнение специальных обязанностей на рынке газа.

Ситуация осталась без внимания Кабмина и ответственных министерств.

Даже в условиях неопределенности этих факторов “Нафтогаз” подал на рассмотрение финансовый план на 2018 г. – 20 ноября 2017. Однако, финансовый план Компании на 2018 не был утвержден вообще.

Аналогичная ситуация складывалась с финансовым планом на 2019 г.: в октябре 2018 правительство обновил положение о ПСО на рынке газа, что привело к изменениям проекта финансового плана “Нафтогаза”. Финансовый план на 2019 был направлено на согласование в Кабинет министров 27 декабря 2018 г.

  1. Не устранение нарушений, выявленных предыдущими ревизиями на 442 млн. грн. (пункт 64).

Компания не может выполнить требования по предварительным ревизиям Гасу, поскольку они являются предметом рассмотрения суда. До окончательного решения суда, которое вступит в силу, у “Нафтогаза” нет правовых оснований для их выполнения. («Нафтогаз Украины”, национальная компания, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий