Китай может снизить закупку российского СПГ в ближайшие годы. Речь идет о 5-8 млрд. куб. м в год на сумму до $1,5 млрд., подсчитали для “Известий” аналитики.
Ранее китайская нефтегазовая компания PetroChina представила оптимистичный прогноз о ситуации с газом в стране. В компании считают, что спрос в Поднебесной в перспективе 15 лет удвоится, но большая часть потребляемого в 2035 г. газа будет обеспечена за счет собственной добычи. Глава Минэнерго России Александр Новак ранее прогнозировал, что доля России на мировом рынке СПГ может составить 25%. Но без китайского рынка достичь этого показателя будет проблематично, считают эксперты.
Производственный рост
Прогноз о ситуации с газом PetroChina представила на отраслевой конференции в Шанхае 20 октября, указывает издание Petroleum Economist. По словам представителя компании, годовой спрос Китая в течение следующих 15 лет может удвоиться, достигнув 620 млрд. куб. м в год к 2035 году. При этом большая часть потребляемого голубого топлива, по прогнозу PetroChina, будет обеспечена собственной добычей.
К 2035 г. внутренние мощности газоснабжения Поднебесной достигнут 520 млрд. куб. м в год, включая 220 млрд. куб. м обычного газа, 100 млрд. сланцевого газа, 50 млрд. метана угольных пластов и 150 млрд. синтетического природного газа угольного происхождения, указано в работе.
“Прогноз вполне реалистичен, учитывая, насколько сильно расширяется область применения природного газа и СПГ. Китай в ближайшие годы останется одной из самых быстрорастущих экономик мира, сохранив за собой статус мировой фабрики. Конечно, им понадобятся колоссальные объемы энергоносителей для обеспечения работы транспорта и промышленных предприятий”, – отметила аналитик ИК QBF Ксения Лапшина.
Если собственное производства газа действительно вырастет, как прогнозирует PetroChina, Китай может как снизить объемы импортируемого топлива, так и пересмотреть участие в новых проектах, считает эксперт Финансового университета при правительстве Игорь Юшков.
Рисковые перспективы
Сейчас в Китай российский газ поставляют несколько компаний: “Газпром” через газопровод “Сила Сибири”, НОВАТЭК свой СПГ с проекта “Ямал СПГ” через Северный морской путь, а также незначительные объемы Sakhalin Energy.
Поставки через “Силу Сибири” будут только увеличиваться, так как подкреплены долгосрочным соглашением, сказал Игорь Юшков. Договор на поставку топлива между “Газпромом” и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией был подписан в мае 2014 года на 30-летний срок. По нему объем контрактных поставок “Газпрома” в Китай в 2020 году составит 5 млрд. куб. м, в 2021 году – 10 млрд., а в 2022-м – 15 млрд., сообщал в конце 2019 года начальник департамента “Газпром экспорта” Андрей Зотов.
Если поставки газа через “Силу Сибири” вне зоны риска, то от покупки российского СПГ Китай может отказаться, считают эксперты. Речь о возможных потерях 5-8 млрд. куб. м в год стоимостью до $1,5 млрд., подсчитал заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
В НОВАТЭКе не опасаются сокращения поставок, поскольку у “Ямал СПГ” заключены долгосрочные контракты, в том числе с китайскими потребителями, сказали “Известиям” в компании. Поднебесная – второй по величине потребитель СПГ в мире и один из наиболее перспективных энергетических рынков, добавили в НОВАТЭКе.
В зоне риска может оказаться новый проект “Сила Сибири – 2” – магистральный газопровод из России в Китай через территорию Монголии, полагает Игорь Юшков. В начале сентября 2020 года стало известно, что “Газпром” начал его проектировать. Экспортная мощность может составить до 50 млрд. куб. м газа в год.
Ощутимая потеря
В перспективе доля России на глобальном рынке СПГ может достигнуть 25% от общемирового объема, заявлял недавно глава Минэнерго Александр Новак. Но без китайского рынка достичь такого показателя будет проблематично, полагает руководитель ИАЦ “Альпари” Александр Разуваев.
“Четверть мирового рынка СПГ и так амбициозная задача, а без поставок в Китай ее реализация для России в принципе маловероятна. Конечно, сегодня основные поставки газа из нашей страны приходятся на Европу, но Китай будет увеличивать объемы потребления и является важным и перспективным рынком”, – отметил эксперт.
“Известия” направили запрос в Минэнерго. Там на момент публикации не ответили.
Прогнозы и реальность
Риск, что Китай сократит импорт газа, действительно есть, полагает президент Института энергетики и финансов Марсель Салихов. Но при этом остается под сомнением возможность столь явного роста производства внутри Поднебесной, считает он. Прогнозы бурного увеличения внутреннего производства должны подкрепляться фактическим результатами, указал эксперт. В последние годы внутренний спрос в Китае увеличивался быстрее внутреннего производства, подчеркнул аналитик.
“Китай уже более пяти лет назад поставил задачу нарастить внутреннее производство за счет сланцевого газа и метана угольных пластов. Однако, как показал практический опыт, возникло достаточно много технических сложностей. Себестоимость производства также снижается достаточно медленно, официальные прогнозы и прогнозы компаний регулярно не сбываются”, – объяснил Марсель Салихов.
В 2019 году добыча сланцевого газа в Китае составила около 15 млрд. куб. м – втрое больше, в 2015-м (4,8 млрд. куб. м). Но это примерно на четверть ниже, чем ожидалось по официальным прогнозам.
Внутренняя добыча газа в Китае будет расти, но ее будет недостаточно для того, чтобы обеспечить растущий спрос, указано в презентации “Газпрома”, с которой ознакомились “Известия”. Производство, вероятно, достигнет 300 млрд. куб. м к 2035 году. Потребление же к этому сроку может достигнуть 610 млрд. куб. м, говорится в материалах компании.
Прогноз PetroChina выглядит маловероятным, считает Александр Фролов. В Китае уже делалось немало прогнозов по поводу роста собственного производства газа. Но далеко не все из них оказались корректны, заметил он. PetroChina инвестирует в развитие технологий добычи газа, а также является крупнейшим производителем сланцевого газа в Китае, отметил эксперт. В этом контексте заявление компании могло быть сделано ради повышения инвестиционных ожиданий, заключил эксперт.
В PetroChina и посольстве Китая в Москве на момент публикации не ответили на запросы “Известий”. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)