Четыре года назад, 4 ноября 2016 г., в мире вступило в силу Парижское соглашение по климату. Документ закрепляет намерения стран бороться с глобальным потеплением. Несмотря на то, что договор был подписан несколько лет назад, ратифицировали его лишь в 2020 г.

Агентство нефтегазовой информации выделило ключевые факты Соглашения и какие подводные камни таятся под новыми поправками.

Соглашение об уменьшении выбросов

Первый, и, пожалуй, самый важный документ Соглашения был подписан 12 декабря 2015 года в рамках 21-й конференции рамочной конвенции об изменении климата в Париже. Делегации со всего мира пришли к решению, не допустить превышения глобальной среднегодовой температуры на планете к 2100 году более чем на 2°С от доиндустриального уровня. Также стороны намерены сделать все возможное для удержания потепления в пределах 1,5°С.

Чтобы достичь поставленных целей, участники документа обязались к 2020 году разработать национальные стратегии перехода на “зеленые” технологии и безуглеродную экономику, принять национальные планы по снижению выбросов CO2 в атмосферу, а также пересматривать их каждые пять лет в сторону усиления. Одним из самых важных пунктов, стало перечисление в зеленый климатический фонд $100 млрд. от развитых стран для помощи слаборазвитым и наиболее уязвимым сторонам.

На смену старому всегда приходит новое

Парижское соглашение пришло на смену первому глобальному соглашению об охране окружающей среды – Киотскому протоколу. Он считается дополнительным документом к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 года. Договор был принят в 1997 году в японском городе Киото, в силу вступил лишь в 2005 году. Изначально предполагалось, что протокол закончит действовать 31 декабря 2012 года и будет заменен новым документом. Однако в связи с тем, что соглашение о дальнейшем режиме климатического регулирования не было согласовано, принято решение о его продлении на 5 лет – до 31 декабря 2017 года, а затем – до 2020 г.

В чем же отличия двух, на первый взгляд, одинаковых, соглашений?

Парижское соглашение не ставит перед странами количественные обязательства по снижению или ограничению выбросов CO2. Каждый участник самостоятельно определяет свою политику в этой сфере. Также документ не несет за собой строгое соблюдение прописанных пунктов соглашения: показатель должен быть достигнут “настолько скоро, насколько это окажется возможным”. Комиссия экспертов лишь может проверять информацию, которую ей предоставляют страны об их достижениях. И, обязательства по исполнению сокращения выбросов парниковых газов берут на себя все участники, независимо от их экономического самочувствия, ориентации целевых показателей и другого. Таким образом, новый документ можно назвать более либеральным по отношению к Киотскому протоколу, который закончил свое действие в этом году.

А кто участники?

Парижское соглашение ратифицировано 186 странами и Евросоюзом. Выйти из соглашения можно через три года после его вступления в силу. Страна, вышедшая из рамочной конвенции об изменении климата, также считается расторгнувшей договоренности по Соглашению.

Так, в 2017 году о своем намерении покинуть Парижское соглашение заявил президент США Дональд Трамп: “Не выходить из соглашения от нас требуют те же страны, чьи торговые ограничения обходятся Америке в триллионы долларов, и которые во многих случаях небрежно относятся к своему вкладу в наш критически важный оборонный альянс”.

По его мнению, защита окружающей среды – важная задача, но ее выполнение не должно сопровождаться ненужными затратами, которые становятся финансовым бременем для американских граждан. В сентябре Соединенные Штаты решили все же остаться в рамках соглашения, однако с условием корректировки своего участия в нем.

Примечательно, что США – второе в мире государство по объему выбросов углекислого газа в мире после Китая. И его отказ от участия в соглашении может стать заразительным для других участников договора. Отметим, что наибольшими загрязнителями атмосферы являются Китай, США, Индия и Россия.

В 2019 г. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) организовал пресс-конференцию, на которой Грета Тунберг объявила, что подает иск против пяти стран, которые игнорируют необходимость снижать эмиссию СО2 по Парижскому соглашению: Аргентины, Бразилии, Франции, Германии и Турции.

Россия в деле

В 2019 году страна приняла решение о вступлении в Парижское соглашение по климату. 23 сентября премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление.

Как мы уже говорили выше, Россия занимает одну из лидирующих позиций по уровню выбросов углекислого газа в атмосферу – около 4,6% от общего объема.

После принятия соглашения власти РФ начали двигаться в направлении ужесточения законодательных мер в сфере экологии. Также Россия передает в международные организации данные о выбросах отечественных предприятий. Министр энергетики РФ Александр Новак отметил, что страна активно работает по климатической повестке, сокращает уровень парниковых газов и выбросов углекислого газа. Эта работа ведется на систематическом уровне.

Но в РФ не все поддерживают решение о вступлении в Парижское соглашение по климату. Так, по мнению Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), законопроект негативно отразится на темпах экономического роста, а обязательство довести выбросы в атмосферу ниже уровня 1990 года Россия уже перевыполнила.

В свою очередь основатель партии “Яблоко” Григорий Явлинский утверждает, что присоединение РФ к договору по климату – не более чем пиар-ход.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в материале для Агентства нефтегазовой информации отмечал, что логическим продолжением Парижского соглашения будет честное признание, что людей на Земле слишком много. И потребляют они слишком много. Производителей углеводородов заставят платить дополнительные деньги на всех этапах производства – от привлечения финансирования до сбыта продукции: “И эти деньги будет терять российский бюджет. Ну, или российские потребители топлива и электроэнергии. Исходя из этого, по первому пути России идти просо опасно”.

Подводные камни

Одним из пунктов, который постоянно обсуждается экспертами мирового уровня, является меры контроля за исполнением Парижского соглашения. Многие критики говорят о том, что необходимо как можно жестче отслеживать договоренности, чтобы к указанным срокам достичь необходимых показателей по выбросам CO2. В связи с чем климатолог Джеймс Хансен назвал документ “мошенническим”.

Не осталась в стороне и финансовая составляющая соглашения. Страны-участники с развитой экономикой должны оказывать поддержку развивающимся странам. Пока сумма фиксирована. Но со временем она, безусловно, будет расти.

Например, Китай и Индия не платят взносы, являясь развивающимися странами. Им только предстоит пройти пик выбросов. Россия же пока что относится к странам с “переходной экономикой”, но многие критики до сих пор придерживаются мнения, что в скором времени страна будет вынуждена также оплачивать квоты для поддержки других стран. Это, в свою очередь, по мнению экспертов, грозит повышением внутренних тарифов для жителей РФ. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий