Из-за боязни чиновников влияния Андрея Коболева до $5 млрд. доходов от транспортировки газа по магистральным газопроводам Украины вместо государственного бюджета будут перечислены НАК “Нафтогаз Украины”. Как так случилось? И что с этим делать?

В конце 2019 одна государственная компания – группа “Нафтогаз” – продала оператора газотранспортной системы (ГТС) другой государственной компании – АО “Магистральные сети Украины” (МГУ).

Для хранения возможности судебного иска к Газпрому от Нафтогаза в договор купли-продажи была вписана формула цены, которая предусматривает вымывание прибыли от деятельности ГТС в пользу Нафтогаза в течение ближайших 15 лет.

Таким образом, за 15 лет Нафтогаз вместо госбюджета, получит от 50 до 150 млрд. грн. в зависимости от объемов прокачки и потребления газа в Украине.

После подписания транзитного контракта между Нафтогазом и Газпромом в предпоследний день 2019 г. эта формула перестала быть актуальной. В Минфине настаивают, что в период коронакризиса и рост государственного долга, дивиденды оператора ГТС нужны государственному бюджету.

Зато эти деньги растворятся в резервах Нафтогаза. БЦ исследовал, как так произошло и почему Кабмин не меняет договор купли-продажи ГТС.

Как заключался контракт на транзит российского газа?

В конце 2019 был закончиться 10-летний контракт на транзит российского газа по территории Украины, который был заключен между НАК “Нафтогаз Украины” и российским АО “Газпром” в 2009 году.

Как сообщал БизнесЦензор, до завершения проекта “Северный поток 2” Газпрома сложно отказаться от услуг украинской ГТС. Без украинского транзита Газпром не смог бы выполнить свои контракты на поставку газа в Европу.

Впрочем, с лета 2019 Газпром активно закачивал газ в европейские подземные хранилища газа (ПХГ) и контрактовал поставки сжиженного газа в Европу, чтобы уменьшить объемы транзита “трубного” газа по территории Украины.

Поэтому Украина готовилась к “нулевому транзита” с января 2020 года. Нафтогаз активно покупал газ и закачивал его в свои ПХГ.

К тому же, компания направила в Стокгольмский арбитраж очередной иск с требованием от Газпрома компенсировать неполученную доход от транзита на $ 12 млрд.

Новая транзитное соглашение сроком на 5 лет таки было подписано 30 декабря 2019. Ее исполнителем стала новое юрлицо – ООО “Оператор газотранспортной системы Украины” (ОГТСУ), хотя подписантом контракта со стороны Украины и заказчиком услуг на прокачку газа остался Нафтогаз.

Кроме того, между Газпромом и Украиной была подписано мировое соглашение. Согласно ей Газпром перечислил Нафтогазу около $3 млрд., которые проиграл в Стокгольмском арбитраже по делу относительно предыдущего транзитного контракта. А Украина, со своей стороны, отказывалась от упомянутого иска на $ 12 млрд.

Как появился новый оператор ГТС?

Как появилась ОГТСУ? Дело в том, что для подписания нового транзитного контракта Украина должна адаптировать управлению своей ГТС под европейские правила.

Еще с 2009 г. в ЕС действуют правила, названные Третьим энергетическим пакетом. Их суть в том, что владелец поставщика энергоносителя – газа или электроэнергии – не может владеть инфраструктурой для его транспортировки. В Украине этот процесс назвали анбандлинг (unbundling, разделение).

Анбандлинг делается для того, чтобы поставщики не злоупотребляли естественными монополиями для ограничения доступа потребителей к инфраструктуре, или повышение цен не энергоносители.

Нафтогаз до 2020 г. одновременно обладал и крупнейшей газодобывающей компанией – АО “Укргаздобыча” и оператором ГТС – АО “Укртрансгаз” (УТГ).

Еще с 2017 года правительство Владимира Гройсмана пытался забрать у Нафтогаза ГТС. Но председатель правления Нафтогаза Андрей Коболев не отдавал “трубу”.

Его позиция заключалась в том, что пока Нафтогаз судится с Газпромом в Стокгольме, он должен быть выгодоприобретателем от деятельности украинской ГТС. С изменением владельца инфраструктуры тяжбу пришлось бы начинать с нуля.

Кроме того, Коболев указывал, что передача ГТС по сценарию правительства несла в себе коррупционные риски.

Как происходил анбандлинг?

Еще в январе 2017 правительство создал нового оператора ГТС – АО “Магистральные газопроводы Украины” (МГУ) в сфере управления Минэнерго.

МГУ возглавил Валерий Ноздрин – человек из команды экс-главы УТГ Игоря Прокопива, который, в свою очередь, был креатурой экс-премьера Арсения Яценюка.

Руководитель Нафтогаза Коболев указывал на финансовые злоупотребления Прокопива и добился его освобождения от должности руководителя УТГ в феврале 2017 года.

В сентябре 2018 должность директора МГУ занял Александр Лисниченко, бывший менеджер в сети АЗС Shell. А в октябре 2019 МГУ передано от Минэнерго к сфере управления Министерства финансов.

Лисниченко, который до сих возглавляет МГУ, после изменения устава компании в 2020 году потерял большинство своих полномочий и мало влияет на деятельность оператора ГТС.

Правительство Гройсмана предлагал сделать анбандлинг по модели Ownership Unbundling (OU) – разделение собственности.

Модель OU предусматривала передачу ГТС вместе с персоналом и материальной базой от УТГ в МГУ.

Нафтогаз, указывая на отсутствие опыта, ресурсов и специалистов в правительстве, предложил другую модель Independent System Operator (ISO) – независимый системный оператор.

Модель ISO предусматривала создание внутри УТГ отдельного юрлица – независимого оператора. В дальнейшем он должен был быть передан (продан) МГУ.

Именно по этому сценарию в феврале 2019 было создано ООО “Оператор ГТС Украины”, или ОГТСУ. Нового оператора ГТС возглавил Сергей Макогон – человек из команды Андрея Коболева.

Как Нафтогаз продал Оператора ГТС?

Юридически отделения ОГТСУ от Группы Нафтогаз состоялось 1 января 2020. Согласно законодательству, УТГ имел продать МГУ нового оператора ГТС.

Детальный план и условия продажи были утверждены постановлением №840 с сентября 2019 года, изданная уже правительство Алексея Гончарука.

В феврале 2019 своим распоряжением №1086 Кабмин согласовал проект договора купли продажи ОГТСУ между УТГ и МГУ.

Соглашение было подписано 22 ноября 2019. Со стороны продавца ее подписал руководитель УТГ Сергей Алексеенко. Со стороны покупателя – глава МГУ Александр Лисниченко.

Несмотря на общественную важность этого документа, договор нигде не публиковался в открытом доступе. БизнесЦензор впервые публикует его.

Из чего складывается цена ГТС?

Цена ГТС делится на две составляющие. Первая – так называемый первоначальный платеж в сумме 3800000000 грн., который должен быть осуществлен в 2020 г. Это цена стоимости имущества, переданного в уставный капитал ОГТСУ.

Эта выплата происходит чисто юридически. Нафтогаз должен перечислить 3800000000 грн. в спецфонд госбюджета. Оттуда деньги поступят МГУ, которое заплатит ними УТГ.

Такое обращение денег по кругу должен быть осуществлен, чтобы не нарушать законодательство.

Гораздо интереснее вторая составляющая цены – так называемая динамическая составляющая . Она предусматривает, что МГУ будет 15 лет перечислять деньги УТГ в качестве “упущенной выгоды” от оперирования ГТС.

Сумма ежегодных расчетов составляется по формуле. Если грубо, сумма ежегодной выплаты равна доходу ОГТСУ от предоставления услуг по транспортировке газа, минус операционные расходы, налог на прибыль, амортизация на активы созданы после января 2020 г., 2% от прибыли.

Всю формулу можно прочитать в договоре.

По сути, МГУ 15 лет будет перечислять Нафтогаза все дивиденды , которые должен получать государственный бюджет.

Как говорил в интервью БЦ директор ОГТСУ Сергей Макогон, общая сумма выплат за 15 лет может составить 50-70 млрд. грн. . По подсчетам источников БЦ в Минфине, эта сумма может достичь 150 млрд. грн. .

Она будет зависеть от объемов потребления (прокачка) газа в стране и от объемов транзита российского газа в эти 15 лет.

Зачем была применена динамическая составляющая цены?

Дело в том, что договор купли-продажи ОГТСУ заключался в ноябре 2019 года, когда еще не был подписан новый транзитный контракт с Газпромом.

На тот момент большинство наблюдателей предсказывали, что Газпром будет шантажировать Украину не подписанием договора крайней мере до весны 2020 года.

Зато Нафтогаз уже в начале ноября 2019 подал в Стокгольмский арбитраж иск к Газпрому по недополучения выгоды от прекращения транзита.

Но в случае продажи ОГТСУ за фиксированную сумму, за соблюдение выгоды должна судиться МГУ, а не Нафтогаз.

“Важно, что невключение положений о динамической составляющей цены в договор привело бы к потере Группой Нафтогаз права требовать у Газпрома компенсации стоимости украинской ГТС через амортизацию или экономическое обесценение в арбитраже относительно пересмотра ставки платы за транзит”, – говорится в ответе Нафтогаза на запрос БизнесЦензор.

Проблема “черной дыры” Нафтогаза

В конце года транзитный контракт между Газпромом и Нафтогазом таки был подписан. Между Украиной и Газпромом заключено мировое соглашение, в котором Газпром взял на себя новые обязательства.

К тому же, Нафтогаз является стороной контракта на транзит с Газпромом. По словам источников БЦ в Нафтогазе, компания получает за администрирование этого контракта около 4-5% стоимости прокачки российского газа по украинской ГТС.

Иными словами, в 2020 году потребность динамической составляющей цены потеряла актуальность. Зато государственному бюджету нужны дивиденды от оператора ГТС, который только за 9 месяцев 2020 показал 20300000000 грн. чистой прибыли.

Вместо того чтобы пойти в бюджет в качестве дивидендов, большая часть прибыли МГУ будет выплачена Нафтогаза в качестве “динамической составляющей цены ГТС”.

При этом, Нафтогаз имеет около 100 млрд. грн. дебиторской задолженности за газ от предприятий Теплокоммунэнерго, операторов газораспределительных сетей, и поставщиков газа, имевших специальные обязанности по поставке газа населению.

Согласно правилам международной финансовой отчетности компания формирует финансовые резервы под эти долги.

“В Нафтогазе эти деньги растворятся в их резервах под долги, и госбюджет их не увидит”, – жалуется на условиях анонимности собеседник БЦ в Минфине.

Негативные последствия вымывания прибыли ОГТСУ?

Деньги ОГТСУ нужны самому оператору ГТС на модернизацию инфраструктуры. Последние годы, несмотря на то, что Укртрансгаз имел стимулирующее тарифное регулирование, компания мало инвестировала в ГТС.

В частных разговорах менеджеры Группы Нафтогаз объясняли это тем, что в условиях прекращения транзита с 2020 года, эти инвестиции просто пропадут.

Теперь же директор ОГТСУ Сергей Макогон наоборот говорит о необходимости инвестиций в адаптацию ГТС к возможному прекращению транзита российского газа через пять лет.

В случае отсутствия собственных средств, ОГТСУ будет требовать их у своего акционера – Минфина.

Министерство может либо заложить их в расходную часть госбюджета. Или предоставить разрешение на привлечение кредитных средств. Это, в свою очередь, увеличит государственный долг, который Минфин пытается минимизировать.

Кроме того, в договоре купли-продажи прописано, что в случае задержки МГУ платежей, Нафтогаз имеет право обратиться в суд.

Результатом такой тяжбы может стать отмена передачи уставного капитала ОГТСУ от УТГ в МГУ. Нафтогаз снова станет владельцем оператора ГТС.

Это автоматически приведет к потере сертификации оператора украинской ГТС, как независимого системного оператора по европейским правилам.

Что дальше?

Примечательно, что министр финансов Сергей Марченко сегодня занят борьбой с Верховной Радой за сохранение своего поста.

Чтобы избавиться от головной боли в качестве оператора ГТС, он неоднократно выражал желание передать МГУ в сфере управления Минэнерго. Исполняющая обязанности министра энергетики Ольга Буславец не против.

Однако это приведет к тому, что Минэнерго одновременно станет владельцем и генерирующих компаний – НАЭК Энергоатм и Укргидроэнерго, и системного оператора. Реализация такой инициативы может привести к потере сертификации оператора ГТС.

И источники БЦ в Минфине, и Нафтогаз в ответе на запрос БЦ, признают переговоры по пересмотру динамической составляющей цены в договоре купли-продажи.

Согласно закону Кабмин, как акционер Нафтогаза, мажет дать поручение руководству компании внести изменения в договор. Менеджмент Нафтогаза должен выполнить такое распоряжение своего акционера.

Впрочем, источники БЦ в Кабмине говорят о том, что Нафтогаз настаивает на сохранении формулы. Якобы, если ее убрать Газпром в то же время разорвет транзитный контракт.

В Кабмине в это утверждение не верят. Единственное, что сдерживает правительства инициировать изменение договора – это страх перед влиятельности главы Нафтогаза Андрея Коболева.

” Его все боятся, он второй премьер-министр в стране. А с победой Джо Байдена на выборах президента США его влиятельность только вырастет “, – говорит собеседник БЦ в правительстве.

Ни одна из заинтересованных сторон не дала согласия на общение с БЦ на эту тему.

Директор ОГТСУ Сергей Макогон, заместитель министра финансов Юрий Драганчук, курирующий эту сферу в Минфине, член правления Нафтогаза Сергей Перелома, который курирует эту сферу в Нафтогазе – или проигнорировали предложение БЦ пообщаться, или отказались от разговора. (Сергей Головнев, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий