Вторая волна пандемии коронавируса и новый локдаун в Украине могут крайне больно ударить по добыче газа.
Если количество активных буровых станков по сравнению с 2019 г. снизилось почти на 70%, то повторный шок в экономике грозит не меньшими убытками. Справиться с ним без помощи государства представителям отрасли будет сложно.
Об этом сказал исполнительный директор Ассоциации газодобывающих компаний Украины Артем Петренко на V Киевской конференции по современным методам бурения и увеличения добычи нефти и газа, сообщила Kosatka.Media.
Ущерб от COVID-19 в мире и Украине
В 2020 году на отрасль повлияла как теплая зима (из-за этого цены на газ в Европе в отопительный сезон были аномально низкими), так и спад производства из-за жесткого карантина весной и в начале лета. Из-за этого крупнейшие мировые компании потеряли миллиарды долларов, которые они могли бы вложить в развитие.
– Shell – получила 18,15 млрд. евро убытков в первом полугодии 2020 года;
– ExxonMobil – капитализация упала на 52%;
– Total – получила убыток $8,33 млрд. в первом полугодии 2020 года, тогда как в 2019 г. за это период получила чистую прибыль более $5 млрд.;
– ENI – получила убыток 7,34 млрд. евро.
Более точное понимание того, как на сектор добычи повлияла пандемия, дают объемы инвестиций, в первую очередь – количество активных буровых установок. Петренко, ссылаясь на данные Baker Hughes Rig Count, сообщил, что снижение бурения составило в мире от 30% до 70%.
“В общей сложности в самой крупной нефтегазодобывающей стране мира – США – объемы бурения упали более, чем на 60%. Конечно, в Штатах есть проблема со сланцевым газом, который дает большие объемы добычи. Сейчас инвестиции сокращаются или становятся нулевыми, потому что стоимость углеводородов не дает возможности инвестировать в добычу”, – прокомментировал Петренко.
Украина повторила мировую тенденцию и вследствие пандемии и других факторов количество буровых станков упало на 68% – с 79 в октябре 2019 года до 25 в октябре 2020 года. Также в стране падает добыча природного газа. Если в 2018 году она составила 21 млрд. м3, в 2019 году – 20,7 млрд. м3, то по прогнозу к концу 2020 года добыча снизится до 20,3 млрд. м3.
Напомним, НАК “Нафтогаз Украины” запускает новую программу разведки и добычи газа. Это уже третий ее вариант, который пришел на смену “Программе 20/20” и “Тризубу”.
Что будет с добычей в Украине
В Ассоциации газодобывающих компаний Украины считают, что если случится новый локдаун, рынок углеводородов перенасытится и упадут цены, то кризис усугубится.
“Все украинские газодобывающие компании пересмотрели свои инвестиционные возможности, кто-то больше, кто-то меньше. Им нужна поддержка государства, которое должно стимулировать новые капиталоемкие инвестиции”, – сказал Петренко.
Какой помощи просят производители:
– стимулирование нового бурения;
– продление до 2030 года стимулирующего налогообложения для инвесторов (“стабилизационное предостережение”, которое не дает возможности повысить арендную ставку на новые газовые скважины);
– нужно стимулировать бурение новых нефтяных и конденсатных скважин, и дать стимулы возобновлять работу ликвидированных и законсервированных скважин;
– разработка нетрадиционных углеводородов + нулевая рента для них.
По словам Артема Петренко, налоговые льготы – действенный метод стимулирования добычи. В частности снижение ставки ренты до 12%/6% для новых скважин (в зависимости от их глубины) способствовало тому, что за неполные 3 года было пробурено почти 220 скважин, добыча на которых с 0,5 млрд. куб. м в 2018 г. достигнет 2,5 млрд. куб. м по итогам 2020 г.
Ранее сообщалось, что бурение новых газовых скважин в Украине экономически не выгодно, если цена на природный газ составляет меньше $200 за тысячу кубометров. (Ярослав Маркин, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)