В Украине существенными темпами растет количество электромобилей. Автомобилисты, руководствуясь мотивами экономии и заботы о чистоте городского воздуха, активно покупают электрокары, параллельно с этим увеличиваются сети коммерческих зарядных станций.
Постепенно количество перерастает в качество, компании предлагают клиентам возможность скоростной зарядки. В частности, сеть YASNO E-mobility (недавно отметила годовщину выхода на отечественный рынок) сделала акцент именно на развитии мощных станций, значительно экономят время водителя, хотя и стоят дороже.
О развитии сети электрозарядных станций YASNO, планах на будущее, общих тенденциях рынка услуг по зарядке, экономии по сравнению с бензиновым авто и других аспектах – в интервью для агентства ExPro руководителя YASNO E-mobility Игоря Ковалева.
– Какое развитие прошла сеть зарядных станций YASNO E-mobility?
– Мы оперируем сетью зарядных станций 2,5 года. К ноябрю 2019 сеть действовала под именем STRUM. Мы начали с Киева, где открыли 10 зарядных станций – это был наш пилотный проект. Мы хотели набраться опыта и посмотреть, как это воспримет рынок, дальше мы продолжили экспансию и установили еще 13 станций. Мы установили станции через каждые 100 км вдоль автодорог во Львов, Одессу и Полтавы.
В этом году мы установили еще несколько станций – одна в Киеве, две в Харькове и одну в Днепре. У нас 27 своих станций и в этом году мы договорились с компанией Вектор-ВС о включении их скоростной станции мощностью 50 кВт.
Таким образом, на сегодня в сети работает 28 быстрых станций.
– Вы обеспечиваете обслуживание станции Вектор ВС?
– Это не технический сервис, а более услуга по биллингу, работа с клиентами. Это очень удобно для компаний, которые не работают напрямую с клиентом, но хотят быть в этом бизнесе, хотят инвестировать. Мы берем на себя заботы, мы предоставляем наш call-центр, софт, наш маркетинг и опыт.
– Какой мощности зарядки компании?
– Мы отдаем предпочтение скоростным станциям. Почему человек должен стоять 3 или 4:00 у зарядной станции? Если это еще и большие батареи, например, как в Tesla, тогда вообще надо провести половину суток, даже в городе. Поэтому мы предпочли скоростным зарядки и считаем, что это нужнее сервис, хотя и требует дорогих инвестиций.
Все наши станции имеют мощность 50 кВт с разъемами Chademo, который характерен для азиатского рынка, в том числе для Tesla (через переходник) и Nissan Leaf, а также разъем CCS (Combo 2), который поддерживается в Европе (для таких моделей как Jaguar, Audi, BMW i3, Hyundai Ioniq, Volkswagen Golf и др.). Сейчас рынок движется к Combo 2 разъема, даже Tesla делает авто для Европы с Combo 2.
Кроме подзарядки постоянным током на 50 кВт мы всегда дополнительно предлагаем розетку Type 2 / Combo 2 мощностью 22 кВт для тех, кто не спешит и имеет 3:00 свободного времени. Так что на наших зарядках могут одновременно подпитываться два электромобиля.
Кроме времени, различие также состоит в цене: скоростная зарядка стоит 9 грн. / кВт ч, а медленная – 4,5 грн. / кВт ч. На первых – зарядная сессия длится в среднем 12 мин (это в городе, ведь на трассах – чуть больше).
Скоростная зарядка стоит 9 грн. / кВт-час, а медленная – 4,5 грн. / кВт-час
– Вы берете оплату только за киловатт-часа или за услугу зарядки?
– Мы за ценой, возможно, и не самые дешевые, но мы одни из самых прозрачных, ведь в стране и мире, в частности в Европе, есть разные практики получения средств – за сессию, за время, за аренду портов.
У нас все прозрачно: человек платит только за киловатт-час, она не платит за потери электроэнергии, за то, что она простояла, например, 24 минуты, вместо 21 минуты.
– Вы продолжите сосредотачиваться на зарядках мощностью 50 киловатт?
– Мы, наверное, сосредоточимся на 50 киловаттных станциях том, что еще достаточно мало автомобилей которые способны взять гораздо большую мощность.
– Хватает большинству украинских авто 50 кВт?
– Да, это достаточно быстро, примерно киловатт-час в минуту заряжается. Зарядить за 20 минут на 70-100 километров Hyundai Ioniq – это очень быстро.
– Период окупаемости зарядной станции YASNO E-mobility на рынке называют сроки от 3 месяцев до 3 лет?
– Период такой, как вы сказали, но надо умножить на три том, что наша инвестиция в 3 раза дороже, чем в других украинских компаний. Если в среднем станция украинского производителя стоит около 10 тыс. евро, то европейского – 30 тыс. евро, в первых окупаемость – за 3 года, а у нас – гораздо больше, ведь это быстрая зарядная станция. С месяца – это речь о медленные зарядные станции, которые находятся в хорошем месте и работают так как хотелось бы.
– Какие у вас планы по развитию сети в 2021г?
– Однозначно я ответить не могу, ведь есть много факторов. В этом году мы имели еще весной закончить нашу экспансию, однако установили только 3 станции и еще немного установим в этом году. COVID-19 внес свои коррективы. В 2021 г. мы точно будем фокусироваться на привлечении партнерских станций. Мы видим, что люди хотят быть в этом бизнесе. Люди видят, что рынок развивается, людям интересен наш подход к ведению бизнеса – та же прозрачность, сервис, понятность и открытость. Поэтому мы однозначно сориентируемся на партнерских станциях.
Также в этом году мы запустили в продажу AC станции (англ. Alternative charging – зарядка переменного тока – ред.) Для частных домов, где не требуется биллинг и мобильное приложение. Это индивидуальный зарядное устройство: ночью поставил на зарядку свой автомобиль в паркинге или в частном доме, а утром едешь по делам. Есть также вариант подсоединить такую станцию в нашу сеть, она появится в нашем мобильном приложении. Мы планируем в следующем году развивать такие дополнительные продукты.
– Это сервис больше для собственных домов?
– Да, ведь станция постоянного тока мощностью 50 кВт стоит около 1 млн. грн., а станция переменного тока – около $ 1 тыс. Для частного дома не нужна станция за миллион грн., ведь ночью спите, за 8:00 вы сможете зарядить автомобиль за “ночным” тарифу в 2 раза дешевле обычного тарифа для населения.
Мы 2,5 года развивали собственную сеть, набирались опыта, это была наша инвестиция, но мы поняли, что хорошо свой опыт проектировать вместе с партнерами, это будет быстрее и проще. Поэтому, одна из целей нашего проекту была популяризация электротранспорта, мы не пытаемся установить тысячи наших станций по всей Украине.
Мы не идем в количество, а движемся в сторону качества, ставим зарядные станции в правильных местах, чтобы электромобилисты свободно путешествовали по стране.
– Бытовые потребители, которые установят вашу зарядную станцию, будут присоединяться к сетям ДТЭК (в регионах присутствия компании)?
– Не обязательно. Домашние зарядные станции клиенты покупают из разных регионов, например, из Полтавы, Харькова, Тернополя или Львова. Подключить станцию можно как через уже существующую точку потребления электроэнергии (дом, паркинг, кафе, офис), так и напрямую к сетям оператора системы распределения в любом регионе Украины.
При этом владелец зарядки может получать дополнительный доход, присоединившись к системе биллинга и став частью сети YASNO E-mobility и заряжая своих клиентов. Или без подключения к биллинга прямо у себя дома заряжать собственный электрокар.
– Факт того, что компании ДТЭК и YASNO близки способствует простоте подключения к сетям?
– Я бы это не смешивал, ведь все наши станции установлены по договорам аренды. Мы идем в бизнес-центр и ведем переговоры с владельцем здания на равных условиях как и другие компании, которые, например, устанавливают банкоматы или кофейные автоматы. Так, как и другие, мы берем один квадратный метр площади. Мы компенсируем стоимость электроэнергии как обычный арендатор. Мы платим стоимость электроэнергии владельцу бизнес-центра по тарифу, который предусмотрен в его договоре с поставщиком, так же как и, например, соседний банкомат.
– Вы упомянули о биллинг и программное обеспечение. У вас есть собственный софт?
– Мы используем австрийский софт компании Has-to-be, которая работает в 17 странах. Ее программное обеспечение пользуется спросом, мы приобрели лицензию и находимся на обслуживании в этой компании.
– Каким образом вы выбираете зарядные станции для сети?
– Это открытый тендер, на который мы приглашаем всех желающих. Единственная наше требование – это наличие европейского сертификата, поскольку это лабораторное подтверждение безопасности обслуживания нашего клиента. Безопасность – это пункт номер один!
– Есть ли сертифицированные компании среди украинских производителей?
– Какие-то сертификаты уже есть, но украинские компании только начинают сертифицироваться в Европе, это требует времени и денег. Не все на это идут, ведь рынок еще только развивается, а спрос может еще формироваться. Нам нужны сертифицированные станции, но у нас не большие объемы их покупки.
– Вы наблюдали за графиком потребления электроэнергии зарядными станциями в течение суток?
– В этом случае нет зависимости, здесь ничего прокомментировать. Там, где мы присоединены, мы компенсируем электроэнергию по тарифу, которым владелец локации. Дневных, ночных, пиковых тарифов для публичных зарядок не используется. Подход с учетом времени суток имеет смысл, когда зарядка стоит дома, в паркинге, тогда владелец дома разделяет на ночной и дневной тарифы, доступные для населения при наличии двухзонного счетчика. В таком случае очевидна экономия.
Использование скоростной зарядки более чем в 2 раза дешевле бензина
– Что вы можете сказать о сравнении стоимости зарядки авто и использования бензина для такого же пробега?
– В такой ситуации без усреднений не обойтись, все зависит и от состояния батареи, и от того, какой именно автомобиль, поэтому я взял бы на 100 км средний расход топлива – 10 литров бензина, с учетом комбинированного цикла (города и трассы) и электромобиль Hyundai Ionic , который официально продается в Украине, емкость его батареи составляет 28 кВт ч, ее хватает на 200 км пробега.
Поэтому, 100 км пробега для электромобиля – это 14 кВт ч или 10 литров бензина для двигателя внутреннего сгорания. 10 литров бензина в зависимости от АЗС обойдется в 260-270 грн., а 14 кВт ч, если дома, это получается менее 13 грн., а если взять скоростную зарядку, около 126 грн.
Так или иначе, это более чем в 2 раза дешевле чем заправляться бензином. Конечно здесь есть определенный скептицизм, говорят об использовании сжиженного газа, но это просто не желание принять то, что электромобильных “бум” происходит.
– Существенная экономия ..
– Так, а если мы говорим о зарядке дома, то это практически в 10-20 раз дешевле.
– А если заряжаться на обычной станции, не скоростной?
– Это будет 4,5 грн. / кВт ч, то есть примерно 60-70 грн. на 100 км пробега, что в 3,5-4 раза дешевле чем на бензиновые АЗС. Но я точно поставлю восклицательный знак о том, что электромобильнисть – это не только история об экономии…
– Да, но все же необходимо учитывать украинский рынок, где в основном цена – основной фактор.
– Но украинцы охотно принимают электромобили – это и в определенной степени самовыражения и приятные эмоции.
– Компания Tesla планирует установить 2 скоростные зарядки в Украине, на пути Киев-Львов, в западном направлении.
– Мы все ждем когда это случится. Компания впервые заявила о своих планах в 2017, сроки постоянно переносятся. Но сам анонс того, что Tesla смотрит в сторону Украины, – это значительный сигнал того, что рынок Украины может быть интересным Tesla. Это также означает, что они готовы официально завозить электромобили в Украине, ведь мы видим на самом деле какой спрос на все модели.
– Еще компании заходят на наш рынок?
– Если без привязки к брендам, то есть высокая заинтересованность в нашем рынке со стороны поставщиков оборудования и скоростных, и медленных решений (комплектующих) и тех, кто желает развивать свою сеть станций. Консультацию от нас по этому вопросу хотят получить очень много компаний. Например, те, кто занимается электрооборудованием для станций постоянно приходят к нам и предлагают – это и китайские, и европейские партнеры. Пока, говорить о какой-то глобальную сеть электрозарядок рано, но то, что все хотят развивать этот продукт – это уже очевидно.
– Какой процент автомобилистов в Украине пользуется публичными зарядными станциями, а не домашними?
– Где-то от 10% – до 20%, так как все остальное время заряжаются или дома, или на работе. Но вообще, мировая статистика говорит о том, что 60% заряжаются дома, 30% заряжаются в офисе и только 10% заряжаются или на трассе, или у торговых центров.
– Получается, что YASNO E-mobillity лучше развивать направление зарядных станций для частного дома и офиса?
– Следует двигаться во всех направлениях. Публичные станции дают опцию дозарядки, да – это 10%, но они важны. Это наша экспертиза, наш опыт.
– Если это мировая тенденция (более заряжаться дома и на работе), то следует наверное развивать не так скоростные зарядки?
– Все правильно, поэтому в этом году мы и запустили направление AC-станций с услугой “под ключ”. Очень часто клиент хочет установить зарядную станцию, приходит к ОСР, а ему говорят: “У вас многоэтажный дом, много квартир, поэтому свободной мощности нет. Если хотите увеличить, обращайтесь и увеличивайте .. “. Это наносит хлопот.
Поэтому, мы хотим оказывать сервис “под ключ”. Я думаю, что со следующего года мы уже сможем это делать. Сейчас мы это тестируем, у нас есть первые клиенты, кто проходит customer-journey путь.
– Вы изучаете дом, а ОСР вам говорит, что нужно увеличить мощность сети, клиент будет получать это все в пакете?
– Да, но мы будем единым окном для клиента. Чтобы он не обращался и туда, и сюда, ведь сейчас, клиент пишет заявление о присоединении, получает технические условия и так далее, и таких 10 шагов. Мы хотим все эти этапы сократить до 4 том, что все равно придется идти в ЖЭК или ОСМД и спросить, там не возражают против увеличения мощности на весь дом. Ведь мощность увеличивается на весь дом, а не отдельно на паркинг. Такие сейчас у нас правила.
– Планируете ли вы развивать такой сервис в других регионах?
– Мы начнем с Киева, но вообще – да. Здесь мы, как команда, и нам легче научиться и разработать этот механизм, а затем масштабировать опыт.
Рынок электрозарядок движется в сторону качественных изменений
– В Украине количество публичных зарядных станций на сентябрь 2020 г. была 8,5 тыс., а пик установления новых станций пришелся на 2018 г., или уже не перенасыщен рынок?
– Мне кажется, что публичные зарядные станции растут как грибы, постоянно происходит их установки. И если 2018р был всплеском установка станций первого типа (Mode-1) под американский тип Level 1 (если европейский тип Mode-2 или Сombo-2), то я бы не сказал, что сейчас темпы замедлились.
Происходит насыщение рынка? Да, и скорее всего сейчас происходит качественный апгрейд оборудования уже имеющихся станций. Если раньше стояли простые порты, то уже сегодня добавляются новые порты типа Сombo-2. Рынок идет уже в сторону качественных изменений.
– То есть, устанавливать еще несколько тысяч зарядных станций в Украине возможно и не стоит?
– Сказать, что мы достигли точки насыщения рынка, я пока не могу. И если спросить любого на улице, приобретут они электромобиль, то первый вопрос будет: “А где его заряжать?”. Хотя на самом деле, мы же не думаем, где заряжать мобильный телефон, ведь знаем, что мы зарядим его дома или на работе. Так же и в этом случае, когда люди пересаживаются на электромобили, всегда найдется место, где его можно зарядить, ведь станций уже достаточно, мы даже опередили некоторые европейские страны по количеству станций на один автомобиль.
Если у нас 25 тыс. чистых электромобилей, а на них приходится 3 тыс. зарядных станций, при этом, в каждой еще несколько портов, то уже нельзя говорить, что есть какая-то нехватка зарядок, однако есть и куда расти.
Происходит стандартная эволюция нового направления бизнеса, когда сначала начинается конкуренция за места, где все установили и заявили о себе, а дальше появляется кто-то другой, кто предлагает хороший, конкурентный сервис
Если даже смотреть на статистику покупки электромобилей в Украине, то мы начинали с 80% Nissan Leaf, а сейчас их примерно 65%. Рынок уже смотрит в сторону официальных дилеров, а если это официальный представитель или дилер, то люди хотят больше комфорта, больше запас хода, как, например, в Tesla, больше официального сервиса и обслуживания, задать вопросы и получить на них простые ответы.
То же и с зарядной инфраструктурой: если раньше перед тобой стоял вопрос хоть где зарядиться, то сейчас владельцы авто хотят зарядиться и быстро и качественно, и по европейским стандартам.
– Как повлияла пандемия на развитие сети и электромобильности?
– Когда весной только начался карантин из-за COVID-19 был действительно спад, ведь все сидели дома, после этого произошел определенный всплеск, сейчас рост потребления наших услуг.
Наверное, это мое желание или скорее вера, но стоит сказать, что общество на фоне пандемии осознает важность вопросов экологии, любовь к природе, ценностей устойчивого развития, которые все-таки адаптируют нас к реалиям будущего. И я верю, что может быть только рост электромобильности.
– Каковы перспективы развития в Украине технологии vehicle to greed?
– Честно говоря, это творческое вопрос, этого пока еще нет, технологию только тестируют некоторые страны, например, США. Должна быть понятна регуляторная база, ведь это уже продажу электроэнергии. Нужно ли получать лицензию или нет? Как должен работать счетчик? Много нюансов. Давать какие-то прогнозы, основываясь на собственных ощущениях, рано.
То, что это интересно и будет, наверное, нужным – да! Но когда это будет у нас? Сейчас пока все на этапе “младенец”, скажем, как сама электромобильнисть. Мы пока все вместе с игроками и государством его воспитываем, растим, что из этого получится, зависит от многих факторов.
– Сейчас многие автоконцерны представят свои модели электрокаров…
– Так, даже те же легендарные спорткары, которые планировали всю жизнь изготавливать как мощные автомобили премиум-класса, их производители анонсировали пуск электрических моделей. Для нужд среднего класса, стоит выделить модели Audi, Hyundai Motor 2, Renault.
– У нас официально есть несколько марок электрокаров, которые продаются в Украине?
– Так Audi, Jaguar, Porsche, BMW, Hyundai, Kia Soul, возможно, я что-то пропустил.
– То есть, выбор уже есть.
– Конечно, это, притом разные классы автомобилей. Если нужен более народный, простой, наверное стоит смотреть в сторону Hyundai Ioniq, далее BMW i3, который еще не high-level сегмент. Если кому-то нужен премиум автомобиль, тогда это Jaguar и Audi, ну и совсем over premial сегмент – это Porshe Taycan.
– Такие авто уже есть в Украине?
– Есть, около 35 единиц.
– Возможно в будущем будет возможность заряжать авто только за счет возобновляемой электроэнергии.
– Например, специалисты Орловской ветроэлектростанции (входит в состав ДТЭК – ред.) Установили две зарядные станции 22 кВт и подключили к биллинга YASNO E-mobility. Эти зарядные станции стоят в гостевом паркинге ВЭС и выдают чистую электроэнергию. (Виталий Корниенко, Дмитрий Сидоров, ExPro/Энергетика Украины и мира)