Почему отсутствие рыночного ценообразования газа было одним из основных факторов коррупции в газовом секторе.

МВФ, ЕС, украинские и зарубежные эксперты, “Нафтогаз” и газотрейдеры длительное время настаивали на внедрении в Украине полноценного рынка газа, требуя от украинского правительства отмены неэффективного режима специальных обязанностей (ПСО).

Наконец, используя благоприятную мировую конъюнктуру цен на газ, действующее правительство решилось частично либерализовать торговлю газом для нужд населения с 1 августа текущего года, оставив в силе режим ПСО для теплокоммунэнерго до 1 мая 2021 г.

С ликвидацией ПСО (даже не в полном объеме) большинство экспертов связывали надежду ликвидировать негативные явления в газовом секторе – наращивание долгов между контрагентами, коррупцию, несанкционированный отбор газа из ГТС, ценовой арбитраж, фейковых потребителей.

Первые три месяца функционирования рынка газа для бытовых потребителей показали, что проблемы никуда не делись.

Главным открытием первого квартала функционирования рынка газа для бытовых потребителей стало осознание того, что без дополнительных мер со стороны правительства и парламента ситуация с долгами за потребленный газ не улучшится.

На днях в онлайн медиа появилось заявление Ассоциации поставщиков энергоресурсов о том, что, по данным Госстата, долг населения за потребленный природный газ превысил 21100000000 грн., а количество бытовых газовых должников достигла 60%.

Справедливости ради должны заметить, что, согласно данным того же Госкомстата, совокупный долг населения за потребленный газ сократился в течение августа-сентября 2020 почти на 0500000000 грн., но очевидно, что начало отопительного сезона не позволит развить эту положительную тенденцию.

Не будет способствовать сокращению долгов и правительственный запрет отключать должников от поставок газа и начисления им пени во время карантина.

Эксперты надеялись, что внедрение рынка газа для бытовых потребителей с 1 августа 2020 способно улучшить состояние расчетов в области и сократить объем взаимных долгов, которые в газовом секторе достигли просто катастрофических масштабов.

По состоянию на середину сентября текущего года, долг региональных газоснабжающих компаний перед “Нафтогазом” составлял 23600000000 грн., долг газораспределительных компаний перед ОГТСУ и “Укртрансгазом” за несанкционированный отбор газа из газопроводов – 35 млрд. грн.

Долг теплокоммунэнерго за поставки газа для производства тепла и электричества составил заоблачные 44500000000 грн. Как мы видим, совокупные коммерческие долги субъектов хозяйствования между собой значительно превышают долги населения.

Еще в середине сентября “Нафтогаз” сообщил, что компания РГК, которая контролирует 68% розничного рынка газа в Украине и задолжала ему почти 13 млрд. грн., после отмены ПСО на розничном рынке газа остановила выплату накопленных долгов, параллельно активировав усилия по лоббированию законопроекта о списании газовых долгов перед “Нафтогазом”.

Такой пессимистический финал стал возможным во многом благодаря существованию режима ПСО, который действовал в течение 2015-2020 гг.

Традиционно газовый сектор считается одной из самых коррумпированных сфер в Украине.

Условия поставки газа из России в Украину были предметом политических переговоров на высоком уровне до конца 2015 г., когда прекратились поставки российского газа в Украину.

Многие известные украинских бизнесменов, приближенных к власти, заработали свое состояние на поставках дешевого газа из России.

Для украинских политических элит годы было гораздо выгоднее в политической и финансовом плане эксплуатировать дешевые энергетические ресурсы из России, а не реформировать энергетическую отрасль Украины, повышать энергоэффективность, внедрять энергосберегающие технологии и улучшать энергетическую безопасность.

В результате, несмотря на собственные ресурсы, Украина остается ощутимо зависит от импорта газа (30% в 2019 г.). Зависимость от импорта использовалась как платформа для многомиллиардных коррупционных схем при поставке углеводородов.

Внедрен в 2015 г. режим ПСО должен был стать лишь промежуточным шагом к созданию открытого рынка газа в Украине.

Вместо этого правительство постоянно откладывал переход к рыночному ценообразованию, предотвращая резкому росту цен на природный газ для населения из-за возможного социальное недовольство.

В результате ПСО в сочетании с недостаточным учетом газа и потребителей способствовали появлению ряда коррупционных схем, вызвав значительные убытки государственного бюджета.

Монополия региональных газовых компаний, унаследованная от эпохи Януковича, стала настоящим бременем для государственных органов, ответственных за внедрение рынка газа.

Субсидирование только определенной группы потребителей создавало возможности для ценового арбитража, когда поставщик покупал газ, предназначенный для бытовых потребителей, по низкой регулируемой цене, а продавал его промышленным потребителям по рыночной цене благодаря нескольким схемам.

По консервативным подсчетам Нафтогаза, в результате ценового арбитража между категориями потребителей при режиме ПСО неправомерно распределялось более 0600000000 куб. м газа в год.

Разница в цене газа для бытовых и промышленных потребителей была серьезным соблазном для некоторых должностных лиц газовых компаний, прибегали к изменению целевого назначения реализованного газа.

Так, в начале 2015 г. цена газа для промышленности была более чем вдвое больше цены для населения. В последующие годы разница в ценах уменьшалась, но все равно приводила к ощутимым потерям для “Нафтогаза” и государственного бюджета.

Только в апреле 2019 цена газа для различных категорий потребителей в Украине достигла рыночного паритета.

В 2018 г. руководство “Нафтогаза” оценивало убытки, связанные с функционированием режима ПСО, за период с 1 октября 2015 по 30 июня 2018 в более 102,9 млрд. грн., из которых 80800000000 грн. – это упущенная прибыль ПАО “Укргаздобыча”, 7 млрд. грн. связані с формированием резервов под безнадежную задолженность, а остальные 5100000000 грн. – прямые убытки.

Для того, чтобы гарантировать гражданам тепло в домах, несмотря на имеющиеся долги теплокоммунэнерго, Кабинет министров 21 октября 2020 внес изменения в положение о возложении специальных обязанностей на субъектов рынка природного газа, которыми разделил долги ТЭЦ перед “Нафтогазом” за потребленный газ для производства тепла и электроэнергии.

К слову, против такого решения выступил министр финансов Сергей Марченко, понимая, что такая манипуляция будет способствовать дальнейшему росту задолженности за потребленный газ.

Кстати, 5 ноября 2020 произошла незаурядное событие: оператор ГТС Украины получил положительные судебные решения в первых трех делах против облгазов (ОАО “Тернопольгоргаз”, ОАО “Кировоградгаз” и ЧАО “Мелитопольгаз”) о возмещении задолженности за небалансы на общую сумму 237, 5 млн. грн.

Однако учитывая общий объем долгов за потребленный газ, в том числе неправомерно отобранный, в Украине подобные судебные процессы, вероятно, будут продолжаться десятки лет.

Совершенно очевидно, что регулируемая цена хотя и защищает бытовых потребителей от резкого увеличения стоимости коммунальных услуг, в долгосрочной перспективе вредит общественным интересам, стимулируя развитие теневых отношений между основными субъектами рынка.

Пролонгировав действие ПСО для теплокоммунэнерго, правительство фактически благословил дальнейшее накопление безнадежных долгов, которые неподъемным бременем лягут на плечи “Нафтогаза” и государственного бюджета.

Сегодня правительства осталось сыграть последний аккорд и отменить ПСО для теплокоммунэнерго после завершения отопительного сезона.

Затем останется урегулировать вопрос многомиллиардных долгов между частными и государственными контрагентами, на что может уйти еще много лет.

Чтобы не тратить время зря, власть должна как можно быстрее обеспечить достижение полного коммерческого учета газа, включая внедрение системы SCADA, отсутствие которой была одним из основных факторов коррупции в газовом секторе.

Не менее важно обеспечить долгожданный переход к энергетическим единиц на рынке газа, чтобы потребители платили за энергию, которую они использовали, а не объемов газа.

НКРЄКУ совместно с правительством и парламентом должны повысить прозрачность и подотчетность операторов распределительных сетей, включая восстановление контроля над системами выставления счетов.

Однако выглядит так, что все названные вопросы будут решаться на фоне длительной эпопеи возврата долгов, щедро сформированных под аккомпанемент режима ПСО.

Материал подготовлен в рамках международного проекта “Corruption in the Energy Sector and its Cost for Society”.

(Сергей Балан, эксперт по энергетическим вопросам. Соавтор – Сергей Евтушок, эксперт по энергетическим вопросам. Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий