«БизнесЦензор» внимательно изучил отчет климатической организации Low Carbon Ukraine по работе рынка электроэнергии в Украине и публикует его краткий пересказ.

Low Carbon Ukraine (LCU) – проект, являющийся частью Международной климатической инициативы (IKI). Он финансируется правительством Германии. Начался в сентябре 2018 г. и должен действовать до августа 2021.

Эксперты проекту периодически готовят отчеты с анализом и рекомендациями по рынку электроэнергии в Украине, возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и трансформации угольной отрасли.

Их рекомендации построены на сравнении украинских реалий с эффективными рынками Европы.

Последний отчет LCU, который был опубликован в сентябре, посвящен году работы оптового рынка электроэнергии (э/э) в Украине, который был пущен 1 июля 2019 г.

Отчет описывает основные проблемы рынка. Среди них отсутствие конкуренции, слабая система субсидирования населения дешевой э/э, непрозрачность торговли, чрезмерное регулирование государственной поколения, отсутствие сбалансированной системы работы рынка.

Все это привело к огромным долгам в энергетической системе – более 60 млрд. грн. Половина из них – это исторические долги. Другая половина была накоплена с момента запуска рынка.

Ниже о том, какие проблемы увидели эксперты немецкого проекта LCU в работе украинского рынка э/э.

  1. Рынок был пущен без устранения системных проблем

БЦ писал об этом перед запуском рынка. Дело в том, что до запуска потребовалось устранить три основные проблемы украинской энергетики: долги, перекрестное субсидирование и чрезмерную концентрацию в генерации.

Проблемой была и остается несостоятельность некоторых государственных шахт и водоканалов оплачивать э/э. Самая большая беда – КП “Вода Донбасса”, которое поставляет воду на неподконтрольные Украине территории. По состоянию на весну 2019 г., когда в очередной раз ставился вопрос об отключении предприятия от э/э, его долг составлял около миллиарда гривен.

Инфраструктура этого КП построена таким образом, что Мариуполь получает воду через неподконтрольные территории, где потребители не платят за услугу водоснабжения.

Перед запуском рынка нужно было или определить источники финансирования расходов на э/э, или построить альтернативный водопровод. По состоянию на 2017 г. проект оценивался в 400 млн. грн.

Второй большой проблемой является перекрестное субсидирование дешевой э/э для населения. Так называемое PSO – Public Service Obligation. Оставив цену для населения ниже рыночной, правительство Владимира Гройсмана заложил возможность манипуляций с ценой.

В Украине высококонцентрированные доли генерации. Государственная НАЭК “Энергоатом” обеспечивает около 55% производства э/э в стране, а ДТЭК Рината Ахметова производит около 25%. Эта проблема тоже не была устранена.

  1. Дизайн PSO – устранение конкуренции госкомпаний

Это одна из самых больших проблем, которая приводит к манипуляциям и предотвращает конкуренцию.

В подотчетный период – до июля 2020 г. – PSO для населения обеспечивали государственные компании “Энергоатом” и “Укргидроэнерго”. Они продавали большую часть своей э/э государственному трейдеру “Гарантированный покупатель” (ГарПок) по низким фиксированным ценам.

ГарПок перепродавал эту э/э на рыночных сегментах, а с маржи должен субсидировать низкие цены для населения и компенсацию по “зеленому” тарифу.

С одной стороны, это привело к монополии ГарПока на биржевых сегментах – рынка на сутки вперед (РДН) и Внутрисуточного рынка (ВГС).

С другой стороны, такая схема устранила Энергоатом от рынка двусторонних договоров. Рыночную власть на рынке двусторонних договоров получил ДТЭК Рината Ахметова.

  1. Дизайн PSO – манипуляции с объемами э/э для населения

Еще за полгода до запуска оптового рынка, с января 2019 в Украине был запущен розничный рынок электроэнергии. Он предусматривал отделение поставки э/э от распределения.

Владельцы операторов систем распределения (ОСР, облэнерго) создали при облэнерго снабженческие компании. С пуском оптового рынка э/э эти компании получили статус поставщиков универсальных услуг (ПУП).

На ПУП были возложены специальные обязанности по поставке э/э населению и коммерческим потребителям, которые не выбрали другого поставщика – независимого.

Для нужд населения ПУП получает э/э от ГарПока почти даром – по 0,01 грн./кВт-ч. А для коммерческих потребителей ПУП покупает э/э на рыночных сегментах. В среднем – по цене от 1,3 до 1,5 грн. / кВт-ч.

Это мотивирует ПУП завысить потребления э/э населением, чтобы получить больше дешевую э/э и продать ее по рыночным ценам. Самое опасное, что Пупы принадлежат тому же владельцу, что и ОСРы.

Поэтому облэнерго, которое осуществляет учет, заинтересовано помочь своему поставщику манипулировать объемами и ценами.

В феврале 2020 СБУ заявила, что предупредила схему завышения объемов потребления э/э населением на сумму 2800000000 грн.

  1. Рыночная власть ДТЭК – высокие цены на э/э

В Украине одни из самых цен на э/э в Европе. Этот показатель не надо путать с конечным тарифом для потребителя, который включает в себя стоимость транспортировки и налоги.

Конечный тариф в Европе для населения гораздо выше, чем в Украине. Для маленьких коммерческих потребителей – чуть выше, или такой же. Для крупных потребителей – иногда в Европе э/э дешевле.

Причина тому – рыночная власть отдельных игроков. В первую очередь – ДТЭК Рината Ахметова.

К августу 2020 г. наибольший объем ресурса в Объединенной энергосистеме Украины (ОЭС) имел ГарПок, который продавал 80% э/э Энергоатома, 35% Укргидроэнерго и э/э “зеленой” генерации.

Из-за зарегулированности действий ГарПока, с весны 2020 г. на рынке на сутки вперед наблюдался постоянный прогнозируемый профицит э/э.

Это позволило игрокам, на которых не было распространено PSO, делать стратегическое формирование заявок и манипулировать между различными сегментами рынка. То есть, другие игроки знали, какими будут объемы продаж и торговая стратегия ГарПоку. Крупнейшим из таких игроков является ДТЭК.

Другой пример рыночной власти – торговая зона Бурштынского энергоострова (БУОС), которая отсоединена от ОЭС и синхронизирована с европейской энергосистемой.

В БУОС около 90% потребления обеспечивает Бурштынская ТЭС, которая входит в ДТЭК.

Импорт из Европы мог бы усилить конкуренцию в БУОС. Но через системные ограничения он возможен только при условии экспорта, который преимущественно осуществляет ДТЭК.

То есть, решение ДТЭК сильно влияют на цену э/э в торговой зоне БУОС. Результатом стало то, что с начала запуска рынка цена в БУОС на 10% -25% выше, чем в ОЭС.

  1. Отсутствие импорта – усиление монополии

Импорт в БУОС контролируется ДТЭК через осуществление экспорта. Импорт в ОЭС из стран, не входящих в европейский энергетический общества (Россия, Беларусь), с апреля запрещен Нацкомиссии по регулированию энергетики (НКРЭКУ), как временная мера на время коронакризиса.

“Активная критика импорта из России началась в ноябре 2019 года, после того, как ДТЭК не смог обеспечить значительную долю межгосударственных связей. С экономической точки зрения, импорт создавать нужный конкурентное давление на рынке “, – пишут эксперты LCU.

В 2019 году, когда импорт из РФ и Беларуси был разрешен, его доля не превышала 2% от общего поставки в Украину.

Впрочем, запрет на импорт из РФ и Беларуси остался и после того, как осенью 2020 г. в Украине повысились объемы потребления, а цена э/э начала увеличиваться.

  1. Проблемный дизайн Балансирующего рынке

Одной из проблем с весны 2020 стало увеличение объемов так называемого “позитивного небаланса” в коммерческих расчетах. Не путать с физическим небаланса, когда в системе не хватает мощности генерации.

Причиной было то, что ГарПок и Энергоатом, через регуляторные ограничения, вынуждены были продавать почти всю свою э/э на РДН.

Этот ресурс выпадал на балансирующий рынок, где его преимущественно покупала тепловая генерация с компенсацией (скидкой) за услуги разгрузки блоков.

Прогнозируемость постоянного профицита э/э ГарПока и Энергоатома привела к тому, что тепловая генерация продавала завышенные объемы потребителям по прямым договорам. При этом поставляла им атомную энергию, купленную на балансирующем рынке по цене, которая составляла 55% от РДН.

Больше всего этим злоупотребляла государственная Центрэнерго, которая продавала э/э предприятиям Игоря Коломойского и тот же ДТЭК.

Перекос такой системы наглядно показывают данные по продажам по прямым договорам государственной генерации на “Украинской энергетической биржи” (УЭБ). Крупнейшим продавцом стала Центрэнерго.

В июне НКРЕКП попыталась исправить ситуацию, снизив компенсацию тепловой генерации за услугу разгрузки блоков. Но Донбассэнерго Максима Ефимова, еще одного оператора ТЭС, отменило действие этой нормы в Окружном административном суде Киева (ОАСК) уже в июле.

  1. Проблемный дизайн рынка двусторонних договоров

При пуске рынка Кабмин, который в то время возглавлял Гройсман, ввел ограничения по продажам э/э на рынке двусторонних договоров (РДД) государственной генерацией.

Так, государственная генерация должен продавать э/э только на одной площадке – Украинской энергетической бирже (УЭБ).

Торги происходят по правилам, которые устанавливает Комитет, членами которого являются руководство Минэнерго, а также представители НКРЕКП и Минэкономики.

С одной стороны, это дискриминирует государственные компании – Энергоатом, Укргидроэнерго, Центрэнерго, ГарПок и других – по сравнению с частной генерацией – ДТЭК и Донбассэнерго.

ДТЭК не испытывает никакого контроля со стороны государства, хотя значительную долю в реализации э/э этой компанией занимают внутригрупповые продажи, что нарушает конкуренцию.

С другой стороны, установленные правила не исключают возможности манипуляций со стороны трейдеров государственных компаний. Это наглядно проявилось на примере аукционов по продаже э/э Центрэнерго и Энергоатома.

Правила позволяют трейдерам этих компаний требовать от покупателей высокий уровень финансового обеспечения. Кроме того, они устанавливают высокую начальную цену.

Тогда покупатели выставляют встречные заявки, указывая объем лотов и цену. Трейдеры госкомпаний удовлетворяют встречные заявки на большое количество лотов с низкой ценой, точно зная, кому продают э/э.

Центрэнерго и Энергоатом продали большие объемы э/э по низким ценам предприятиям Коломойского. Кроме того, Энергоатом продавал большие объемы по низкой цене предприятиям Ахметова.

Все это дискриминирует небольших игроков рынка и искажает конкуренцию.

  1. Непрозрачность

Наиболее прозрачным в Украине эксперты LCU признают рынок РДН.

Сегмент балансирующего рынка, который администрирует НЭК Укрэнерго, менее прозрачный. Данные публикуются со значительной задержкой во времени. Объемы небалансов публикуются только с января 2020 года.

Сегмент рынка вспомогательных услуг, который также администрирует Укрэнерго – наименее прозрачный. Рыночные цены не являются общедоступными, построенные объемы контрактов публикуются только с ежедневной детализацией и без дополнительной информации.

Данные о внебиржевой сегмент доступны только на платформе УЭБ, где обязаны осуществлять продажи госкомпании. Рынок двусторонних договоров частных компаний – полностью не прозрачен.

В марте 2020 EU4Energy Governance пустил проект технической помощи, чтобы помочь Украине в переносе Положения (ЕС) 1227/2011 о целостности и прозрачности оптового рынка электроэнергии (REMIT) законодательству Украины.

Регламентация REMIT до сих пор не применяется в Украине.

рекомендации

Рекомендации экспертов LCU выходят из описанных проблем. Среди них:

  1. Обновить дизайн PSO – довести тариф на э/э для населения до уровня, который бы покрывал расходы на транспортировку и распределение э/э, маржу поставщика и регулируемую цену э/э.
  2. Ввести финансовое PSO, чтобы высвободить для рыночной продажи объемы э/э Энергоатома.
  3. Увеличить прозрачность данных.
  4. Исправить правила балансирующего рынка.
  5. Внедрить механизмы сдерживания рыночной власти.
  6. Увеличить конкуренцию на различных сегментах рынка.
  7. Решить проблему долгов и причин их накопления. (БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий