3 декабря Министерство энергетики представило квоты для проведения начиная со следующего года “зеленых” аукционов. Согласно предложению министерства, в 2021 г. предлагается выделить для строительства солнечных электростанций через механизм аукционов 155 МВт, для ветроэлектростанций – 150 МВт и для других видов генерации (био- и малой гидроэнергетики) – 60 МВт.
Агентство ExPro собрало мнения участников рынка относительно размера квот и возможного интереса инвесторов на участие в аукционах.
Исполнительный директор “Ассоциации солнечной энергетики Украины” Артем Семенишин считает, что предложенный Минэнерго уровень квот можно назвать приемлемым, ведь не стоит значительного участия инвесторов в “зеленых” аукционах в 2021 г. после того, как этому году произошло ретроспективное снижение “зеленого” тарифа, была накопленная значительная задолженность со стороны ГП “Гарантированный покупатель” и имело место расхождение мнений между властью и мощными кредиторами (например, ЕБРР, NEFCO).
“Квоты – очень скромные … Такие квоты могут быть приемлемыми, если заявлять высокие квоты, это будет однозначно поражение, ведь мало, кто придет на эти квоты”, – сказал Семенишин.
По его словам, на аукционы придут только инвесторы, которые склонны к риску. Также Семенишин отметил, что среди членов ассоциации являются институциональные инвесторы, которые уже имеют опыт участия в “зеленых” аукционах за рубежом. Согласно его информации, объем введенных новых мощностей СЭС в 2020 г. будет составлять лишь около 32% от мощности, которая была установлена в 2019 г.
Председатель правления “биоэнергетической ассоциации Украины” Георгий Гелетуха отметил, что инвесторы в биоэнергетику будут принимать участие в аукционах, а потому квота в 60 МВт на 2021 г. недостаточно, кроме того, ее не стоит ограничивать, ведь биоэнергетика не создает проблем с точки зрения балансирования энергосистемы, в отличие от СЭС и ВЭС.
“По нашему мнению, 60 МВт – это несколько маловато. Мы подготовили письмо Минэнерго, на 2021 г. мы будем просить 100 МВт, на 2022 г. – 100 МВт, а дальше нас устраивает предложение министерства”, – сказал он.
По словам Гелетухи, сегодня на фоне снижения “зеленых” тарифов для СЭС и ВЭС, у инвесторов наблюдается повышенный интерес к сектору биоэнергетики.
“Мое мнение, они (инвесторы – ред.) Пойдут, ведь идти на аукцион выгоднее, чем оставаться на” зеленых “тарифах”, – прокомментировал Гелетуха, добавив, что если сейчас начать строительство биогазовой станции, то ее строительство можно будет завершить через 2 года (минимальный срок), таким образом станция заработает в 2022. Для применения “зеленого” тарифа останется 7 лет, тогда как аукционы дают возможность заключить договор на 20 лет.
“Очень большой конкуренции не ожидается, поэтому для того, чтобы выиграть аукцион будет достаточно опуститься на 10% от” зеленого “тарифа … Явно больший доход получается от участия в аукционе”, – сказал Гелетуха.
Председатель ассоциации добавил, что согласно законодательству с 1 января 2023 г. для биоэнергетики вообще отсутствует возможность получать “зеленый” тариф. Гелетуха сообщил, что такие компании как агрохолдинг Kernel Group и Clear Energy заявили о намерении строить десятки мегаватт новых биоэнергетических мощностей.
Инвестор в малую гидроэнергетику, акционер ряда компаний (“Мартинкивская ГЭС”, “Акванова Гидроресурс”, “гидроэнергоресурсы” и др.) Игорь Тынный считает, что предложенные квоты не будут иметь значения, ведь действующая власть создала негативный инвестиционный климат.
“У нас сейчас, наверное, один из худших правительств в мире с точки зрения стратегии развития энергетики. Это те люди, которые декларируют развитие угольной отрасли как один из приоритетов. Это просто нонсенс … То, что предложили квоты по аукционам, это не искренне, они должны были что-то утвердить по требованию закона. Эти квоты не имеют никакого значения “, – сказал он.
По оценкам бизнесмена, инвесторы не будут участвовать в аукционах для строительства малых ГЭС.
“Гидростанции никто не будет строить. Мы в течение двух лет не можем закончить строить даже то, что начали. Строительство заморожено. В Украине за все годы никогда не строилось более 3-5 МВт малых ГЭС в год. Это очень сложный процесс, такая станция окупается более 10 лет… Я думаю, что в следующем году ничего не будет построено в малой гидроэнергетике, или плюс минус 1 МВт, то есть на уровне статистической погрешности “, – сказал Тынный.
Также Тынный добавил, что на сегодня инвесторы останавливают инвестиции, тратя средства на адвокатов для защиты своих интересов.
“Это когда, кто-то умирает, а к нему приходят друзья и говорят: “Какие у тебя планы отпраздновать Новый год через 3 года”. Это перспектива ни о чем, без восстановления стабильности на рынке”, – резюмировал свое мнение о пуске” зеленых “аукционов Тынный.
Председатель правления “Украинской ветроэнергетической ассоциации” А. Конеченков отметил, что предложенный размер квот женщин для инвестиций в проекты по ветроэнергетике, но участники рынка увидят, как пройдет первый аукцион, который будет интерес среди инвесторов и во второй половине 2021 г. будут инициировать пересмотр квот.
“Пока это индикативные данные. Если они такими останутся, они просто остановят развитие ветроэнергетики в целом том, что на сегодня экономически целесообразный проект начинается где-то с 50 МВт. Промышленная ветроэнергетика будет неинтересна для инвестора, если раз в год будет разыгрываться 50 МВт или 150 МВт”, – сказал Конеченков.
“К 2022 г. у нас есть возможность достроить ВЭС, которые получили prePPAs (заключили с ГП” Гарантированный покупатель “предварительные договоры купли-продажи электроэнергии – ред.) И получили разрешение на строительство”, – добавил Конеченков.
По его словам, для дальнейшего развития ветроэнергетики на сегодня стоит разрабатывать законодательство, которое будет регулировать развитие балансирующих мощностей, а также нужно заниматься вопросом прогнозирования генерации для ВИЭ.
“Девелопер, который сегодня входит с большим проектом, например, ВЭС, он готов рассматривать введение балансирующих мощностей за свой счет, но нет понимания как это делать и законодательной поддержки”, – сказал глава ассоциации. (ExPro/Энергетика Украины и мира)