В Министерстве энергетики Украины подготовили предварительные выводы о причинах миллиардных убытков НАК “Нафтогаз Украины” в 2020 г. Их представят на заседании межведомственной рабочей группы Кабмина, которая разбирается в этом вопросе. Об этом сказал замминистра энергетики Максим Немчинов в ходе дискуссии Energy Freedom от Energy Club.
“Ситуация, которая сложилась по “Программе 20/20” – она провалена. Не только не произошло увеличения добычи Нафтогазом, но и она была уменьшена. Параллельно частные компании эту добычу наращивают. Один из выводов – возможно, что-то не то происходило в компании “Укргазвидобування” в течение 2017-2018 гг. с точки зрения управления и эффективности внедрения тех мер, которые были предложены в концепции. Прогнозная добыча газа в 2020 году будет составлять около 20 млрд. м3, что на 0,5 млрд. м3 (почти на 3%) меньше, чем в 2019 году. Это падение происходит именно за счет невыполнения планов УГВ. Это следствие работы в предыдущие годы. Не все меры были выполнены или были выполнены очень неэффективно”, – сказал Немчинов.
По мнению Минэнерго основными причинами невыполнения концепции являются:
– Отсутствие соответствующего управления и контроля со стороны Нафтогаза над дочерними предприятиями – Укргаздобычей и Укрнафтой, а именно – за выполнением поисково-разведочных работ, бурения, разработки месторождений, привлечения инвестиций, прироста добычи.
– Были решения наблюдательного совета, которые противоречили целям, которые были определены постановлениями Кабинета министров и были указаны в этой концепции.
– Неэффективное освоение УГВ рекордных объемов денежных средств (более 70 млрд. грн. за последние 5 лет) на мероприятия, связанные с интенсификацией добычи и бурения новых скважин. Но прироста добычи не произошло. “Эту информацию относительно денег мы получили от СБУ. Возможно, там есть какие-то объективные причины. Сегодня задача межведомственной комиссии выяснить, что там произошло и почему у нас такая очень негативная картина”, – сказал Немчинов.
– Произошло снижение цены на природный газ. Это влияет на целесообразность разработки новых месторождений.
– Примерно 30% спецразрешений, которые были выданы с 2010 г. по 2014 г. – в простое, это “спящие” лицензии.
– Низкий уровень разработки существующих скважин, это эффективность.
– Затягивание процесса по разработке и принятия соответствующих проектов актов до 2 лет, предусмотренные планом мероприятий по реализации концепции. В первую очередь с этим вопросом затянуло Госгеонедра, также не принят новый кодекс о недрах, который должен был помочь интенсифицировать добычу.
“С такими тезисами мы будем выходить на межведомственную комиссию, чтобы исследовать, насколько мы были объективны. Возможно, мы сделали неверные выводы. Но я думаю, что на самом деле надо более глубоко исследовать именно эти причины”, – подытожил Немчинов.
Напомним, в конце ноября 2020 года НАК “Нафтогаз Украины” сообщил, что за девять месяцев 2020 г. его убыток составил 17 млрд. грн. по сравнению с прибылью 12,9 млрд. грн. за тот же период в 2019 г. (Ярослав Маркин, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)