Украина вынуждена платить в среднем $150-200 млн. в год России, пополняя бюджет государства, которое сама признает агрессором – за услугу хранения отработанного ядерного топлива из украинских атомных станций.

Для сравнения: это годовой бюджет города Николаева или почти двухлетний бюджет на стипендии студентам и аспирантам.

В Украине нет собственного централизованного хранилища, которое бы вмещало отработанное топливо из всех украинских АЭС. Идея построить его, чтобы в таком стратегическом вопросе как атомный, не зависеть от России – родом еще с начала 2000-х.

22 декабря “Энергоатом” открыл первую очередь нового хранилища отработанного ядерного топлива. Открытие объекта состоялось при участии руководства “Энергоатома”, а также представителей Holtec International и других компаний-партнеров.

Стоимость первого комплекса Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива составляет около 2 млрд. грн. Общая стоимость всего проекта, который будет состоять из 15 пусковых комплексов, рассчитана на уровне 37 млрд. грн. Полностью завершить реализацию проекта планируется до 2040 г.

On Media поговорил с пресс-секретарем “Энергоатома”, экспертом в области ядерной энергетики и главным подрядчиком о том, почему постройка Центрального хранилища отработанного топлива – это важное стратегическое задание для Украины.

Олег Слободян, пресс-секретарь “Энергоатома”:

Это хранилище однозначно нужно украинской энергетической системе и непосредственно компании “Энергоатом”. Потому что, во-первых, оно усиливает украинскую энергонезависимость. Второе – позволяет сэкономить значительную часть средств, которые можно направить на другие цели, например, на развитие или помощь городам-партнерам.

На данный момент примерно 200 млн. долларов тратит Украина на то, чтобы вывозить и хранить эти отходы ядерного топлива в Российской Федерации. Соответственно, после того как будет завершено строительство хранилища, эти средства будут оставаться в Украине.

Ольга Кошарная, глава ассоциации “Украинского ядерного форума”:

Реализация проекта Централизованного хранилища отработавшего топлива для действующих атомных электростанций имеет большое значение, как и для энергетической безопасности Украины. Потому что до сих пор мы вывозим отработавшее ядерное топливо в Российскую Федерацию, по большей части для длительного хранения.

Были случаи, когда Российская Федерация приняла, например, закон, о том, что нельзя ввозить радиоактивные отходы на территорию Российской Федерации. И это подстегнуло Запорожскую станцию, как самую большую, построить сухое хранилище, отработавших энергоблоков. Этот проект в 2001 году запустили в эксплуатацию.

Проект имеет сложную историю. Если бы он был построен в 2005-2006 гг., то Украина сэкономила бы сэкономила бы около 2 миллиардов долларов, потому что 150-200 миллионов мы платили Российской Федерации ежегодно, которая его просто хранит.

Поэтому этот проект испытывал большое сопротивление со стороны пророссийского лобби в Украине и естественно со стороны Российской Федерации.

Технология строительства совершенно другая, чем на запорожской станции. Это более надежная технология, она лицензирована в США, она лицензирована в Испании. Землетрясение, падения самолета, теракты всевозможные. Это ядерная установка, считается, поэтому физическая защита есть. Ну и понятно что отработавшее ядерное топливо попадает под договор о нераспространении ядерного оружия, поэтому учет контроля ядерных материалов будет проводиться инспекцией МАГАТЭ в рамках гарантий нераспространения.

Николай Еманов, директор ООО “Укрбудмонтаж”:

На сегодня в “Энергоатоме” я не вижу заинтересованных лиц, которым этот проект на самом деле был бы интересен.

Еще в 2019 году проект должен был быть введен в эксплуатацию, но на сегодняшний момент до сих пор еще выпускается рабочая документация. На то время не было даже рабочей документации по системе физзащиты, по системе радиационного контроля.

Когда документация вышла, появилась необходимость где-то что-то достроить, где-то докинуть дополнительные кабеля, которых у нас в договоре нет. Соответственно, за свои средства мы не можем этого сделать, поэтому появилась необходимость все это дозакупить.

И где-то вот в ноябре-октябре месяце мы начали эту информацию собирать, передавать заказчику и заказчик решил идти на открытые торги, собрал эту информацию всю и они приняли решение идти на открытые торги, как этого требует закон о госзакупках.

Сейчас я рад, что первую очередь нам удалось сдать в эксплуатацию до Нового года. Это большая победа. (Георгий Шабаев, onmedia.io/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий