Госаудитслужба обнаружила нарушения в ГП “Львовуголь” почти на 3 млрд. грн. Почему госпредприятие остается убыточным и кому это может быть выгодно?

В 2018 г. президент Петр Порошенко подписал закон “О приватизации”, которая предусматривала разделение процесса разгосударствления на большую и малую.

Имущество стоимостью до 250 000 000 грн. отнесли к объектам малой приватизации, а все, что выше этой стоимости – к большой.

Президент Владимир Зеленский продолжил развивать тему и пообещал ускорить процесс. Однако, в связи с распространением Covid-19, большой приватизации решили отложить. Однако это никак не задело малой приватизации.

Между тем, как удалось узнать StateWatch, и в малой приватизации немало проблем и непонятных решений. На примере одного предприятия попробуем это доказать.

17 августа 2020 пресс-служба Фонда государственного имущества Украины сообщила, что по предложению Минэнерго было принято решение исключить из объектов на приватизацию ГП “Львовуголь” и ГП “Шахта” Надежда “ГП” Львовуголь “.

Такое решение могло быть мотивировано тем, что государство вполне справляется с управлением данного объекта, а само предприятие является прибыльным. Хотя, как выяснилось, дела на ГП “Львовуголь” далеко не идеальны.

В 2019 году Государственная аудиторская служба Украины провела проверку ГП “Львовуголь” и выявила ряд многомиллионных нарушений и фактов неэффективного управления. Мы получили документ, поэтому детализируем основные нарушения, которые были выявлены на предприятии во время аудита.

Убыточность предприятия

Основной целью ГП “Львовуголь”, как и многих других компаний, является получение прибыли от ведения хозяйственной деятельности. Однако, как показал аудит, предприятие эти цели системно не выполняет и уже много лет остается убыточным для государства.

Только за два с половиной года чистый убыток предприятия приблизился к почти миллиарда грн. Если говорить подробнее, то за 2017 убыток предприятия составил 145 600 000 грн, за 2018 – 457 млн. грн, за I полугодие 2019 – 271 400 000 грн.

Что касается 2020 г., то по результатам второго полугодия предприятие продемонстрировало прибыль в размере 215 000 000 грн.

Однако причина такого резкого улучшения финансового состояния кроется не в улучшении положения дел на предприятии, а в банальной дотации из государственного бюджета в размере 244 миллионов грн., что получило предприятие на погашение задолженности по заработной плате.

Неэффективное управление

Уголь, добываемый на шахтах ГП “Львовуголь”, имеет достаточно высокую зольность (чем выше зольность – тем меньше его эффективность. – ЭП).

В связи с этим большая часть добытого угля требует дополнительного обогащения, со своей стороны увеличивает его себестоимость. Обогащением угля с шахт ГП “Львовуголь” занимается другое предприятие – ОАО “Львовская угольная компания”.

Эта компания на рынке имеет монопольное положение и диктует стоимость услуги по обогащению угля. В связи с этим, ГП “Львовуголь” теряет большую часть прибыли.

Аудиторы установили, что подобных затрат можно было бы избежать путем строительства обогатительной установки на мощностях ГП “Львовуголь”.

Однако, неприятие Минэнергоуглем решение по осуществлению строительства модульной обогатительной установки на базе обособленного подразделения “Шахта” Червоноградская “привело к потере возможности получения дополнительных доходов расчетно на сумму более 122 млн. грн.

В министерстве отмечают, что строительство такой установки согласовано, но из-за отсутствия необходимого финансирования в бюджете ее планировали построить в рамках государственно-частного партнерства, однако потенциальный инвестор не давал еще необходимых расчетов и технико-экономического обоснования.

Также аудиторы установили, что из-за промедления с выполнением приказа Минэнергоугля о выделении из Предприятия обособленного подразделения – “Шахта” Заречная “и создание на его базе ГП” Шахта “Заречная”, а также вследствие промедления Минэнергоугля с финансированием работ по ликвидации шахты, ГП “Львовуголь “понесло дополнительные расходы на содержание шахты в режиме проветривания и водоотлива на сумму 67 млн. грн.

Продажа угля по заниженной цене и “серое” уголь

Как утверждают аудиторы, в результате реализации угольной продукции операторам оптового рынка по цене ниже себестоимости, компания потеряла более 686 млн. грн.

Также в ходе аудита были выявлены факты, которые могут свидетельствовать о добыче обособленным подразделением “Шахта” Степная “неучтенного угля.

Установлено, что при проведении расчета средней массы рядового угля снижено его количество, что привело к неотражению в учете обособленного подразделения добытого угля и соответственно потери доходов на сумму почти 15 млн. грн.

Нарушений на 3 миллиарда

Если говорить обо всех нарушениях и недостатках, которые были найдены во время проведения аудита, таких накопилось 3300000000 грн.

В частности, принятие неэффективных управленческих решений, которые привели к упущенной выгоды на сумму более 830 млн. грн., непроизводительных затрат нашли на сумму более 181 млн. грн.

Кроме этого, было обнаружено неэффективные управленческие решения, которые могут свидетельствовать о непроизводительные расходы на сумму более 474 млн. грн.

Также аудиторами было установлено отдельные ошибки и нарушения, которые привели к завышению или занижению доходов и расходов, и, как следствие, к искажению показателей финансовой отчетности на общую сумму в 1590000000 грн.

Результаты проведенного аудита были добавлены к уголовному делу, возбужденного по статьям 191 Уголовного кодекса Украины (“присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением”) и 209 Уголовного кодекса Украины (“легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем”).

Кроме этого, руководителю “Львовуголь” был предоставлен ряд предложений, внедрение которых позволит улучшить эффективность финансово-хозяйственной деятельности этой государственной компании.

Однако, убыточность предприятия в течение последних 4 лет ставит под сомнение способность Минэнергоугля и руководства предприятия достичь этой цели.

В самом министерстве отмечают, что в ситуации с выявленными нарушениями Госаудитслужбой ответственных лиц “привлекли к дисциплинарной и материальной ответственности”.

Вместо заключения

Нежелание выставлять данное предприятие на приватизацию не несет в себе никаких экономических выгод для государства, а скорее наоборот – оставляет в государственной собственности очередное дотационный государственное предприятие, работает на наши с вами налоги.

Но, если для государства решение о неприватизации ГП “Львовуголь” не является выгодным, тогда для кого оно может быть таким?

На момент, когда Минэнерго подал предложение об исключении из объектов на приватизацию ГП “Львовуголь” и ГП “Шахта” Надежда “ГП” Львовуголь”, министерство возглавлял Ольга Буславец, которую СМИ связывают с олигархом Ринатом Ахметовым. Также, по информации НАБУ, назначение Буславец тайно обсуждалось топ-менеджером ДТЭК.

И это не единственная история, связывает ГП “Львовуголь” и Рината Ахметова. Так, в октябре 2019 г. глава Антимонопольного комитета Украины Юрий Терентьев заявил о выявленных нарушениях законодательства о защите экономической конкуренции, совершенные ООО “Корум Украины” и АО “НПК” Горные Машины “во время участия в трех процедурах публичных закупок, проводило госпредприятие “Львовуголь”.

Напомним, обе компании входили в состав СКМ упомянутого украинского миллиардера. Тогда на компанию Ахметова был наложен штраф в размере 55 млн. грн.

На вопрос: было ли решение Минэнергоугля об изъятии ГП “Львовуголь” из списка приватизации мотивировано частными интересами других лиц, должны ответить органы правопорядка.

Теперь остается надеяться, что новый глава Минэнергетики Юрий Витренко все же разберется с работой ГП “Львовуголь” и примет решение, которое не будет вредить интересам Украины.

Материал подготовлен в рамках проекта “Приватизация + демонополизация = экономический рост”. (Александр Гуменюк, StateWatch, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий