Компания олигарха задолжала за аренду шахт.

Правительство собирается создать новое юридическое лицо на базе энергогенерирующей компании “Центрэнерго” и ряда угольных шахт, что должно хотя бы частично решить проблему сбыта продукции угледобывающих предприятий. Как ожидается, в создаваемую компанию войдут пять шахт, которые ранее эксплуатировал ДТЭК Рината Ахметова, однако минувшей осенью он досрочно разорвал договор об их аренде. “Апостроф” выяснял, почему самый богатый украинец решил отказаться от рентабельных предприятий, и кто заплатит по долгам за аренду шахт, которые отказывается возмещать ДТЭК.

Запущенный в октябре этого года процесс создания вертикально интегрированной компании в составе ПАО “Центрэнерго” и ряда государственных угольных шахт, может остановиться, так по-настоящему и не начавшись.

5 октября 2020 г. Кабинет министров принял распоряжение (№1215-р) о создании акционерного общества с участием государственных угледобывающих предприятий и энергогенерирующей компании “Центрэнерго”.

Логика такого шага состоит в том, что шахты получат гарантированный рынок сбыта своей продукции в лице “Центрэнерго”, которая эксплуатирует три теплоэлектростанции (ТЭС).

Кроме того, считают в правительстве, создание такой вертикально-интегрированной компании повысит шансы на успешную приватизацию “Центрэнерго”, которая запланирована на 2021 год.

“Апостроф” ранее подробно писал о ситуации в “Центрэнерго”, и вывод, который можно сделать на сегодняшний день, состоит в том, что укрупнение компании за счет присоединения шахт является, скорее, негативным фактором в плане ее приватизации.

Но это уже отдельная история.

Недолгосрочная аренда

Окончательный перечень шахт, которые должны войти в создаваемое акционерное общество, пока неизвестен – сначала планируется проведение инвентаризации и аудита шахт, находящихся в госсобственности и управлении Минэнерго, для определения наиболее эффективных из них.

Однако можно с уверенностью сказать, что в новую компанию войдут пять шахт госпредприятия “Добропольеуголь” – “Алмазная”, “Белицкая”, “Добропольская”, “Новодонецкая” и “Пионер”, расположенные на подконтрольной Киеву территории Донецкой области.

Более того, можно утверждать, что именно из-за этих шахт и началась вся история с созданием вертикально-интегрированной компании.

Дело в том, что с 2011 года целостный имущественный комплекс ГП “Добропольеуголь” находился в аренде у компании ДТЭК Рината Ахметова. Договор об аренде был заключен на 49 лет, однако летом 2020 года ДТЭК решил разорвать соглашение и вернуть указанные шахты государству.

Причина такого шага банальна – падение спроса на уголь, в первую очередь, со стороны теплоэлектростанций.

В упомянутом распоряжении Кабмина четко прописаны все этапы создания новой вертикально-интегрированной компании, в том числе, по прекращению действия договора об аренде с ООО “ДТЭК “Добропольеуголь” (было создано для управления арендованными шахтами).

Так, процесс возвращения шахт в госсобственность запланировано завершить до 25 января 2021 г.

При этом до 31 марта следующего года на рассмотрение правительства должен быть внесен проект решения о создании акционерного общества в составе “Центрэнерго” и госшахт.

Заплати и спи спокойно

Но здесь начинаются сложности. Связаны они с тем, что ДТЭК с марта не платил арендную плату за пользование шахтами из-за их вынужденного простоя по причине кризиса в отечественной энергетике, усугубленного эпидемией коронавируса.

При этом в распоряжении правительства четко сказано, что ДТЭК обязан погасить задолженность по арендной плате и пене за весь срок действия договора до даты прекращения его действия (7 октября 2020 года). Кроме того, ДТЭК должен отказаться “от права получения компенсации всех неотъемлемых улучшений, выполненных во время действия договора аренды”.

Но бывший уже теперь арендатор не спешит платить. И – в который раз – аргументация ДТЭК железная: дескать, компания за время пользования пятью шахтами ГП “Добропольеуголь” вложила в них 400 миллионов долларов. Видимо, они пошли на те самые “неотъемлемые улучшения”, о которых было сказано выше.

В связи с этим, Фонд госимущества (ФГИ) подал против ДТЭК иск о взыскании с компании Рината Ахметова более 132 млн. грн. задолженности по аренде.

В свою очередь, ДТЭК намерен добиваться от ФГИ признания своих обязательств в рамках арендного договора выполненными.

При этом в ДТЭК заявляют, что, несмотря на фактическую остановку угледобычи, горнякам продолжают платить зарплату.

Другое дело, что во время простоя они получают лишь по тарифной ставке, которая существенно ниже реальной зарплаты шахтера, поскольку не учитывает значительные надбавки за работу под землей.

Видимо поэтому горняки шахт “Добропольеугля” составляли большинство участников акции под стенами Офиса президента минувшим летом, хотя, по логике, требовать выплат от государства в то время было, что называется, не по адресу.

При этом, помимо зарплаты, шахтеры требовали восстановить рынок угля в Украине за счет, прежде всего, запрета на его импорт из России, а также остановить импорт дешевой электроэнергии из Беларуси и той же РФ.

Последнее обстоятельство натолкнуло инсайдеров энергоотрасли на мысль о том, что протесты могли быть инспирированы самой ДТЭК с целью надавить на власть, чтобы восстановить пошатнувшиеся позиции на рынке. При этом, в самой компании такие обвинения категорически отвергают.

Лишний уголь

Но проблема на самом деле, шире. В последнее время спрос на уголь в генерации тепловой и электрической энергии неуклонно падает. Это понимают ключевые игроки на энергорынке, в том числе и ДТЭК.

Так, на днях компания представила свою долгосрочную стратегию развития до 2030 г., которая, помимо прочего, предусматривает более экологичное производство по сравнению с нынешним. “Реализация стратегии станет существенным вкладом ДТЭК в декарбонизацию экономики Украины и Европы в целом”, – говорится в пресс-релизе компании.

Как отметил в разговоре с “Апострофом” эксперт энергетических программ Украинского института будущего Андриан Прокип, ДТЭК дал четко понять, что компания будет покрывать свои потребности в угле за счет собственных шахт: “То есть они пришли к выводу, что у них нет необходимости в таком количестве угля” (а, значит, и в “лишних” шахтах).

Еще один немаловажный момент – рентабельность украинских шахт. Она для большинства отечественных угледобывающих предприятий достаточно низка.

“Шахты в Украине с точки зрения финансового здоровья, уже давно являются наиболее проблемными активами, и основной подход в их эксплуатации, грубо говоря, сводится к тому, чтобы выжать из них по максимуму”, – сказал в комментарии изданию эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Егор Киян.

При этом в стране немало шахт, которые являются откровенно убыточными.

“Мы годами наблюдаем, как они стоят и просто накапливают убытки, потому что нет какого-то видения, как решать эту проблему”, – говорит Андриан Прокип.

При этом, добавляет он, на шахтах ГП “Добропольеуголь” ситуация с рентабельностью лучше, чем на многих других.

От себя добавим, что, вероятно, это и было одной из главных причин, по которым ДТЭК взял их в аренду десять лет назад.

По словам Егора Кияна, ДТЭК неплохо зарабатывал на шахтах, но эпидемия коронавируса существенно изменила ситуацию: “Падение промышленности, карантинные ограничения способствовали сокращению потребления электроэнергии. Поэтому сейчас проще избавиться от такого актива” (поскольку уголь все еще остается ключевым ресурсом для ТЭС).

Верное плечо налогоплательщика

Логика такого шага понятна. Вопрос лишь в том, как будет осуществляться процесс “развода”.

Украинское государство часто старается “подыграть” отечественным финансово-промышленным группам, подставляя им надежное плечо, когда у тех появляются проблемы.

По словам Егора Кияна, такой подход можно было бы интерпретировать как элемент государственно-частного партнерства, которое практикуется в разных странах мира, но в Украине это происходит менее цивилизованно, но более закрыто, хаотично и непредсказуемо.

Именно в таком ключе, скорее всего, будет развиваться ситуация с урегулированием задолженности ДТЭК по аренде шахт.

Откажется ли правительство от требования взыскать долги с компании Рината Ахметова? Это не исключено.

“В нашей стране ничего исключать нельзя”, – философски размышляет Андриан Прокип.

При этом сама сумма задолженности для ДТЭК некритична, отмечает Егор Киян.

“Для ДТЭК это вряд ли столь уж серьезная сумма. Поэтому не исключено, что это – демонстрация принципиальной позиции, проверка (власти) на прочность”, – говорит специалист.

Но у власти, к сожалению, действенных инструментов противостояния подобным шагам нет. По словам Кияна, правительство не может или не хочет отстаивать свои, а, точнее, национальные интересы, ни перед иностранными партнерами, ни перед отечественными ФПГ.

“В результате за все платит среднестатистический гражданин Украины”, – с грустью констатирует эксперт. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий