Воздействие кризиса коронавируса на газовые рынки будет менее серьезным, чем на нефтяные и угольные. Об этом Институту развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) рассказала эксперт по европейской энергетической политике и геополитике Мадалина Сису Викари. Она также дала прогноз на перспективы российского газа в Европе.

– Мадалина, мировые цены на газ сильно выросли за неделю с 21 по 27 декабря, а уровень цен на голландском TTF достиг наивысшей отметки почти за два года. Что спровоцировало этот всплеск?

Цены на TTF выросли в результате сочетания нескольких факторов: роста цен на нефть (до уровня февраля 2020 года), прогноза более холодной погоды и, следовательно, возможного роста спроса на отопление. Также сыграли роль ограничения поставок СПГ из-за незапланированных технических перебоев на предприятиях по экспорту СПГ в Австралии, Малайзии, Нигерии, Норвегии, Катаре.

Повлиял также рост цен на углерод в Европейском Союзе (который достиг рекордного уровня с момента запуска торгов в 2008 году). И последнее, но не менее важное – рост спотовых цен в Северной Азии, вызванный, главным образом, холодной погодой и ограниченным предложением, а также относительной ограниченностью рынка морских перевозок/доступности судов, оттеснил грузы СПГ из Европы в Азию и, как следствие, сыграл свою роль в росте цен на TTF.

– Рост цен на газ увеличивает конкуренцию на рынках и может привести к увеличению объемов поставок. Увеличится ли объем российского газа, особенно на европейских рынках? Каков ваш прогноз на 2021 год, особенно в отношении спроса на газ в Европе?

На данном этапе сложно комплексно предвидеть весь спектр последствий кризиса коронавируса на мировых газовых рынках. Тем не менее, похоже, что влияние этого кризиса для газовых рынков будет менее серьезным, чем для нефтяных и угольных. Весьма вероятно, что спрос на газ будет восстанавливаться постепенно, а не резко, в основном за счет приближающегося конца пандемии,

который ускоряет вакцинация во всем мире.

Также, особенно в Европе и некоторых частях Азии, это произойдет за счет переориентирования с угля и нефти на газ. Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует, что большая часть спроса на газ, который снизился в 2020 году, будет восстановлен в 2021 году, в основном за счет быстрорастущих азиатско-тихоокеанских рынков. В Европе снижение цен на газ может ускорить падение внутренней добычи, что, как ожидается, в сочетании с переходом на газ с угля и лигнита, поддержит спрос на газ. Однако фактором, который в основном будет определять спрос на газ на европейских рынках, будет, скорее всего, экономический рост.

В этом контексте стоит упомянуть, что “Газпром” прогнозирует рост, хотя и относительный, европейского экспорта газа в 2021 году со 170 миллиардов кубометров, экспортированных в 2020 году, до 183 миллиардов кубометров.

Кроме того, ожидается, что средняя цена поставок газа в Европу вырастет на 44 доллара, или на 33%, по сравнению с 2020 годом.

– В первой половине 2020 г., в условиях пандемии коронавируса и резкого падения цен на газ во всем мире, спотовые поставки СПГ выиграли ценовую конкуренцию с трубопроводным газом, в том числе с газом от Газпрома. Однако летом заводы СПГ в США резко сократили объемы производства, поскольку потребители стали отказываться от поставок из-за переизбытка предложения. Что сейчас происходит с СПГ?

В настоящее время волна сокращений объемов СПГ осталась позади, чему способствовало повышение цен на газ в Северо-Восточной Азии и Европе в сочетании с холодной погодой. Но еще более актуален тот факт, что на глобальном уровне многие проекты СПГ могут быть отложены по финансовым или логистическим причинам, что повлияет на глобальные мощности и поставки СПГ.

В целом, весьма вероятно, что на глобальном уровне появится ограниченное дополнительное количество СПГ по сравнению с предыдущими годами, которое рынкам не составит труда освоить. В 2021 году маловероятно, что произойдет снижение объемов в зимний сезон. Однако вероятность повторения масштабов 2020 года мала. Кроме того, следует иметь в виду, что в случае повторного

возникновения глобального переизбытка поставок – а вместе с ним и необходимости отмены поставок – грузы СПГ из США будет, по контракту, легче всего аннулировать.

– Что ждет российский СПГ?

В 2021 году следует обратить внимание также на российский СПГ, который проникает на рынки северо-запада Европы. Таким образом, в первом квартале 2020 года это второй источник импорта СПГ для ЕС с долей 21% от общего объема импорта СПГ. Во втором квартале он был третьим источником с долей 18%. Мы ждем данных по третьему и четвертому кварталам, чтобы узнать, какой была доля российского СПГ на рынке ЕС в этом году. В первом квартале Россия отправила в Европу 76 грузов с 5,2 млрд. кубометров СПГ, и она была крупнейшим поставщиком Бельгии (36%), вторым поставщиком Нидерландов (37%). Во втором квартале на рынки ЕС поступила 61 партия российского газа объемом 4,2 млрд. кубометров. Россия была крупнейшим поставщиком в Финляндию (82%), Швецию (52%) и Нидерланды (37%). И в 2021 году, вероятно, продолжится конкуренция. СПГ в США и России за европейские рынки.

– Какие события в мире энергетики в 2020 году вы считаете ключевыми?

Несомненно, мартовское соглашение ОПЕК + стало ключевым событием на мировых энергетических рынках, поскольку это был самый быстрый и эффективный способ уравновесить нефтяные рынки. Использование ценовых механизмов для устранения рыночных дисбалансов было бы трудным и длительным процессом, который, следовательно, поставило бы перед производителями больше проблем. Еще одно ключевое событие – это быстрые шаги к углеродной нейтральности во

всем мире. В этом контексте уместно упомянуть готовность ЕС, выраженную в соглашении, достигнутом Европейским советом 10-11 декабря: продвигаться вперед с европейским климатическим законом, сократить выбросы парниковых газов как минимум на 55% к 2030 году и стать климатически нейтральным к 2050 году.

Южная Корея обещает к 2050 году стать углеродно-нейтральной, а Китай, крупнейший эмитент углекислого газа, обещает стать углеродно-нейтральным к 2060 году.

И еще одним ключевым событием, беспрецедентным, стали отрицательные цены на нефть. 20 апреля цены на нефть WTI упали с 17,85 долларов США до -37,63 долларов США, что составило падение более чем на 300% и является крупнейшим однодневным падением американской сырой нефти в истории, которое также вызвало волну шока на финансовых рынках. К счастью, цены на

нефть стабильно восстанавливались, поднявшись примерно на 90% в следующем месяце. (Зарубежный корреспондент ИРТТЭК Михаил Вакилян/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий