После пуска рынка газа большинство потребителей остались клиентами облгазсбытов, которые предлагают цены, на 30-40% выше минимальных. Как защитить рынок и снизить цену газа?

Чиновники, депутаты, президент – все ищут виновного в сегодняшней ситуации с тарифами.

Но ее можно было предсказать еще летом. Потому что все знают – к зиме и отопительному сезону надо готовиться заранее.

Именно летом, в августе 2020 правительство пошло на правильный и рыночный шаг – “отпустил” цену на газ, она перестала быть регулируемой.

Расчет прост – рыночная цена позволит появиться новым поставщикам, будут конкурировать за потребителя.

Потому в рыночных условиях люди могут переходить от одного поставщика к другому и таким образом выбирать лучшего.

Так и произошло – на рынке немедленно появились новые трейдеры, которые начали предлагать собственные условия. На сегодня украинцы имеют выбор из более 50-и поставщиков, с разными ценами и условиями.

“Невидимая рука” рынка должна была заставить всех продавцов снижать цены и таким образом бороться за клиента. Однако, не у всех была такая необходимость – ведь после пуска рынка потребители остались клиентами газосбытов.

Большинство таких поставщиков предлагают цены на 30-40% выше, чем минимальные. Когда в новостях появилось очередное сообщение, что “Нафтогаз поднял цены на газ”, замалчивалось то, что цена газоснабжающей компании НАК “Нафтогаз” всегда была одной из самых выгодных на рынке.

В частности, самая низкая цена на январь в компании “Газ АП” – 6,99 грн. за кубометр. Только на 6 коп. выше предложение компании “Megawatt” – 7,05 грн.

Далее идут “Агросинтез Трейдинг” – 7,08 грн. за кубометр, “Энергетические ресурсы Украины” предлагают газ по 7,11 грн. за кубометр, “Аскания Энерджи” – 7,20 грн. за кубометр.

В газоснабжающей компании “Нафтогаз Украины” топливо в январе стоит 7,22 грн. за кубометр. Цены остальных поставщиков колеблются в диапазоне 7,39 – 10,8 грн. за кубометр.

Еще более высокие цены – у ряда региональных газосбытов, аффилированных с облгазами, которые поставляют газ большинства потребителей в соответствующих регионах. Их предложения колеблются от 9,88 до 9,93 грн. за кубометр.

Кроме того, облгазы, которые отвечают за доставку газа, начали давить на потребителей и запугивать тех, кто хотел сменить поставщика.

Люди, которые пытались перейти на более дешевую цену, получали проверки, отключение от газа, завышенные объемы потребления. Консультационный центр “ГазПравда” работал на разрыв – только с начала отопительного сезона потребители прислали около 3000 обращений.

Это означало, что отдельные бизнес-группы пытаются остановить рынок газа. И это было очевидно еще осенью.

Именно тогда НКРЭКУ и Антимонопольному комитету нужно было активно осуществлять проверки и применять штрафные санкции к нарушителям правил рынка, а людям, которые отвечают за реформы в стране: депутатам, чиновникам, президенту – собираться и принимать решения.

Осенью они искали бы пути решения проблемы. Потому что это, к сожалению, политическая традиция – объявлять о достижениях рынка идут все работают над ними единицы, а когда что-то не получается – ищут виновного.

Хотя пути решения понятны, о них пишут эксперты в своем совместном заявлении. Это:

  1. Незавершенный фактический анбандлинг операторов распределительных сетей (далее – ГРМ) и поставщиков природного газа. В большинстве случаев облгазсбыты (поставщики) являются дочерними компаниями облгазов (операторов распределительных сетей).

Это позволяет им оказывать давление и противодействие потребителям, которые изменили намерены сменить поставщика газа.

  1. Непрозрачность формирования тарифов на распределение природного газа.
  2. Непрозрачные дополнительные начисления в платежках потребителей в результате применения “температурных коэффициентов”. Несмотря на решение НКРЭКУ и Антимонопольного комитета Украины, группа облгазов продолжает применять температурные коэффициенты, а поставщики – выставлять их к оплате потребителям.
  3. Отсутствие полного учета природного газа и механизма обеспечения этого учета.
  4. Накопление долгов облгазов перед оператором газотранспортной системы за небалансы.
  5. Немотивированная стоимость реконструкции и подключений, задержки с подключениями.
  6. Отсутствие реформы сферы теплоснабжения, в результате чего невозможно ввести рынок газа для теплоснабжающих организаций.
  7. Отсутствие доступа к газу собственной добычи для нужд населения на биржевых площадках, является эффективным средством формирования низкой рыночной цены.

Зато правительство “под елочку” отменил льготы на электричество, а национальный регулятор утвердил новые тарифы на распределение. Вместе с сезонным скачком цен это вызвало бурю.

Удержится правительство в этой буре – неизвестно. Но есть надежда, что он получит “вакцину” от безответственности и откладывания проблем. Потому к отопительному сезону готовятся зимой. А к отопительному сезону во время рыночных изменений – ранней весной. Весна на носу. Время готовиться. (Татьяна Бойко, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ гражданской сети “Опора”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий