Проектный менеджер “Центра экономического восстановления” Владимир Бужан.
Для газового рынка 2020 г. был непростым. Из-за пандемии и теплой погоды резко упал спрос на газ, что привело к его избытку в европейских хранилищах. В связи с этим, уже летом по установленному государством регулированию – механизму ПСО (возложение специальных обязательств) – сложилась ситуация, при которой потребители должны были платить за газ больше, чем на хабах Европы. Это и стало триггером для отмены ПСО для населения.
При этом, снижение цены вследствие отмены ПСО произошло в неотопительный сезон, а потому прошло практически незамеченным для потребителя. Зато позже, при росте мировых цен на газ, разница в стоимости у разных поставщиков в условиях рынка составила порядка 30%, что вызвало негодование у людей. И хотя потребитель может свободно менять поставщика газа, если цена или сервис не устраивает (причем в максимально короткие сроки), далеко не все жители Украины знают об этой возможности. Подтверждением является то, что с момента отмены ПСО всего 3% потребителей поменяли поставщика, даже при нынешней ситуации на рынке. Справедливости ради, инерция потребителей характерна и для других стран.
Отдельно стоит учитывать фактор падения доходов населения вследствие пандемии Covid-19, который бросает серьезный вызов Кабмину – проводить реформы и, при этом, не допустить социальных волнений.
В сложившейся ситуации важно помнить, что основой свободного рынка является равный доступ к информации и отсутствие монополии, поэтому сейчас рынок нельзя назвать абсолютно прозрачным и без перекосов. Задача на текущий момент – не сворачивать с курса на либерализацию рынка газа, при этом минимизируя негативные последствия для населения.
Варианты, которые рассматривает Кабмин
На данный момент активно рассматривается несколько вариантов решения проблемы. Они направлены на то, чтобы поддержать население в ситуации, когда только открылся рынок и цены значительно выросли.
Оба предлагаемых решения позволят снизить платежку за газ для населения, но могут иметь разный эффект на темпы развития рынка газа. В то же время, важной политикой нашего правительства остается субсидирование населения. В Украине более 3 млн. домохозяйств получают субсидии для оплаты коммунальных услуг.
Сценарий 1. Регулирование цен
Речь идет про установку граничной цены на газ для населения на период карантина или до конца отопительного сезона. Да, это решение позволит выполнить основную задачу – снизить нагрузку для населения, но, в то же время означает временную остановку функционирования рынка. И люди так и не осознают, что был запущен рынок газа и нужно принимать решение о поставщике, либо переходить с газа на использование электроэнергии. Другой сложностью при реализации такого сценария является монопольное положение “Нафтогаз” как поставщика последней надежды, который получает преимущество в сравнении с другими поставщиками.
Такой сценарий решает проблему, но порождает сомнения у международных партнеров и серьезно задерживает развитие рынка газа, поскольку его результатом будет укрепление монопольного положения “Нафтогаза” как поставщика, а также отсутствие понимания у населения принципов работы рынка газа. С другой стороны, значительная часть граждан не может платить полную стоимость цены, а механизм субсидий работает с задержками, поэтому такая мера вполне возможна с целью снизить напряжение в обществе сейчас и плавно перейти к механизму субсидий за 1-2 месяца.
Сценарий 2. Граничная наценка и развитие украинской биржи
Речь идет про установку граничной наценки для поставщика с целью избежания манипуляций на рынке. Ведь поставщиков пока недостаточно, а население плохо информировано о возможностях их смены. Учитывая специфику зачастую монополизированного на местах рынка, стоит определить конкретный период, за который необходимо провести информационную кампанию среди жителей страны, а также проверку отдельных поставщиков.
Помимо этого, чтобы поставить в максимально равные условия поставщиков, предлагается обязать “Укргаздобычу” продавать поставщикам газ по цене на европейском хабе через биржу, чтобы избежать монополии “Нафтогаза” (как вертикально интегрированной компании, которая заинтересована в продаже украинского газа своему поставщику). Совет при НКРЭКУ предложил реализацию 100% украинского газа госкомпаний на украинской энергетической бирже. Это позволит развивать биржу, которая является фундаментом рынка газа, а также поставит в равные условия поставщиков, которые закупают газ на бирже.
Второй сценарий выглядит более предпочтительным, поскольку также позволит снизить платежку для населения и, главное, избежать сильного разброса в цене поставщиков. Также он даст поставщикам возможность закупать газ Укргазвидобування на украинской бирже, что поставит их в равные условия.
Важным является и предложение премьер-министра по формированию механизмов субсидирования для людей, использующих электроэнергию для отопления домов. Такая политика позволит уменьшить использование газа населением в среднесрочной перспективе и перейти к использованию более чистого ресурса – электроэнергии. При этом снизится общий размер платежки.
Новые проблемы на горизонте
Помимо старых проблем, которые уже давно перевалили за 100 млрд. грн. между участниками рынка газа на фоне роста тарифов, незамеченной остается проблема ТКЕ (теплокомуненерго). Ведь для производителей тепла, цена на газ для которых привязана к формуле Амстердам + и по которой Нафтогаз продает газ на ТКЕ, цена сегодня выше, чем для населения и составляет 10500 грн. (за тыс. куб. м)! Такая стоимость газа для производителей тепла приведет к еще большему нарастанию задолженностей теплогенерирующих компаний, а также к дальнейшему пересмотру тарифа на тепло для населения. Накопление долгов в таких масштабах на фоне процессов либерализации рынка способно в принципе остановить любые инвестиции в сектор и привести к дальнейшему разрушению существующих сетей. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)