Цены на газ в Украине “поползли” вверх из-за ситуации со спросом на газ в мире. И потому, что наша цена привязана к европейской. Эта ситуация не была неожиданной для экспертов, но государству следовало бы прислушаться к прогнозам, прежде чем открывать рынок газа, чтобы потом не возвращаться к ручному управлению, как это произошло сейчас.

Об этом говорили во время Energy Freedom на тему “6,99 – приговор или спасение рынка газа?” от Energy Club.

“Если привязать цены в Украине к европейским спотовым котировкам, даже усредненным за 23 дня, то получим очень ярко выраженную сезонность. И она очень быстро повлияет на цены для населения, как только они выровняются с ценами для промышленности. Все отраслевые эксперты предупреждали, что цены на природный газ вырастут, и это приведет к обострениям в социальной сфере”, – отметил энергетический эксперт, директор специальных проектов НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев.

Он добавил, что ответственным за реформу рынка газа чиновникам надо было раньше лучше объяснять людям, что с открытием рынка газа государство только будет определять правила игры, выступать независимым арбитром и не принимая ни сторону поставщиков, ни сторону потребителей. При этом, отметил он, все равно энергетические рынки не способны установить такие цены и тарифы, которые бы одинаково устраивали поставщиков и потребителей.

“Абсолютному большинству потребителей непонятно, почему цена на газ в Житомирской области должна определяться проблемами в Китае. Это нонсенс и такого быть не может, если речь идет о внутренних рынках инфраструктурных продуктов. Поэтому когда мы говорим об энергетическом рынке – должны понимать, что цены на него должны быть не только экономически обоснованными и привязанными к внешним индикаторам, но и доступными и понятными для абсолютного большинства потребителей. И эта привязка – без всякой внутренней внутренней ликвидной торговой площадки, которая должна была стать основой для таких же индикаторов – это также не очень экономически обоснованно”, – акцентировал эксперт.

По мнению Рябцева, нужно совместно выработать ряд решений, которые касаются вопроса урегулирования задолженности, перевода учета газа в энергетических единиц, а также создать в Украине площадку, которая бы выработала базовые цены-индикаторы на газ для экономического их обоснования.

Президент Ассоциации “Газовые трейдеры Украины” Андрей Мизовец согласился с Геннадием Рябцевым, что цена на газ должна быть понятна потребителям, но отметил, что Украина является импортозависимым государством.

“И пока мы не станем энергонезависимыми от импорта – цена на газ на западных биржах будет краеугольным камнем влияния на цену ресурса внутри страны”, – отметил Мизовец.

Рябцев на это возразил, что на самом деле импорт газа у нас составляет лишь треть.

“В Украине две трети потребления составляет внутреннюю добычу. Когда цены никоим образом не зависят от того, сколько стоит газ внутренней добычи, ведь нам не говорят о том, какова себестоимость газа. Когда цена на газ не зависит от того, есть ли газ в подземных и хранилищах, и от стоимости альтернативы природному газу, каковой является электроэнергия – это ненормально”, – пояснил Рябцев.

Президент Ассоциации “Надрокористувачi України” Роман Сторожев не согласился, что цена внутреннего ресурса и запасов в ПХГ не влияет на цену газа на рынке.

“Если посмотрим на цены, которые действуют в Украине с лета прошлого года и до сегодняшнего дня, то импортный паритет всегда на приличное значение выше, чем цена на внутреннем рынке. Потому автоматически эти ресурсы влияют на цену на газ внутри украинского рынка. Но абсолютно согласен, что до тех пор, пока цены для населения не станут общерыночными, ресурс “Укргазвидобування” должен продаваться через биржу. Потому что мы должны понять прозрачный индикатив – почему у “Нафтогаза” цена на 10-15% меньше, чем на всем остальном рынке”, – указал Сторожев.

Генеральный директор ООО “Нафтоггазбудiнформатика” Леонид Униговский на это заметил, что по озвученной проблеме было интересное предложение Секретариата Энергетического сообщества:

“Чтобы 6-7 млрд. кубических метров газа торговались на наших украинских биржах. А это ценовой внутренний индикатор. Должен ли он полностью применяться – в определенной степени. А возможно, какой-то микс. Но его, безусловно, надо учитывать”, – считает Униговский.

Он добавил, что в Румынии и Венгрии, в частности, именно таковы методы определения цен: нет “дикого рынка”, есть регулируемый.

Напомним, правительство предлагает фиксировать цену на газ для потребителей на год. (Янина Ткачук, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий