В начале 2021 г. Украина столкнулась с “критической ситуацией” с запасами угля всех марок на складах ТЭС. Почему так вышло и что может быть дальше – проанализировал в колонке для Kosatka.Media основатель консалтинговой компании “Карбон” Алексей Козлов.
Как так получилось, что страна, обладающая колоссальными запасами угля, осталась без угля среди зимы? И это притом, что аномальных морозов не было – вполне обычная погода в наших широтах для этого времени года. Энергоблоки ТЭС останавливаются на “аварийный ремонт”, а СМИ пестрят публикациями: кто-то ищет ответы, кто-то уже назначает виновных. Лица, непосредственно отвечающие за угольную отрасль, дают громкие интервью, рассказывая о плодотворной разработке концепции реформирования, которая на самом деле не имеет детального планирования и комплексного решения проблем, накопившихся годами.
“Эксперты” давно твердят, что собственная добыча угля – это дорого и неэффективно, что шахты – это убытки, а работникам отрасли уже пора подыскивать новую работу. Но в возникшей критической для энергосистемы Украины ситуации, сохранить ее работоспособность оказались способны только ТЭС. Потребление электроэнергии продолжает расти, запасы угля тают на глазах. Частные компании тепловой генерации заявляют о начале импорта угольной продукции.
И это при том, что страна обладает огромными запасами угля, способными обеспечивать как минимум собственное потребление еще десятки лет. Все проблемы – высокая себестоимость добычи, убыточность шахт, социальный вопрос – результат неэффективного управления и отсутствия реальных реформ в отрасли.
Есть множество примеров прибыльных шахт, которые входят в частные вертикально-интегрированные компании. Инвестиции в модернизацию позволили снизить себестоимость добычи на “Краснолиманской” с 70 до 42 долларов. А что же на государственных шахтах? Себестоимость угля на них составляет 200-300 долларов. Конечно, это дорого. Но вместо того, чтобы тратить миллиарды на дотацию отрасли, следует вкладывать в развитие индустрии.
Тем временем основная нагрузка энергосистемы в критический момент ложится на государственную “Центренерго”, которая обеспечивает работой государственные шахты. К сожалению, так и не реформированная угольная отрасль не справляется со спросом, в итоге на “Центренерго” дополнительно подключают газомазутные блоки. Пока блоки атомной и частной тепловой генерации находятся в простое, это единственное предприятие, которое увеличивает нагрузку почти вдвое. Стабильность энергосистемы сохранена, страна обошлась без веерных отключений и социального напряжения. Хотя не обошлось без критики со стороны лиц, называющих себя политиками, но понятия не имеющих о реальном состоянии отечественной угольной отрасли.
А вскоре зима закончится, и первые весенние лучики солнца будут способствовать выработке электроэнергии на СЭС. Компании “зеленой” генерации выстроятся в ряд, требуя оплатить самый дорогой киловатт. Очередная волна заробитчан ринется на границы, чтобы заработать на постоянно растущие тарифы. Реформирование угольной промышленности снова останется “концепцией” – в ожидании новой зимы и нового напоминания о том, на ком на самом деле держится энергосистема и экономика Украины. (Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)