Что означает отмена льгот на электроэнергию с юридической точки зрения, и какие могут быть последствия – в колонке для Kosatka.Media пояснил Олег Паракуда, член Совета Комитета Ассоциации юристов Украины по вопросам энергетики, нефти и газа, партнер ЮК SLS Group.
Только ленивый еще не говорил о том, что Кабинет Министров своим постановлением от 28.12.2020 года №1325 отменил льготы на первые 100 кВт в месяц для населения. Однако это не единственный документ, который отменил льготные тарифы на электроэнергию в новом году. Вслед за Кабмином Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (далее – НКРЭКУ) приняла свое постановление от 06.01.2021 г., которым отменила ряд так называемых “льготных постановлений” – то есть таких, которые устанавливали и регулировали льготы для отдельных категорий населения, в том числе:
Постановление НКРЭКУ от 11.03.2010 года № 218 “Об утверждении тарифов на электрическую энергию религиозных организаций”. Это постановление устанавливало тарифы для религиозных организаций на уровне тарифов для населения. Отныне религиозные организации должны закупать электроэнергию по рыночным ценам в соответствии с заключенными договорами.
Постановление НКРЭКУ от 23.04.2012 года № 498 “Об утверждении Порядка применения тарифов на электроэнергию”. Этим постановлением было закреплено 70%-ные, так называемые “атомные” льготы для жителей населенных пунктов, находящихся в 30-километровой зоне вокруг атомных электростанций. Также она устанавливала “ночной” тариф, который был перенесен с постановлением №1325.
Постановление НКРЭКУ от 26.02.2015 года № “Об установлении тарифов на электроэнергию, отпускаемую населению”. Вероятно, самое важное постановление, устанавливало тарифы для населения. С его “отменой” исчезли и льготные тарифы для населения на первые 100 кВт, первые 3000 кВт для населения, проживающего в жилых домах оборудованных электроотопительными установками и многоквартирных домах, не газифицированных природным газом и в которых отсутствуют или не функционируют системы централизованного теплоснабжения, льготы для жителей общежитий и многодетных, приемных семей и детских домов семейного типа.
Постановление НКРЭКУ от 06.06.2017 года № 746 “Об утверждении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую юридическим лицам, не являющимся собственниками (балансодержателями) имущества, используемого для компактного поселения внутренне перемещенных лиц”. Этим постановлением устанавливался тариф на электрическую энергию, отпускаемую юридическим лицам, не являющимся собственниками (балансодержателями) имущества, используемого для компактного поселения внутренне перемещенных лиц (городков из сборных модулей, общежитий, оздоровительных лагерей, домов отдыха, санаториев, пансионатов, гостиниц и т. д.) в части удовлетворения собственных бытовых нужд внутренне перемещенных лиц, на уровне 140 коп. за 1 кВт-ч (без налога на добавленную стоимость).
Допускаю, что целесообразность такой льготы исчезла в связи с тем, что к 2020 году все временно перемещенные лица должны быть обеспечены надлежащими условиями проживания и потребность в использовании сборных модулей, общежитий, пансионатов, гостиниц для их размещения отпала, а возможность злоупотреблять и получать льготы – осталась.
В чем смысл?
Отмена льготных тарифов всколыхнула общество. Бытовые потребители не понимают, для чего отменять льготные тарифы в условиях экономического кризиса, который еще и усиливается регулярными локдаунами.
Позиция правительства и НКРЭКУ заключается в том, что тариф для населения сам по себе является льготным, ведь промышленность покупает электроэнергию почти в два раза дороже – по 3,20 грн./кВт., Против 1,68 грн./кВт., которые платит население.
Кроме того, существование ряда льгот конфликтовало с механизмом предоставления субсидий. Например, до недавнего времени граждане, проживавшие в жилых домах с электрическим отоплением, негазифицированных многоквартирных домах и домах, в которых не функционируют системы централизованного теплоснабжения, имели льготу на первые 3000 кВт в месяц в период с 01 октября по 30 апреля. Ежемесячно за первые 3000 кВт они платили только 90 коп./кВт вместо стандартной цены. Однако это не мешало получать им и субсидию, которая по своей сути тоже является льготой для отдельных категорий граждан. В результате получалась своеобразная льгота на льготу, что в свою очередь, затрудняло расчеты между государственным бюджетом и поставщиком.
Отмена упомянутых ранее льгот, среди прочего, позволит обеспечить универсальный подход к этому вопросу, ведь никто не отменял предоставления субсидий. Теперь именно она должна стать основным инструментом защиты неплатежеспособного населения.
Что останется?
Фактически, кроме “единого тарифа для населения”, льготным останется только так называемый “ночной тариф” для владельцев многозонных счетчиков. Такая льгота предусмотрено непосредственно постановлением КМУ от 28.12.2020 г. №1325, в соответствии с которым по двухзонному тарифу стоимость электроэнергии с 23 часов до 7 часов, будет составлять половину от стандартной стоимости.
Чего ждать?
В краткосрочной перспективе подавляющему большинству граждан стоит ожидать роста стоимости электроэнергии из-за отмены льготных тарифов. В конечном итоге, не исключаем, что рынок и конкуренция сформируют адекватные тарифы и через некоторое время о льготах уже никто не вспомнит. В то же время и обратного развития событий исключить нельзя.
Вывод
Введение льготных тарифов на электроэнергию для отдельных категорий потребителей не является социально справедливым механизмом защиты населения. Наоборот, как правило, приводят к потенциальным злоупотреблениям, искривлениям конкуренции и дополнительной нагрузке на государственный бюджет Украины. Единственно правильным и сбалансированным инструментом защиты социально уязвимой части общества является введение прозрачного механизма получения субсидий. (Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)