Тенденции предыдущего года сложились негативно для нефтегазодобывающей отрасли: мировая пандемия с дестабилизирующим падением цен, уменьшение спроса на рынке, перенасыщением хранилищ.

Согласно исследованиям Международного энергетического агентства (IEA), даже при условии возмещения убытков 2020 в 2021 г., кризис COVID-19 будет иметь длительное воздействие на рост спроса на природный газ последующие годы. А бесспорный лидер нефтегазового рынка British Petroleum заявил, что мир никогда больше не будет использовать нефть в тех объемах, в пандемии. К этому накладываются также климатические тенденции и обязательства энергетических компаний-гигантов переформатировать бизнес на возобновляемые источники энергетики.

Одно остается совершенно точным – производители по всему миру заняли выжидательную и гибкую позицию. Компании в корне пересматривают и адаптируют свои стратегические и производственные планы, поставили на паузу большие проекты и буровые установки.

Мировые тенденции отразились и на ситуацию отрасли в Украине. Согласно оперативным данным “Оператора ГТС Украины” суточная добыча природного газа упал до 51600000 куб. м, что является самым низким значением за последние 5 лет. По данным Baker Hughes, количество буровых установок в работе в конце 2020 сократилось до 25 единиц, с 80 годом ранее. А количество активных буровых установок и объемы инвестиций дают точнее понимание того, как на сектор добычи повлияла пандемия. Украинские добывающие компании нуждаются в поддержке от государства в стимулировании нового бурения и возобновлении работы ликвидированных и законсервированных скважин, продолжении стимулирующего налогообложения для инвесторов.

Андрей Белый, генеральный директор украинского офиса британской компании Cadogan Petroleum, подготовил обзор тенденций отрасли в 2021 г.

Кратковременная волатильность – долгосрочное влияние

На спрос на нефтегазовом рынке влияет много факторов – экономическое развитие, решение государственной политики и, конечно, пандемия. В долгосрочной перспективе COVID-19, вероятно, повлияет на потребление нефти через изменение поведения общества. Авиапутешествия могут уменьшаться, поскольку деловые поездки сокращаются в пользу дистанционных онлайн-встреч, а туризм вынужден быть на паузе, что приводит к снижению спроса на реактивное топливо. Переход к дистанционной работы может уменьшить потребление бензина, но это может несколько компенсироваться увеличением использования частных транспортных средств, если люди будут воздерживаться от использования общественного транспорта. Хотя общее влияние трудно определить количественно, беспокойство о будущем спроса на нефть уже влияет на решение корпоративных инвестиций.

В своем ежегодном энергетическом прогнозе British Petroleum очертила три возможных сценария на будущий спрос на нефть. Первые два заключаются в том, что пандемия станет опорной точкой для фундаментальных мероприятий по климатическим изменениям и жизни с уменьшенными выбросами. В третьем, мир и область продолжают свою привычную деятельность, спрос на нефть несколько возрастет в течение следующих нескольких лет, однако будет на своем пике в пределах десятилетия. Специалисты BP отмечают, что трудно прогнозировать из трех сценариев осуществится, однако вполне возможно, что пандемия толкает компании и страны-производители нефти задуматься над тем, как адаптироваться к миру с пониженным спросом на нефть.

Кризис как катализатор: мнения экспертов

Кризисы имеют каталитический момент и ускоряют процесс трансформаций в экосистеме отрасли. Даже если речь идет об исторической турбулентность на энергетическом рынке, которую сейчас наблюдает мир.

Эксперт в области энергетики Филипп Барбоса вместе со своими коллегами из международной консалтинговой компании McKinsey & Company разработали сценарии мероприятий, которые нефтегазодобывающие компании могут внедрять, чтобы оставаться лидерами рынка. По их мнению, кризис требует от операторов смелых мероприятий и ускоренной изменения позиционирования, чтобы оставаться конкурентоспособными. По их словам, фундаментальный подход – это создание ценности. Компании с масштабами, мощными балансами, лучшими в своем классе интегрированными портфелями, выгодными активами и замечательными операционными возможностями должны создавать ценность даже в непростом будущем.

– Переформатирование портфеля с кардинальным перераспределением капитала на активы с высокой прибылью

Исследования в различных областях показывают, что степень динамического перераспределения капитала существенно коррелирует с созданием долгосрочной стоимости. Компаниям следует делать жесткий и фундаментальный выбор на базе активов и постоянно перераспределять капитал от нерентабельных предприятий тем, что в будущем лучше создавать добавленную стоимость. Некоторые компании могут выбрать этот сценарий, чтобы ускорить свое трансформации в энергетических технологий будущего. Все это должно происходить в условиях, когда компании также восстанавливают доверие к рынку капиталов, обеспечивая привлекательное возврат от капиталовложений.

– Смелые шаги слияния и поглощения

Эксперты уверены, сейчас лучшее время для масштабной консолидации и рационализации для освоения новых бассейнов. Лидеры отрасли, которые устойчивы к долгосрочных тенденций выбирать лучшие позиции активов в добывающих, нефтеперерабатывающих, сбытовых и нефтехимических производствах.

– Переосмысление операционной модели

Уровень накладных расходов сегодня в некоторых компаниях более чем вдвое превышает уровень, который был в 2005 г. В большинстве случаев это бюрократические процессы, не улучшают безопасность и надежность. Более того, они замедляют процесс принятия решений. Эксперты McKinsey & Company считают, что общие управленческие и эксплуатационные расходы могут быть уменьшены на 30-50%, без ущерба эффективному управлению нефтегазовой компанией. Ведущие компании в этот период будут удваивать свои усилия, защищать, или даже увеличивать масштабы технологий, цифровых инвестиций и инвестиций в искусственный интеллект; и черпать вдохновение из некоторых новых подходов, возникающих в результате удаленной работы, чтобы не возвращаться к привычному ведения бизнеса после завершения кризиса COVID-19.

Умные технологии в нефтегазодобывающей отрасли

Пандемия, которая заставила компании работать по-новому, переосмысливать размер и роль функциональных групп, полевых бригад и процессы управления, повлияет также на еще один важный вектор в эффективном управлении нефтегазовой компанией. Речь идет о цифровой трансформации отрасли.

Многие газовых и нефтяных операторов в разных точках мира сталкиваются с одним вызовом: динамический контроль своих удаленных и местных активов. Этот вопрос встал особенно остро в настоящее время карантина, с ограниченным перелетами и переездами. Эксперты отмечают, что контроль может реализоваться только благодаря использованию технологии умных месторождений. Этот вид инноваций сможет обеспечить данные и аналитику в режиме реального времени.

Основными факторами, которые будут способствовать дальнейшему внедрению разумных технологий в отрасли, являются повышенные требования к более интеллектуальных устройств и датчиков на месторождениях, а также желание руководителей компаний поддерживать регулярную связь с ценными подрядчиками и активами. Все привлеченные компании должны рассматривать изменения как возможность улучшить свои функциональные возможности. Инновационная трансформация должна перевести организации к новому программной среды. Это значительно продлит жизнь традиционных устаревших систем.

Важным также является быстрый переход компаний на автоматизированное производство и робототехнику. Сегодня робототехника в основном используется для водоотвода, бурение труб и ремонта сломанных машин. Участники отрасли, включая Институт нефти, уже используют эти технологии, а их доступность и преимущества возрастают.

Главное преимущество в том, что автоматизация и робототехника могут уменьшить затраты на рабочую силу и оперативность выполнения заданий. Это компенсирует значительную часть предыдущих инвестиций, которые компания должна сделать, чтобы приобрести технологию, необходимую для выполнения этих задач.

Кризис 2020 изменила основы нефтегазодобывающей отрасли. Спрос и цены будут волатильными, пока будет продолжаться пандемия. Однако сильными участниками рынка останутся компании с устойчивым портфелем, инновационными решениями и гибкими операционными моделями. (Андрей Белый, генеральный директор украинского офиса компании Cadogan Petroleum, ExPro/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий