Новое правительство, сформированное в этом году и без Ангелы Меркель, может запретить строительство российского газопровода.
Обозреватель Bloomberg Андреас Клют в своей колонке предрекает канцлеру ФРГ непростые переговоры с новым президентом США, а также пытается найти ответ на вопрос: почему Меркель так отчаянно поддерживает “Северный поток-2”.
Новый трансатлантический медовый месяц все еще продолжается. Канцлер Германии Ангела Меркель, как и большинство европейских лидеров, все еще греется в лучах инаугурации Джо Байдена, ставшего 46-м президентом США. После 45-го, конечно, она испытывала более теплые чувства к любому другому президенту.
И все же, им предстоят неудобные переговоры – это лишь вопрос времени, дней или недель. В повестке дня будет Россия. США и Германия долгое время не ладили из-за практически завершенного трубопровода, по которому российский газ по дну Балтийского моря будет поступать непосредственно в Германию. Он носит название “Северный поток-2”, поскольку благодаря ему пропускная способность трубопроводу, пролегающего в тех же водах, удвоится.
Вместе с еще одним трубопроводом, который проходит по дну Черного моря, – “Турецким потоком”, эта новая система даст президенту России Владимиру Путину возможность обойти почти все восточноевропейские страны, через которые в настоящее время российский газ поступает на запад.
Официальная позиция правительства Меркель не изменилась: “Северный поток-2”, по ее словам, является чисто экономическим проектом, в который политики не должны вмешиваться. Более того, дешевый российский газ будет необходим в качестве временной меры, пока Германия переходит от угля и ядерной энергии к возобновляемым источникам энергии.
Не изменилась и позиция США. Двупартийный консенсус в том, что “Северный поток-2” – это геополитический проект, причем с катастрофическими последствиями. Он сделает Восточную Европу, включая членов НАТО, экономически и энергетически уязвимой, а Германию – потенциально зависимой от явного противника западного альянса.
Эту американскую точку зрения разделяют едва ли не все – от Украины до Латвии, Литвы, Эстонии и Польши. Последняя настолько зла, что даже пытается сорвать проект, наложив огромный штраф на ПАО “Газпром”, российскую материнскую компанию Nord Stream 2 AG. Даже Франция, обычно главный партнер Германии, выступает против строительства трубопровода. Впрочем, как и Европейский парламент.
Оппозиция проекту стала еще более энергичной после отравления, а теперь и заключения в тюрьму лидера российской оппозиции Алексея Навального и массовых арестов людей, протестующих по всей России. В прошлом Путина западные санкции не особо-то пугали. Но, как предполагают многие в Европе, остановка строительства стратегического трубопровода может привлечь его внимание.
И в этом контексте упорство Германии вызывает беспокойство. Строительство трубопровода поддерживают две партии: левоцентристские Социал-демократы и экстремистская партия “Левые”, преемница коммунистической партии Восточной Германии. Обе традиционно антиамериканские и русофильские.
Они любят притворяться, что позиция США цинична и исключительно продиктована стремлением помочь экспорту американского сжиженного природного газа (СПГ), который дороже традиционного. На самом деле бизнес-интересы США, которые, по общему признанию, были важным фактором для предшественника Байдена, Дональда Трампа, в Вашингтоне не принимаются во внимание, и совсем не рассматриваются другими союзниками Германии.
Поэтому напряженность в отношениях между США и Германией, номинально ближайшими союзниками, продолжает нарастать. Больше года Вашингтон угрожал наказать компании, участвующие в строительстве трубопровода, в результате чего большинство из них вышли из проекта и фактически заморозили проект. В прошлом месяце США ввели первые санкции против фирмы, владеющей трубоукладочным судном.
Чтобы противостоять этому “экономическому империализму”, как его называют некоторые немцы, земля Мекленбург-Западная Померания, на берег которой выходит “Северный поток-2”, создала весьма подозрительную защитный механизм. В этой земле также находится избирательный округ самой Меркель. Однако двигателем инициативы стал премьер-министр земли Мануэла Швезиг, пророссийская социал-демократ, родившаяся и выросшая в Восточной Германии.
Механизм – это общественный фонд, формальная миссия которого – защита климата и окружающей среды. Но Мекленбург выделил на это только 200 тыс. евро ($240 520), в то время как газопровод, следовательно, “Газпром”, предоставит 20 млн. евро. Согласно уставу фонда, компания Nord Stream 2 может предлагать кандидатуру управляющего директора и выбирать двух членов совета директоров.
Так что фонд на самом деле создан для того, чтобы обойти санкции Америки. Используя юридические щиты, которые немецкое законодательство предоставляет таким организациям, они могут покупать и хранить материалы и оборудование, необходимые для завершения строительства трубопровода, несмотря на санкции США.
Хорошая новость в том, что это стало скандалом даже в Германии. Экологическое лобби подает иск к фонду в нескольких судах, называя его “фарсом” и “зеленой уловкой “.
Еще более обнадеживает то, что третья левоцентристская партия Германии – “Зеленые” – определилась со своим моральным и геостратегическим компасом. Ее лидеры Анналена Баербок и Роберт Хабек требуют остановить “Северный поток-2”. Выступают против проекта и некоторые христианские демократы Меркель, а также более мелкая партия – “Свободные демократы”.
Но ответа на одну загадку все нет: почему сама Меркель так цепляется за трубопровод? Она, безусловно, не имеет иллюзий относительно методов Путина. И то, что Навальный сегодня жив, – это во многом благодаря ее решению отправить его на лечение в Германию после отравления в России.
Я предполагал, что она поддерживает “Северный поток-2”, чтобы сохранить хрупкий мир внутри ее коалиции, сформированной вместе с социал-демократами. Но она также понимает, что этот союз проживет лишь до федеральных выборов в сентябре. Тогда она выйдет на пенсию, а к власти придет новое правительство. Наиболее вероятный сценарий: христианские демократы останутся у власти, но на этот раз будут сотрудничать с “Зелеными”.
Возможно, текущее состояние дел, которое по сути является патовой ситуацией, а также подвешенным, ее устраивает. Сложившаяся ситуация помогает держать Путина в узде, потому как ему приходится беспокоиться о $11,4 млрд., которые могут буквально затонуть в Балтийском море. Она также позволяет ей вести переговоры с Байденом в других сферах, затрагивая декарбонизацию и оборону, прежде чем придется принять решение касательно трубопровода.
И в подходящий момент, что она прекрасно понимает, новое консервативно-зеленое правительство может сделать ожидаемое заявление: данный трубопровод никогда не должен был быть построен и в нем не будет ничего, кроме воздуха. (Dsnews.ua/Энергетика Украины и мира)