Прикрываясь идеей защиты животных, депутаты существенно затрудняют работу ветроэлектростанций.
В начале апреля в Верховной Раде зарегистрировали законопроект №5342 “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно предотвращения жестокого обращения с животными и выполнения международных обязательств по защите диких животных”.
По мнению авторов законопроекта, ветровые турбины “жестоко обращаются с животными”, в частности, вызывают гибель птиц и рукокрылых млекопитающих (летучих мышей).
В отличие от стран ЕС, США и Китая, где ветроэнергетика рассматривается как основной инструмент борьбы с изменением климата и “зеленого” энергетического перехода, народные депутаты Украины используют различные технологии в защиту ископаемого топлива.
Что не так с законопроектом?
Если не считать значительной заполитизированности законопроекта, то сам текст законопроекта как с юридической точки зрения, так и с логической вызывает ряд неоднозначностей.
Толкование “жестокое обращение с животными”, согласно украинскому законодательству, де-юре и де-факто, предусматривает применение непосредственной физической силы, в принципе невозможно из стороны ветровых турбин.
Любой энергетический проект, в том числе и ветроэнергетическим, может влиять на окружающую среду, однако факторы этого влияния исследуются как во время проектирования и строительства, так и уже во время эксплуатации объекта.
Таким образом, ветроэнергетическим проект может быть реализован, только если он соответствует положениям Законов Украины “О стратегической экологической оценке” и “Об оценке воздействия на окружающую среду”.
С 2017 г. проведение оценки воздействия на окружающую среду является обязательным для ветровых парков, ветровых электростанций, имеющих две и более турбины, или высота которых составляет 50 метров и более.
Проще говоря, оценку влияния на окружающую среду проходят все ветроэнергетические проекты.
Для этого в течение не менее одного года отслеживаются миграционные пути птиц, летучих мышей. Эта оценка содержит четко просчитанную, а в, некоторых случаях, даже математически смоделированную информацию о том, как ветровая электростанция может влиять на птиц и летучих мышей.
Параллельно с исследованием жизнедеятельности флоры и фауны на территории, где планируется строительство ветровой электростанции, проводятся также общественные слушания.
Результаты общественных слушаний обязательно учитываются как компаниями, так и уполномоченными органами, после завершения ОВД выдают соответствующее заключение. Этот вывод и определяет, может конкретная ветроэлектростанция быть построена на конкретной территории или нет.
В чем суть изменений?
Народные депутаты предлагают установить на ветровых турбинах специальное оборудование, которое бы при приближении к ветровой турбины птиц или летучих мышей останавливало ветровую турбину.
Для человека, который не вовлечена в сектора ветроэнергетики, такое желание может показаться очень даже логичным и гуманным, на самом деле не все так просто.
Дизайн любой турбины четко закреплен за конкретным производителем. В Украине большинство ветроэлектростанций состоят из ветровых турбин таких мировых производителей как Vestas, Nordex, GE.
Для лучшего понимания масштабов, доля этих производителей на мировом рынке ветроэнергетики превышает 50%. Эти общепризнанные в мире производители отвечают за качество своего продукта даже при длительной эксплуатации ветровой турбины.
Таким образом, установление любого дополнительного оборудования должно согласовываться с производителем в индивидуальном порядке. К тому же, производителю должно быть предоставлено логическое обоснование необходимости установки дополнительного оборудования, для чего исключительно желание отдельных народных депутатов недостаточно.
Более того, мировая ветроэнергетическая отрасль только находится в стадии разработки эффективных радаров и ультразвуковых датчиков, которые отпугивали птиц и летучих мышей. Логично, что в Украине производителей такого оборудования нет, а опыта работы таких приборов и подавно.
Кстати, согласно европейскому законодательству, использование вышеупомянутых устройств, или каких-либо дополнительных устройств для ветровых турбин, определяется для каждого конкретного проекту по результатам проведенной оценки выплыву на окружающую среду.
Ни на уровне Евросоюза, ни в одной из стран Европы нет закона, который бы требовал установления такого оборудования на ветротурбины, а тем более, чтобы такое оборудование устанавливалось на всех ветротурбинах ветростанции.
Законопроект также предусматривает утверждение технического регламента приборов для предотвращения гибели птиц и летучих Кабинетом Министров Украины, однако не понятно, кто и на основании которой документации будет готовить этот технический регламент.
Манипулятивный характер статистических данных
Предоставленные в пояснительной записке к законопроекту статистические данные лишь подтверждают их манипулятивный характер.
Во-первых, народные депутаты не указывают ни одной ссылки на упомянутые исследования, тем самым исключая проверку этих исследований на правдивость. Во-вторых, данные по птиц, погибших от столкновения с ветровыми турбинами, касаются только США.
В-третьих, из-за отсутствия источника непонятно когда и в течение какого срока проводились эти исследования, на какакой ветроэлектростанции, какого производства и мощности были исследуемые турбины, и, наконец, каков масштаб исследования.
Все это является важной информацией для оказания качественной и объективной оценки влияния ветровых турбин на птиц и летучих мышей по следующим причинам.
Действительно, в истории мировой ветроэнергетики существуют прецеденты гибели птиц и рукокрылых от столкновения с ветротурбиной.
Экспериментально доказано, что количество птиц и летучих мышей, сталкивающихся с лопастями ветровой турбины, напрямую зависит от скорости вращения и размера ветрового колеса.
Чем больше ветровое колесо, тем меньше риск возможного столкновения. Так, в Америке действительно возникали случаи гибели орлов, однако речь тогда шла о низких, 50 кВт турбины, с ветровым колесом 1,5 м, которое быстро оборачивалось.
За последние 30 лет ветроэнергетика кардинально изменились: увеличилась мощность ветровых турбин от 50 кВт до современных 3-4 МВт, диаметр ветроколеса – от 1,5 м до 150 м.
Современная ветровая турбина в среднем делает 3 оборота в секунду. Таким образом, понятно, что при таких показателях, птица успеет обойти лопасть ветровой турбины. Сегодня, как в мире, так и в Украине продолжается тенденция к увеличению единичной мощности ветровых турбин.
Новейшие ветроэлектростанции уже строятся с турбинами 5-6 МВт. Это означает, что расстояние между ветротурбинами на территории ветростанции также значительно возрастает.
При таких условиях, места для обхода ветровых лопастей для птиц значительно больше. Именно поэтому, для оценки влияния ветровой турбины на птиц и летучих мышей важно знать ее технические характеристики, отсутствует в пояснительной записке депутатов.
Кроме того, научно доказано, что на столкновение птиц и летучих мышей с ветровыми турбинами влияет очень много факторов: размер и вид животных, время года и время суток, погодные условия, температурные колебания и тому подобное. Все это влияет на их поведение.
Однако, даже несмотря на это, неоднократно было доказано, что у животных хватает умственного развития и физических умений, чтобы избежать столкновения с ветровыми лопастями. Так, исследования 2020 г., проведенное на ветровой электростанций Klim в Северной Ютландии в Дании показало, что в 99,9% у птицы хватает времени облететь ветровую турбину.
Исследование проводилось в течение двух лет, при которых каждый день исследовалась поведение гусей и журавлей во время их пролета над ветровой турбиной. Масштаб исследования охватил около 30 000 птиц.
Даже при предоставлении любых статистических данных о смертности птиц необходимо указывать весь контекст. Так, к примеру, по данным исследования 2017 года, проведенного Службой дикой природы США, в среднем за год от когтей кошек погибает 2 млрд. птиц, от оконных стекол – 599 млн., от пестицидов – 72 млн., на линиях электропередач – 25 млн., а от столкновения с ветровыми турбинами – 234 тыс.
Другое интересное исследование было проведено Национальным университетом Сингапура в 2009 г. На основе эксплуатационных показателей ветроэлектростанций США и Европы, ученые рассчитали количество погибших птиц на 1 кВт-год произведенной электроэнергии.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что атомные электростанции на 1 ГВт-год электроэнергии убивают от 0,3 до 0,4 птиц, в то время как электростанции, работающие на ископаемом топливе на 1 ГВт-год сгенерированной электроэнергии убивают более 5,2 птиц.
Так, по их исследованию, в 2006 г. в США от столкновения с ветровыми турбинами погибло 7000 птиц, от работы атомных электростанций – 327000, от тепловых электростанций – 14500000 птиц.
Однако, исследования датчан, как и исследования американцев, только очерчивает тенденцию, и никак не может считаться общепризнанным правилом для всех ветростанций мира.
Необходимо проводить исследования за птицами и летучими мышами на территории каждой ветростанции отдельно, и только потом, по конкретным результатам, полученным на конкретной территории, устанавливать соответствующие требования и принимать соответствующие меры по смягчению последствий возможного негативного влияния ветростанции на птиц.
Вопрос же столкновения летучих мышей с ветровыми турбинами лучше исследовано в Германии и Северной Америке.
Так, к примеру, в 2020 г. немецкие орнитологи пришли к выводу, что летучие мыши являются наиболее активными при низкой скорости ветра, ниже 4 м/с, (с 3 м/с ветротурбина останавливает свое действие), и очень редко наблюдается активность летучих мышей при скорости ветра 6-7 м/с. Однако, пока все исследования приходят к выводу, что в мире до сих пор нет четко зафиксированных статистических данных об уровне смертности летучих мышей от ветровых турбин.
Таким образом, цель законопроекту одна – остановить развитие национального ветроэнергетического сектора, прикрывая это благими намерениями.
В случае принятия законопроекта, все производители электроэнергии из энергии ветра будут вынуждены остановить работу своих ветроэлектростанций на неопределенный срок, поскольку на их ВЭС отсутствует специальное оборудование, о котором идет речь в законопроекте.
Также приостановится реализация тех законопроектов, которые сейчас находятся на стадии девелопмента. Где взять в Украину оборудование, о котором говорится в законопроекте, пока непонятно. Разве что кто-то из авторов законопроекта уже решил открыть свое собственное производство и заранее подсчитывает немалую прибыль?
Кроме того, попытки внедрить в украинское законодательство отличные от европейских нормы нарушает принцип гармонизации международного и национального законодательства и подрывает доверие международного сообщества к нашему рынку.
Единственное, на что стоит обратить внимание в пояснительной записке депутатов, так это на то, что в Украине действительно отсутствует какая-либо официальная статистика о гибели птиц и рукокрылых от столкновения с конструкциями ВЭУ, воздушных линий электропередачи, других промышленных объектов. (Андрей Конеченков, председатель правления УВЭА. Соавтор: Екатерина Кныш, руководитель аналитического департамента УВЭА, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)