Биоэнергетика Украины имеет самые высокие шансы сохранить конкурентоспособность украинского экспорта. Чтобы стимулировать перевод теплоэнергетики на биотопливо нужно внедрять нулевой налог на выбросы СО2 для биоэнергетики.

Об этом рассказал генеральный директор компании “Клиар Энерджи” Андрей Гриненко в блоге для “ЛIГА.net”.

Он отметил, что Украина готова к принятию цивилизованной практики – освободить биоэнергетические компании от уплаты налога на выбросы углекислого газа. Соответствующий законопроект обнародовало Минэнерго для обсуждения. Документ предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс для принятия нулевой ставки налога на выбросы СО2, которые образуются при сжигании твердого биотоплива установками, использующими его как единственный вид топлива и внесены в реестр установок.

“В чем правильность такого шага? В Украине субъекты хозяйствования, которые сжигают биотопливо, платят налог на выбросы углекислого газа на уровне с другими энергетическими компаниями – 10 грн. за тонну. По итогам 2019 общая сумма эконалога на выбросы углекислого газа составила 952 млн. грн. При этом выбросы от сжигания биотоплива составляют 2%, а потому биоэнергетические предприятия уплатили около 18 млн. грн. Это небольшая сумма в масштабах государства, но значительная для предприятий, которые могли бы направить средства на развитие перспективного сектора энергетики”, – пояснил Гриненко.

Во всем мире биомасса считается СО2 нейтральным топливом, поскольку при ее сжигании образуется столько же двуокиси углерода, сколько было поглощено растениями во время роста.

Этим подходом руководствуются в цивилизованных странах, и он закреплен в международном законодательстве. Например, в Методологии механизма чистого развития Рамочной конвенции ООН об изменении климата не учитываются выбросы углекислого газа от сжигания биомассы.

Директивой 2003/87/ЕС Европейского парламента и Совета 13 октября 2003 об установлении схем торговли выбросами парниковых газов, предусмотрено, что коэффициент парниковых газов для биомассы должен быть нулевым. Во всех странах ЕС биотопливо освобождено от налогообложения.

Первые шаги к этому сделаны и в Украине. Постановлениями Кабмина от 23 сентября 2020 №9607 и №8808 утвержден Порядок осуществления мониторинга и отчетности выбросов парниковых газов.

Пункт 42 этого Порядка предусматривает, что на установки, которые используют исключительно биомассу и биотопливо, не распространяется мониторинг, отчетность и верификация выбросов парниковых газов.

“Теперь надо сделать следующий логический шаг – обнулить налог. Это поможет достичь показателей, заложенных в Энергетической стратегии. А именно: повысить использование твердого биотоплива и отходов в общенациональном объеме выработки энергии. В 2025 – 6 млн. тонн н.э., 2030 – 8 млн. тонн н.э., 2035 – 11 млн. тонн н.э.”, – уточнил эксперт.

Гриненко отметил, что обнуление налога на выброс углекислого газа простимулирует отказ от импортных энергоресурсов. В частности, по данным “Нафтогаз Украины”, в 2019 предприятия теплокоммунэнерго потребили 7,4 млрд. куб. м импортного газа на сумму $1,2 млрд. По оценкам экспертов, половину предприятий теплокоммунэнерго можно перевести на биотопливо, что позволит ежегодную экономию около $0,6 млрд. Для конечного потребителя, простых украинцев, это будет ощутимо в виде не менее 10% снижения тарифов на тепло.

“Также нулевая ставка налога – это вопрос конкурентоспособности украинских товаров на международных рынках. Введение пограничного углеводного налога активно обсуждается в ЕС и США. Этот налог будут применять к импортируемым в ЕС и США товарам, при производстве которых происходят выбросы углекислого газа в атмосферу”, – добавил эксперт.

Он отметил, что в США пока этот вопрос на уровне дискуссии, а вот в ЕС уже определились. 10 марта 2021 европейский парламент большинством голосов поддержал т. н. механизм пограничной углеродной корректировки carbon border adjustment mechanism (CBAM) в наиболее жестком варианте. 94% импорта в ЕС будет подпадать под действие CBAM: наряду с импортной продукцией электроэнергетической, цементной, металлургической и химической промышленности, под действие будут попадать товары нефтепереработки, целлюлозно-бумажной промышленности и алюминиевой отрасли. И украинские товары, экспортируемые в Европу, не станут исключением.

Поэтому наше правительство 24 марта создало рабочую группу для коммуникации и взаимодействия с Еврокомиссией в вопросах применения “углеродного” налога в Украине. Цель рабочей группы: разработать решение, которое будет взаимовыгодным как для украинских экспортеров, так и для европейских покупателей.

Но времени для разработки решения осталось немного. Уже во втором квартале 2021 Еврокомиссия представит свои предложения относительно механизмов внедрения CBAM. А полноценное введение “углеродного” налога в ЕС, в том числе и на украинские товары, состоится не позднее 1 января 2023 г.

“Общемировой тренд таков, что с каждым годом сфера применения “углеродного” налога расширяется. Поэтому украинским производителям, независимо от сферы, в которой они работают, нужно быть готовыми к внедрению таких корректирующих механизмов. В современном мире чтобы быть конкурентным – нужно быть “зеленым”, и развитие биоэнергетической отрасли поможет Украинский достичь этого”, – подытожил Гриненко. (Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий