С 1 июня в Украине вступают в силу изменения в Кодекс систем распределения, которые упрощают условия присоединения потребителей к электросетям. Отныне для этого требуется меньше документов, договоры о присоединении стали публичными, а их условия – проще.
Об этом шла речь на брифинге НКРЭКУ в понедельник, 17 мая.
По словам члена НКРЭКУ Дмитрия Коваленко, методология присоединения, которой пользовались до сих пор, на первый взгляд была правильной, но открывала возможности для многих злоупотреблений. Поэтому выдача технических условий, их реализация, стоимость начали меняться от потребителя к потребителю в зависимости от определенных ситуаций. Были и коррупционные риски.
Что изменится с 1 июня:
– договоры о присоединении будут публичными;
Раньше люди жаловались в НКРЭКУ, что не могли присоединиться к электросетям в течение года (из-за неотведенной земли или из-за того, что не производилась реконструкция сетей). По словам Коваленко, некоторые ОСР предлагали длительный срок сразу при подписании договора присоединения.
“На сегодняшний день договор является публичным. Его подписание происходит путем уплаты авансового платежа. Фиксированная оплата. Любые другие изменения в этом договоре – это действие со стороны ОСР или потребителей, которое должно быть осмыслено и оценены его последствия. Никакого навязывания на этапе заключения договора быть не может”, – сказал Коваленко.
– станет меньше документов, прилагаемых к заявлению о присоединении;
Уже не нужно добавлять копии личных документов, копии документов на собственность, и не нужно делать выкопировки топографо-геодезических планов в нужных масштабах.
“Эти документы предоставлять не надо. Вместо этого нужно указывать данные электронных реестров и отметку расположения точки присоединения. Все остальное должны сделать именно операторы системы распределения”, – пояснил Коваленко.
– упрощение для заказчиков принятия (акцепта) условий договора о присоединении к электрическим сетям;
Подпись при этом не нужна – присоединение к договору происходит путем оплаты услуги. Также убрана необходимость согласовывать проекты внутреннего электроснабжения ниже 27,5 кВ
– ОСР на собственных сайтах должны размещать и постоянно обновлять информацию о предоставлении услуг по присоединению к сетям – в отдельном разделе “Присоединение к электрическим сетям”.
Также ОСР должен вести публичный электронный реестр действующих технических условий на присоединение.
– электрификация комплексной застройки;
Электрификация территорий, подлежит комплексной застройке с индивидуальной застройкой жилья (кроме многоквартирных домов), должна быть осуществлена ОСР за счет тарифа на распределение э/э путем включения в инвестиционную программу ОСР в установленном порядке не позднее 2 лет после согласования проектно-сметной документации. Других источников не предусмотрено.
“Раньше в нашем порядке было указано, что комплексная застройка возможна за счет инвестиционной программы. И это был вопрос договоренности и возможности ОСРов с местными органами власти сделать соответствующее действие. Сегодня после введения стимулирующего регулирования мы считаем, что эта норма должна быть обязательной. Она происходит следующим образом. Когда в детальном плане застроенных территорий определяется территория, что планируется к застройке, если на этой территории сегодня нет электрических сетей оператора системы распределения, местные органы власти определяют эту территорию как территорию комплексной застройки, обращаются к ОСР по соответствующему заявлению стать застройщиком этой территории. ОСР должен принять заявление, сделать проект, включить проектирование и выполнение строительства в инвестиционную программу и осуществить работы”, – пояснил Коваленко.
При этом эти территории действительно должны развиваться и там должно быть строительство. ОСР не должен тратить средства на строительство объектов, которые будут просто стоять в поле.
Что предлагают изменить еще
В НКРЭКУ отметили, что есть потребность в изменениях законодательства, которое находится за пределами полномочий комиссии, в том числе – проблематика землеотвода. Регулятор рассчитывает на принятие Верховной Радой законопроекта №5009, который должен упростить процедуру присоединения.
К концу 2021 г. планируется внедрить программный комплекс регулятора с онлайн контролем оказания услуг по присоединению.
“Это означает, что реестр присоединений будет вестись под контролем регулятора. Те составные части, которые не содержат конфиденциальные данные, будут обнародованы. И все заказчики могут контролировать, подтверждать или давать свои замечания по процедуре прохождения их присоединения”, – сказал Коваленко.
По его словам, процесс создания комплекса уже идет. Сейчас формируется техническое задание. В планах НКРЭКУ до конца 2021 года запустить этот комплекс.
Идеология этого будет заключаться в том, что будет вестись общий реестр присоединений. Он будет содержать очень много (более 150) пунктов по каждому потребителю, чтобы НКРЭКУ могла оперативно и автоматически отслеживать результаты каждого присоединения: когда была подана заявка; была ли она отклонена; если была продолжена, то вовремя ли ОСРы заключили договор с этой заявкой на присоединение; если она была продолжена, то каковы причины; насколько была продолжена. И так далее до конца, когда будет подписан акт выполненных работ и обеспечено присоединение.
“Если в нашем понимании любое действие будет выпадать по регламентных нормативах, либо в рамках статистики длиться большие сроки, чем в среднем предусмотрено на такие работы, комиссией будет автоматически создан запрос к ОСР и обеспечен его контроль через наши местные представительства или через центральный аппарат. Если во время этого анализа будут выявлены определенные нарушения, сразу будут использоваться меры регуляторного влияния, не дожидаясь обращения самого потребителя”, – сказал Коваленко.
Коваленко сказал, что для этого НКРЭКУ нужно унифицировать ведение реестров присоединений – чтобы все ОСР вели их в едином формате. После этого ОСР нужно будет только контролировать вместе с регулятором подключение заявителей к собственным сетям.
Также НКРЭКУ продолжит удешевлять стоимость присоединения.
Коваленко сказал, что НКРЭКУ в течение 2 лет ежегодно утверждает более низкие ставки, чем в предыдущем периоде.
“Это позволило ввести стимулирующее регулирование. Всю основную часть ОСР обязались выполнять в рамках инвестпроектов. И прогнозировать их заранее. И только те части, которые будут касаться непосредственного заказчика (линейная часть, возможно, какая-то небольшая реконструкция объекта) будет происходить за счет присоединения. Ставки уменьшаются, но до нуля уменьшить возможности их нет. Потому что когда ранее в отдельных ОСРов была очень низкая ставка за присоединение, люди начали брать мощности “на всякий случай”, но по факту использовать их на 2,5%”, – пояснил Коваленко.
Он добавил, что когда будет развита сеть присоединения, присоединения будет состоять только из составляющих стоимости присоединения: “Насколько ты далеко от сети, столько ты и заплатишь. Все остальное будет за счет лицензиата”.
Что уже сделали, чтобы подключения стали проще
НКРЭКУ уже не раз упрощала условия присоединения. В частности, в 2017-2020 годах был сделан ряд шагов:
2017 – принятие Закона о рынке электроэнергии.
2018-2019 – на основании этого закона рядами была сформирована новая парадигма присоединения. Практически везде, кроме ОСП, отошли от идеологии оплаты присоединения в соответствии с проектно-сметной документацией, и перешли к идеологии ставок за присоединение. Сами ставки рассчитываются в соответствии с укрупненными показателями стоимости строительства, утверждаемых Минэнерго. И далее использовались коэффициент – в зависимости от региона формировали окончательные цифры.
На сегодня колебания этих цифр очень высокие – от 400 грн./кВт-ч до 3000 грн./кВт-ч. Это зависит от района, загруженности подстанции, уровня напряжения, где присоединяется потребитель.
2018-2019 – внесены изменения в нормативные документы. В первую очередь – Кодекс системы передачи. Появилась возможность сделать нестандартное присоединение “под ключ”. Обязательность размещения геодезическо-информационной системы на сайте каждого ОСР (это дало возможность каждому субъекту видеть кратчайшее расстояние к сетям ОСР и рассчитать ориентировочную стоимость присоединения с помощью калькулятора на сайте НКРЭКУ). Было четко определены сроки предоставления услуг по присоединений и нормирован порядок предоставления оплаты стоимости присоединений. Усовершенствован порядок выдачи ТУ. Также появилась возможность обмениваться информацией дистанционно.
По словам Коваленко, стало лучше, но не идеально. Оставалось еще много проблем, обусловленных как несовершенством законодательства, злоупотреблениями со стороны ОСР, готовностью заказчиков “договариваться” и их низкой осведомленностью.
С 17 марта 2021 года начали действовать изменения в Правила розничного рынка электрической энергии.
“В чем суть изменений? Был выявлен большой разбег в мощности, которую ОСР предлагали потребителям при заключении новых или перезаключении договоров. Она колебалась от 0,8 до 3-5 кВт. Подчеркиваю: присоединение произошло, люди были запитаны, но когда проводилась реконструкция или модернизация существующих сетей, в отдельных районах или компаниях люди получали более низкое качество услуг, чем было до реконструкции. НКРЭКУ сделала новую норму – не менее 5 кВт, который должен быть предложен ОСР потребителям. При этом нужно приведение этой нормы технического состояния сетей. Соответственно эта норма вводится в два этапа. Первый – потребителям обязательно должны предложить 3 кВт после вступления в силу этого порядка, а в течение 2 лет довести до 5 кВт, проведя модернизацию сетей”, – пояснил Коваленко.
В случае многоквартирных домов за безопасность людей (и модернизацию внутридомовых электросетей) отвечает не Оператор системы распределения, а домовладелец или управляющая компания. И при предоставлении ОСР потребителю принадлежащих ему 5 кВт, именно они должны подтвердить своей подписью возможность и безопасность этого. (Ярослав Маркин, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)