Сегодня практически ни один форум, конференция или круглый стол, решающий вопросы развития топливно-энергетического комплекса как мирового, так и российского масштаба, не обходит тему цифровизации и искусственного интеллекта.
За последнее десятилетие компании заметно продвинулись в этом вопросе. И сейчас речь идет не только об “умных скважинах” и автоматизированных системах. Охват применения разработок выходит за пределы цифрового пространства.
Помощник нефтяников – собака-робот
Компания Boston Dynamics разработала нового сотрудника для нефтяных компаний – собаку-робота Spot. Внешне он похож на домашнего питомца. Продукт поступил в продажу осенью 2019 г.
По словам разработчиков, они постарались создать гибкий искусственный интеллект для роботов, чтобы Spot был более эффективными.
Первыми, кто приобрел собаку-робота стала норвежская нефтегазодобывающая компания Aker BP. Главной целью “питомца” станет обследование судов предприятия, сбор данных, создание отчетов, поиск мест коррозии, а главное – обнаружение утечки углеводородов.
Разработчики уверены, что Spot сделает работу на буровой более безопасной, позволит оградить персонал от аварий и отслеживания процессов работы оборудования. При этом, ни для кого не секрет, что роботы смогут выполнять больше работы, – они не подвержены усталости.
Техника передает все данные в реальном времени с помощью видео, также сотрудники предприятия могут удаленно управлять камерами, что дает возможность формировать достаточно полное представление о ситуации на объекте. Компания также планирует в будущем оснастить собаку другими камерами, которые позволят улавливать то, что не видит невооруженный человеческий глаз.
Примечательно, что Spot не боится холода до -20 и жары до +45, ему не страшно попадание воды, пыль. Он ловкий, сильный и может носить тяжести.
Автомобили без водителей – легко
Пожалуй, в наше время беспилотными автомобилями уже никого не удивить. Разработка таких машин началась еще в 2014 г., когда концерн Daimler протестировал аппарат, который мог двигаться по автомогистралям без помощи человека.
В свою очередь, компания Volvo в 2016 г. выпустила беспилотные грузовики с акцентом на безопасность и на эффективность. Ведущий грузовик управляет ускорителями и тормозами двух следующих автомобилей. То есть они все вместе ускоряются и замедляются, тем самым исключая задержки, вызванные временем реакции водителя.
В нефтяной отрасли России преимущества грузовой техники смогли оценить сотрудники “Газпром нефти”. Компания совместно с отечественными КАМАЗом и ГАЗом провела два цикла испытаний умных машин на Ямале и в Югре. Регионы были выбраны не случайно. Сильные морозы, регулярные осадки, штормовые ветра, сложный рельеф местности – не помеха для данных автомобилей.
Программное обеспечение беспилотных транспортных средств разработано по Европейскому стандарту. Навигационная спутниковая система позволяет высокоавтоматизированным КамАЗам передвигаться по заданным траекториям с точностью до 20 см. Автомобили оснащены четырьмя типами сенсоров: 3D-лидар строит цифровую карту дорог, 2D-лидар сканирует объекты во фронтальной зоне, радар распознает препятствия на расстоянии до 200 метров, камеры с широкоугольным и узкоугольным объективом фиксируют статичные и движущиеся объекты как в ближней, так и в дальней зоне.
Вся информация с сенсоров и систем связи поступает в мозг машины – вычислитель, где происходит обработка входящих данных и формируются команды для управления автомобилем. Чтобы машины в колонне могли принимать управляющие сигналы и общаться между собой, их оснастили промышленным Wi-Fi, LTE и резервным УКВ на случай, если не сработали другие каналы связи. Грузовой караван может достигать 20 автомобилей.
Главным преимуществом беспилотных транспортных средств считается их неограниченная работоспособность.
Дроны в помощь геологам и экологам
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) достаточно популярны в разных сферах деятельности. Количество их использования растет быстро. Военные, полицейские и гражданские службы, поисково-спасательные отряды, кадастровые работники – это лишь малая часть тех направлений, которые облегчили свою работу с помощью дронов. Не так давно “Почта России” пробовала внедрить беспилотники в процесс доставки посылок.
Огромную поддержку и помощь оказывают летательные аппараты и сотрудникам нефтегазовой сферы. Многие компании уже активно используют их в своей деятельности, отмечая значительные плюсы в работе.
Крупнейшими мировыми нефтегазовыми компаниями, которые активно внедряют в свой производственный процесс беспилотники и уже смогли занять лидирующие позиции в данном направлении считаются BP и Shell. Руководство первой компании уже организовали удаленные центры управления с использованием дронов и сенсорных технологий, Shell, в свою очередь, обеспечила весь производственный процесс “умными” технологиями, включая технологию дронов и сенсоров.
В России сравнительно новые технологии летательных аппаратов освоили компании “Газпром нефть”, Газпром и Роснефть.
Если рассмотреть основные сферы деятельности дронов, то становится понятно, что нефтяные компании смогли с помощью новейших технологий в разы упростить себе жизнь. Летательные аппараты помогают получить качественные данные по геологоразведке. Также они помогают контролировать объекты добычи, вести мониторинг текущего состояния строительных площадок на месторождениях и предотвращать аварийные ситуации на объектах.
Это лишь малая часть того, с чем справляются летательные аппараты на производственных объектах. Список работ постоянно расширяется, открывая перед нефтяниками все более важные и полезные качества инновационной техники.
Блокчейн – оплата здесь и сейчас
Эпоха блокчейна в нефтегазовой отрасли стартовала четыре года назад. Многие мировые компании, такие как BP, Shell, Repsol, Газпром, Норникель и “Газпром нефть” запустили на своих площадках пилотные блокчейн-проекты для решения логистических, торговых и финансовых задач.
Использование технологии, по мнению аналитиков, позволяет нефтяникам оптимизировать работу с большими данными, повышать прозрачности и эффективность расчетов, а также помогает сокращать расходы практически на треть.
Блокчейн представляет собой базу данных, в которой информация о проведенных операциях хранится в блоках. Отсюда и название технологии (block и chain, “блок” и “цепь”) – цепочка информационных блоков. Каждый новый блок в цепочке хранит в себе информацию о совершенной операции и данные о предыдущем блоке, которые можно проверить с помощью сложных математических вычислений.
Система использует распределенную сеть участников для хранения информации, а не один сервер, поэтому нарушить ее работу практически невозможно. Каждый участник системы имеет доступ только к оговоренному сегменту информации. Все остальные данные шифруются. Блокчейн позволяет осуществлять операции только по заранее утвержденной схеме. Это исключает возможность мошенничества. В системе технически невозможно изменить данные в одностороннем порядке, поэтому отсутствует необходимость сверок. Также обмен данными в системе происходит в режиме реального времени.
Под водой кипит работа
Морское дно содержит в себе много тайн и хранит бесценные залежи нефти и газа. Но, чтобы работы в тяжелых условиях проходила безопасно, весь процесс нефтяникам помогает следить специальная техника.
Помощниками выступили ученые и изобретатели. НПП ПТ “Океанос” представили инициативные разработки в направлении резидентной робототехники морских месторождений. Это автономные подводные аппараты, способные работать на глубинах до 1 км среди донной или пространственной инфраструктуры месторождений. При этом время автономной работы достигает полугода. На аппарат можно также устанавливать различного рода датчики. За счет систем индукционной зарядки и оптической беспроводной связи они резидентно базируются на доковые станции (автономные или кабельные), входящие в инфраструктуру подводных месторождений.
Ученые отмечают, что использование таких помощников позволяет глобально снизить расходы на проведение робототехнических морских операций. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)