Введение государственного регулирования цен на топливо не гарантирует его стабильной цены. Стабильным может быть только заработок автозаправочных станций (АЗС). Но почему они недовольны возможностью торговой наценки в 5-7 грн. на литр и как отреагирует рынок?
История сдерживания цен на бензин
Правительство озаботилось ситуацией на рынке нефтепродуктов еще в марте, когда заметило, что цены на топливо за январь-февраль выросли более чем на 4 грн. за литр. Но при этом закупочные цены на топливо выросли еще значительнее – на 5,1-5,6 грн. за литр, а значит, были все предпосылки для того, чтобы в течение марта цены в Украине подросли еще на 1-1,5 грн.
В результате долгих переговоров 2 апреля Кабмин и Нефтегазовая Ассоциация Украины (НАУ), отраслевое объединение, представляющее интересы крупнейших игроков нефтегазового рынка, подписали меморандум. По его условиям, НАУ должно было сообщать правительству о компаниях, которые занимаются производством и продажей фальсифицированного топлива, а власть пообещала бороться с теневиками. Также Кабмин обязывался не допускать дискриминации на рынке и способствовать свободному ценообразованию, а компании – уплачивать в полном объеме налоги…
Формально этот меморандум носил чисто декларативный характер, поскольку каждая из сторон в нем выполнять делать то, что и так должна была делать, а никаких обязательств по поводу сдерживания цен в нем не было. Но, выполняя неформальные договоренности с властью, продавцы топлива цены в апреле все же сдержали – по данным мониторинга Консалтинговой группы А-95, в апреле цифры на табло автозаправок практически стояли на месте.
Однако уже в мае продавцы начали повышать цены, поскольку посчитали, что правительство свои обязательства по борьбе с фальсифицированным топливом и его реализаторами выполнило формально, и “серые” заправки работают как прежде. В итоге за первые две недели этого месяца в среднем по стране цены на бензин А-92 выросли на 0,67 грн., до 28,44 грн. за литр, а на бензин А-95 – на 1,8 грн., до 29,45 грн. за литр.
Но это в среднем по стране. На некоторых “премиальных” заправках, где традиционно высокая стоимость топлива (ОККО, WOG, Sokar), ценники на стеллах перешагнули рубеж в 30 грн. за литр, и бензин А-92 предлагался по цене 31,28 грн., а А-95 – по 32,28 грн.
Такие высокие прайсы возмутили власть, и она решила действовать – 11 мая Кабмин ввел декларирование роста цен на бензин и дизтопливо свыше 1%: если продавец собирался повысить их сверх этой отметки, то должен был задекларировать это за 20 дней до повышения и известить Госпродпотребслужбу.
Кардинальные меры
А уже 14 мая Кабмин нанес новый удар – ввел государственное регулирование цен на топливо. Правительство на период карантина установило предельные уровни торговой надбавки к цене топлива: на дизельное – не выше 7 грн. за литр, на бензин – не выше 5 грн. за литр. При этом средняя стоимость дизтоплива и бензина, которая включает акцизный налог и НДС, должна рассчитываться на основании данных Platts CIF NWE за предыдущий календарный месяц/декаду. Таким образом, средняя цена на вторую половину мая на дизельное топливо должна составлять с учетом этой наценки 27,89 грн. за литр, а бензинов – 30,22 грн.
Однако это привело к тому, что компании, торгующие “премиальным” топливом – OKKO, WOG, KLO и Socar, прекратили его продажу, заявив, что это невыгодно и несет убытки. Кроме того, Socar временно прекратила начисление дополнительных скидок для своих клиентов, а сеть KLO ограничила срок действия уже выданных купонов на скидки (пользователи соцсетей сообщали, что их купоны вообще аннулировали).
Нужно ли регулирование: недовольных много
Действия Кабмина раскритиковали практически все. Нефтегазовая ассоциация Украины призвала отказаться от регулирования розничных цен, заявив, что это ограничивает конкуренцию и дискриминирует розничных игроков – введение предельных ценовых надбавок сузит их возможность оперативно реагировать на быстро меняющиеся условия на рынке, а при этом все преимущества получат работающие “в тени” продавцы, которые смогут увеличить объемы продаж. Против госрегулирования цен на топливо выступила Европейская бизнес-ассоциация и Федерация работодателей Украины. По поводу действий Кабмина негативно высказался и спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков.
Сергей Сапегин, директор Научно-технического центра “Психея”, считает, что, введя госрегулирование, власть применила самый сильный инструмент для сдерживания цен, который логично было бы использовать в последнюю очередь. “Это очень жесткая мера”, – отметил он.
При этом Консалтинговая группа “А-95” подсчитала, что в январе-апреле фактические цены на топливо были ниже, чем тот уровень, который получается по утвержденной методологии Кабмина. Но при этом в обозначенный властью предел цен не попадали около 1 тыс. АЗС (14% рынка), которые преимущественно приходятся на сети OKKO, WOG, Socar и Shell – у них в январе-апреле цены были выше расчетного уровня Минэкономики по бензину А-95 на 0,6-2,4 грн. за литр, по дизтопливу – на 0,8-2,5 грн.
А поскольку подавляющее число украинских АЗС в этом году и так продавало топливо в ценовых пределах, которые обозначила власть, то остаются непонятными предпосылки введения госрегулирования и его цели, заявил директор Консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн.
Поэтому правительство было вынуждено в воскресенье вечером разъяснить, что госрегулирование не распространяется на брендовое топливо с улучшенными показателями качества, маркировка которого содержит торговую марку и предлагается на заправках по более высоким ценам.
В свою очередь Офисе президента заявили, что прекращение продаж брендового топлива – демонстрация монопольного сговора сетей. По словам заместителя главы ОП Юлии Свириденко, ни одна из сетей не везет в Украину отдельное топливо для продажи его как брендового – оно становится таковым, когда на нефтебазе в него добавляется специальная присадка, цена которой почти не влияет на конечную цену продукта, но покупатели при этом платят за него почти $50 на каждой тонне. Поэтому нет никаких оснований для ограничения продажи такого брендового топлива. “Единственная цель – давление на правительство”, – заявила она.
Но в то же время директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн возразил, что доля брендового бензина в Украине – 10%, и остановка его продажи стратегически на рынок не влияет. Также на сети ОККО и WOG, которые пока не возобновили продажу брендового бензина по цене выше регулируемой, на двоих приходится чуть больше 10% АЗС в целом по стране. “О каком монополизме речь?”, – сказал Сергей Куюн.
Тем не менее, установленные максимальные торговые наценки в 5 и 7 грн. позволяют рынку стабильно работать, и катаклизмов от этого регулирования пока не предвидится. “На рынке никто не остановился, нет массового закрытия АЗС. Отреагировали только две сети (прекратили продажу премиального топлива, – ред.). Но премиальное топливо продают многие компании, и только две сказали, что у них экономика не складывается”, – отметил Сергей Сапегин.
А цены – подросли
Регулирование цен, которое должно было сдержать их рост, в действительности возымело обратный эффект. По словам Сергея Сапегина, максимальные расценки на рынке не исчезли, они даже немного подросли, поскольку трейдеры увидели риски и стали закладывать их в цены. При этом подорожало топливо и на заправках, которые относятся к нижнему ценовому сегменту – некоторые трейдеры услышали о максимальной торговой надбавке в 5 и 7 грн. и стали применять их, повышая свои надбавки до этого уровня.
А это повышение коснется потребителей, традиционно использующих дешевое топливо – перевозчиков пассажиров и грузов.
Введение максимальных торговых наценок не гарантируют стабильности цен на топливо – стабильными будут сами наценки, но топливо на АЗС может вырасти из-за повышения оптовых цен на него. Украинский топливный рынок много лет “привязывали” к европейским котировкам – Platts и Argus – и теперь они заложены в контракты импортеров. Таким образом участники рынка снимают с себя риски: если Platts и Argus растет, то автоматически весь рынок идет вслед за этими индикаторами. Если бы не эта привязка, то трейдеры бы брали на себя больше рисков, не строили бы такие гигантские и дорогие автозаправочные комплексы, работали на бюджетных заправках, автомобилисты не пользовались услугами заправщика на АЗС, но при этом цена топлива была бы на 5-10 ниже. “А это очень существенно для экономики: когда 80% топлива – импортное, то деньги уходят из страны”, – сказал Сергей Сапегин.
Вполне возможно, что у власти для введения регулирования цен были свои резоны. В прошлом году экономика Украины падала (номинальный ВВП сократился на 4%), останавливались бизнесы, а, как отметил Сергей Сапегин, одна из крупнейших торговых компаний, владелец сетей АЗС, увеличила свою прибыль с 900 млн. грн. до 1,5 млрд. “Может, это и стало толчком к тому, что правительство обратило внимание: экономика – все хуже и хуже, а прибыль некоторых участников рынка – все выше и выше?”, – отметил он.
Тем не менее, в ближайшее время ожидать роста розничных цен из-за повышения оптовых котировок не стоит: оптовые цены на дизтопливо снижаются, а на бензин – пока стоят на месте. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)