Как правка в закон шестилетней давности может обернуться повышением платы за транспортировку газа для потребителей.

Когда в 2015 г. принимался закон “О рынке природного газа”, в него были внесена правка, которая позволяла использовать государственные сети по договорам хозяйственного ведения только субъектам хозяйствования государственного сектора экономики.

Через шесть лет с момента принятия закона, стало понятно, что такой платеж лишен всякого смысла для потребителя.

Недавно ГБР провело десятки обысков по всей Украине, включая Министерство энергетики и НКРЭКУ.

Следователей интересовали исключительно договоры эксплуатации газораспределительных сетей, находящихся в госсобственности.

Все они были подписаны еще в 2017 г. Открытым остается лишь вопрос аудита, паспортизации и оценки текущей стоимости государственных сетей.

В вопросе же платы за сети важно выделить два аспекта. Первый из них – социально-политический.

На мой взгляд, такой платеж выглядит абсурдно. Поэтому исторически газификация в Украине воспринималась как признак цивилизации.

Проще говоря, газ считался социальным благом. Государство, предприятия, компании, местные власти и даже домохозяйства тратили немалые средства, чтобы получить к нему доступ.

Вспомните советский обычай зажжения символического “огонька” в населенном пункте после его газификации. Газ – это событие и доступ к цивилизации.

В связи с этим возникает вопрос: должны ли граждане платить аренду государственного имущества, используемого для доставки социального блага в их домохозяйства?

Я подозреваю, что когда поправку относительно сетей переголосовали в Верховной Раде, то наверняка видели результат не в виде приложения к счету за доставку газа.

Ведь первоочередная цель газификации населенных пунктов – доступ к услуге, а не получение выгоды владельцем сети от ее эксплуатации.

Но самое главное, подорожание доступа к государственной инфраструктуре является целью государства? Особенно в свете зимних тарифных площадей.

Еще один вопрос к законодателям: почему закон защищает интересы только одного владельца – государства? Ведь, как нам известно, в Украине есть десятки тысяч владельцев сетей.

Как мы уже упоминали, это города, предприятия, частные лица, те же облгазы. Имеют ли эти владельцы право получать плату за пользование их сетями наравне с государством? Если нет, то почему? А если так, то должны потребители платить и всем другим владельцам?

В связи с этим, я предлагаю вернуться к сути проблемы. В чем заключается интерес общества по газовой инфраструктуре? В 2016 г. USAID проводило большой опрос, касающийся услуг ЖКХ.

Согласно его результатам , 97% домохозяйств не готовы платить больше за коммунальные услуги, даже при условии, что их качество улучшится. Очевидно, что интерес общества заключается в доступности услуги для потребителя.

Второй аспект – технологический.

Чтобы сделать услугу по доставке газа доступной, нужно сделать эффективной газораспределительную систему.

Аудит сетей отдельных предприятий показывает, что примерно 30-40% существующего оборудования может быть законсервировано без ущерба для потребителя. Зато государство предлагает платить гражданам за эти избыточные мощности и сооружения.

Другое сравнение. Как сообщало ГБР, расследуется дело в отношении, якобы нанесении ущерба государству на сумму 1500000000 грн.

Вместе с тем, согласно годовому отчету НКРЭКУ Планами развития 42-х (!!!) облгазов на 2021-2030 гг. (!!!) предусмотрены инвестиции в сети на сумму 2400000000 грн.

Это 240 млн. грн. в год в 289 тыс. км газораспределительных сетей. То есть через тариф инвестируется 830 грн. в один километр сетей в год.

Возникает вопрос, что принесет потребителю большую пользу – инвестиции в оптимизацию громоздких газораспределительных сетей, чтобы снизить расходы на их содержание или дополнительная нагрузка к существующему счету за доставку газа?

На мой взгляд, эффективный собственник сетей в лице государства, мог бы говорить об источниках инвестиций в газораспределительные сети с целью повышения доступности услуги.

Практика реализации проектов по редизайну показывает, что облгазы могут реализовывать проекты по снижению потерь в сетях. И они могут влиять на конечную стоимость услуги при масштабировании опыты в Украине.

Пока же государство демонстрирует намерение переводить проблему неэффективности собственных сетей на потребителей как бытовых, так и промышленных. В перспективе, этот путь приведет к формированию на рынке так называемой “петли смерти”.

Когда из-за сокращения количества пользователей услуги, ее стоимость растет. Что приводит к еще большему оттоку пользователей и так по спирали до самого дезинтеграции системы, принадлежащей государству. Или в этом заключается интерес потребителя и политика владельца государственных сетей? (Денис Сенектутов, председатель Ассоциации газового рынка Украины, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

(ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ. Проголосуйте сами и посмотрите итоги голосования – https://poll.app.do/3204985)

Добавить комментарий