Украине экономически и репутационно выгодно поддержать “зеленых” на пути декарбонизации и европейской интеграции в целом. Важно научиться расти экономически, не увеличивая выбросы. И изменения в энергетическом секторе – это то, что нам нужно делать. Но, к сожалению, наш “зеленый курс” не то, что непростой, но даже не проложен как следует.

Об этом говорили эксперты во время презентации исследования “Роль возобновляемой энергетики в “зеленом курсе” Украины”. Kosatka.Media выслушала аргументы и предостережения энергетических и экологических специалистов и рассказывает читателям.

Какой “вес” ВИЭ будет в экономике страны завтра

Центр экономического восстановления презентовал исследование о месте возобновляемой энергетики в понимании Второго Национально определенного взноса Украины в Парижское климатическое соглашение (НВВ2).

По подсчетам аналитиков, экономическая амбиция Украины предусматривает рост ВВП Украины по крайней мере в 2 раза до 2030 г. По разным сценариям объем инвестиций в декарбонизации в Украине составит от 12 млрд. до 50 млрд. евро.

“Это и есть тот самый вызов. С одной стороны – нам нужны инвестиции в возобновляемые источники, это наша надежда. С другой – у нас появляются “интересные” (которые не дают развиваться ВИЭ – ред.) законопроекты”, – отметил руководитель Центра экономического восстановления Кирилл Криволап.

Директор информационно-аналитического центра “ГМК-Центр” Станислав Зинченко указал, что по последним расчетам Всемирного энергетического агентства затраты на электроэнергию в производстве будут расти и занимать до 35-40% себестоимости. Например, будущая “зеленая” металлургия потребует в 3-5 раз больше зеленой энергии, чтобы производить “зеленую” сталь.

“Главным фактором конкурентоспособности экономик будет доступ к дешевой чистой электроэнергии. И все цепочки по расчету себестоимости, что ранее строились от доступа к ресурсам, удобной логистики, будут смещены в сторону тех стран и городов, где будет доступна дешевая чистая зеленая энергия. И этот новый фактор конкурентоспособности уже есть. Очень мало осталось крупных финансово-промышленных групп, не инвестирующих в зеленую энергетику”, – отметил эксперт.

Он добавил, что если мы в Украине хотим сохранить конкурентоспособную промышленность – нужно иметь свою зеленую энергию, а не покупать ее у соседей. И по состоянию на сейчас “окон возможности” для этого остается не так много. Ведь чем позже начать инвестировать в развитие зеленой энергетики, тем выше будет цена этой энергии.

Поэтому Украине, в частности нашему правительству, надо четко понимать, где будет наша экономика через 5-10 лет, какое место займет в новой европейской экономике, подытожил Зинченко.

Что есть и какой должна быть регуляторная политика для развития “зеленых”

Даже у экспертов есть вопрос, что именно в Украине считать “зеленым курсом”. Потому что сейчас имеем заявления и декларации. И никаких конкретных предложений.

Народный депутат Людмила Буймистер заметила, что главный вопрос – есть ли вообще у нас “зеленый курс” и возобновляемые источники. Потому что последние 2 года “недополитика” государства совсем не способствовала выполнению этих целей и задачи встроиться в новую экономическую модель Европы.

По словам Буймистер, в течение двух последних лет видим нарастание в системе ВИЭ “старых” долгов, которые не погашаются инвесторам. А текущие платежи достигают не более 75%.

“Хотелось, чтобы в программе действий правительства были и уточнения по энергетической стратегии нашего государства, и введение аукционов и какая-то коммуникация по их объемам. А главное – ответ на вопрос: откуда мы все это будем брать деньги”, – отметила нардеп.

По ее убеждению, главное, что нужно сделать в Украине, чтобы приблизиться к “зеленому курсу” – преодолеть “картельные сговоры” и ценовые манипуляции на рынке электроэнергии, тогда будет проще строить стратегии для ВИЭ, которые в конечном итоге приходят именно на этот рынок.

Людмила Буймистер сообщила, что в парламенте зарегистрирован ряд законопроектов, которые выделяют отдельные источники финансирования на эти неэффективности работы энергетической системы. Также зарегистрирован и должен быть проголосован на текущей сессии законопроект о мониторинге оптовых энергетических рынков REMIT.

“Но правительству и парламенту нужно проявлять политическую волю, идти на кое-какие непопулярные шаги, которые не нравятся определенным группам влияния, и все же защищать “зеленый курс” Украины, возобновляемые источники, и помнить, что развитие альтернативной энергетики – наибольший шанс для нас получить энергетическую независимость”, – подытожила Буймистер.

Президент Профессиональной ассоциации экологов Украины Людмила Цыганок отметила, что параллельно со стратегиями следует учитывать институциональные возможности нашего государства, а в “зеленом курсе” должны быть заложены все механизмы его реализации.

“Нужно подумать, хотим ли мы просто задекларировать амбициозные цели, которые выполнять будет какая-то другая власть. Поэтому предлагаем закладывать в курс то, что позволит не разрушая заложенное ранее, двигаться к амбициозным целям. Чтобы это все заработало, нужны четкие инструменты реализации. Пока это не заложено ни в каких стратегиях”, – отметила Цыганок.

Также она указала на необходимость продумать источники финансирования поставленных целей “зеленого курса”.

“Сейчас так звучит, что если вы не поддерживаете “зеленый курс” – не поддерживаете экологию. Но мы ставим во главу угла всего – инструменты экотрансформации. Кроме того, на местах мало кто обеспокоен “зеленый курсом”. Поэтому к стратегиям нужна еще и масштабная разъяснительная кампания. Только четкие дорожные карты и четкие источники реализации, финансовые инструменты. И конечно, чтобы они были в контексте устойчивого развития”, – подытожила эксперт.

Председатель правления Украинской ветроэнергетической ассоциации Андрей Конеченков отметил, что сейчас в Украине зеленая энергетика слишком политизирована.

“У нас Министерство иностранных дел договаривается о зеленом водороде, привлечении инвестиций. И тут выступает Ярослав Демченков (заместитель министра энергетики Украины по вопросам европейской интеграции – ред.) и говорит, что “зеленый курс” и атомная энергетика может давать голубой или желтый водород, который в Европе не воспринимается. Нужно, чтобы министерства работали вместе. А то мы Европе говорим одно, а внутри делаем другое”, – указал эксперт.

Конеченков согласился, что нужна дорожная карта по каждому направлению “зеленого курса”, которая четко показывала бы и экономику, и перспективы развития, и возможность присоединения новых электросетей.

Директор Ассоциации солнечной энергетики Украины Артем Семенишин заметил, что нужно разработать не только энергетическую стратегию и программу развития ВИЭ, но и программу для перехода промышленности на чистые источники энергии.

“Без этих мер у государства не будет оснований выделять средства на развитие этих направлений. И не будет понятно, каким образом и в какие временные промежутки это будет осуществляться”, – отметил Семенишин.

Также он добавил, что нужно не допустить такой ошибки, как была в 2017 году, когда приняли энергетическую стратегию 2035. Было предусмотрено две противоположные вещи: сохранение существующей системы генерации электроэнергии и развитие ВИЭ.

“Это вещи, которые исключают друг друга. Мы не можем сохранить всю структуру генерации при неизменном потреблении электроэнергии и развивать какую-то регенерацию”, – отметил он.

Но, кроме непрописанного “зеленого курса”, на рынке электроэнергии есть немало других вопросов, которые нужно решать в любом случае, независимо будем ли мы идти новым “зеленым” курсом или нет. В частности – долги государства перед возобновляемой генерацией по зеленому тарифу.

Эффективны ли предложенные налоговые новации для преодоления долгов

Для решения вопроса с долгами, в частности, перед ВИЭ, в Верховную Раду внесен законопроект 5600 о “внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений”. Он предусматривает введение так называемого “зеленого” акцизного налога.

Эксперты и участники рынка ВИЭ негативно оценили это новшество.

Народный депутат Алексей Гончаренко указал, что это прямое нарушение подписанного между правительством и представителями ВИЭ меморандумом.

“Мы должны сделать все, чтобы это остановить. Это будет иметь последствия для государства в целом. Ни один инвестор не будет доверять стране, которая так может поступить”, – отметил Гончаренко.

Андрей Конеченков согласился, что этот законопроект не столько создаст нагрузку на возобновляемую энергетику, сколько приведет к нарушению договоренностей в рамках меморандума и закона 810-9.

“За счет этих налогов не очень решишь вопрос. Но последствия будут. Давайте лучше выполнять то, что было предложено. А относительно механизмов (выхода из долгов – ред.) – нужно работать с профильными ассоциациями, которые отслеживают лучшие механизмы, при которых довольны и государство, и инвестор”, – отметил он.

Сейчас есть, хоть и небольшая, надежда, что в рамках “зеленого курса” эксперты совместно с чиновниками и законодателями смогут найти ответы на самые острые вопросы развития сферы ВИЭ и рынка электроэнергии в целом.

Кирилл Криволап сообщил, что рабочая группа по наработке обновленной программы действий правительства в направлении “зеленого курса” намерена уже 1 июля подать программу в парламент, а 15 июля – утвердить на голосовании. Но к тому времени, как договорились эксперты – будет также подготовлено общее коммюнике экспертов и участников рынка ВИЭ, с которым обратятся к правительству с предложениями заверениям в готовности активно участвовать в разработке необходимых стратегий и конкретных шагов в направлении “зеленого курса”. (Янина Ткачук, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)

(ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ. Проголосуйте сами и посмотрите итоги голосования – https://poll.app.do/3204985)

Добавить комментарий