ООН в своих отчетах рекомендует быстро расширить доступные решения для роста производства ВИЭ с 2800 ГВт в настоящее время до 8000 ГВт в 2030 г., а также для увеличения среднегодовых темпов повышения энергоэффективности с текущих 0,8 до 3%.
К 2025 г. 100 стран должны установить целевые показатели по 100-процентному использованию возобновляемых источников энергии. Таким образом, в глобальном масштабе уже не должны строится ТЭС, работающие на угле.
Доля ископаемых видов топлива в мировом балансе должна сократиться с нынешних 60% до 30% к 2030 г.
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), доля ВИЭ в общем производстве электроэнергии в мире вырастет с 29% в 2020 г. до более 60% в 2030 г. и почти до 90% – в 2050 г.
“На глобальном уровне технологии ВИЭ являются ключом к сокращению выбросов в атмосферу вредных веществ тепловыми электростанциями. Доля возобновляемых источников энергии в общем производстве электроэнергии в мире вырастет с 29 процентов в 2020 г. до более 60% в 2030-м и почти до 90% – в 2050 г. Для этого ежегодный прирост выработки электроэнергии на ветровых и солнечных электростанциях в 2020-2050 гг. должен в пять раз превышать соответствующий показатель в среднем за последние три года”, – говорится в отчете МЭА.
Растущий спрос на водород на фоне перехода к возобновляемым источникам энергии будет стимулировать инвестиции в технологии улавливания, использования и хранения углекислого газа (CO2) и соответствующую инфраструктуру, сказал Trend директор по энергетическому диалогу Международного энергетического форума Кристоф ван Агт.
По его словам, водород играет ключевую роль в успешных энергетических переходах.
“Это ускорит разработку решений для экономики замкнутого цикла, создавая новые потоки продукции внутри промышленных кластеров и между ними. Помимо транспортировки CO2, полученного из водорода и из ископаемого топлива, к местам постоянного хранения, диоксид углерода можно повторно использовать для создания чистых молекул углерода в качестве сырья для климатически нейтральной нефтехимической обработки и производства синтетического топлива для двигателей внутреннего сгорания с нулевыми выбросами. Наконец, водород, который является одновременно энергоносителем и сырьем, может накапливать энергию от избыточных возобновляемых источников энергии и ядерной энергии, а также улавливать остаточную энергию и CO2 из дымовых газов. Водород можно превратить в метанол или аммиак и более экономично транспортировать между рынками”, – сказал он.
Компания DNV GL отмечает, что мир должен быстрее перейти к глубоко декарбонизированной системе, сокращая выбросы примерно на восемь процентов каждый год, чтобы обеспечить энергетическое будущее в соответствии с Парижским соглашением.
“Эта неотложная и сложная задача требует полноценного системного мышления. Хорошо известны технологии, способные вывести углеродные источники энергии из мировой энергосистемы. Задача состоит в том, чтобы понять, как и когда внедрять эти технологии, которые находятся на разных стадиях развития, а также в управлении тем, как они взаимодействуют. Понимание этого позволит промышленности, правительствам и тем, кто финансирует переход, эффективно расставить приоритеты в своих усилиях, чтобы добиться сокращений выбросов до середины этого столетия”, – отмечают аналитики компании DNV GL.
В сценарии с нулевыми выбросами (NZE) основными возобновляемыми источниками энергии, подлежащими диспетчеризации в мире в 2050 г., являются гидроэнергетика (12 процентов от общего производства), биоэнергия (пять процентов), концентрированная солнечная энергия (два процента) и геотермальная энергия (один процент).
Возобновляемые источники энергии также играют важную роль в сокращении выбросов в зданиях, промышленности и на транспорте. На транспорте ВИЭ играют важную косвенную роль в сокращении выбросов за счет выработки электроэнергии для электромобилей. Они также способствуют прямому сокращению выбросов за счет использования жидкого биотоплива. В зданиях ВИЭ в основном используются для отопления и водоснабжения. Прямое использование возобновляемых источников энергии в отоплении вырастет примерно с 10% в 2020 г. до 40% в 2050 г., причем примерно три четверти этого роста придется на солнечную и геотермальную энергию.
Солнечные фотоэлектрические панели, которые вырабатывают электроэнергию, в настоящее время установлены примерно на 25 млн. крыш по всему миру; этот показатель вырастет до 100 млн. к 2030 г. и 240 млн. – к 2050 г.
Глобальные инвестиции в энергетический сектор вырастут примерно на пять процентов в 2021 г. и превысят 820 млрд. долларов.
Возобновляемые источники энергии будут преобладать в инвестициях в новые проекты по генерации электроэнергии, и ожидается, что на них придется 70% от общей суммы в 530 млрд. долларов.
Доля всех ВИЭ (включая традиционное использование биомассы), по прогнозам, вырастет с 17 процентов в 2018 г. до 21,5% от общего производства электроэнергии к 2030 г.
Инвестиции в возобновляемые источники энергии для конечного использования, включая солнечные тепловые системы (для центрального отопления помещений и нагрева воды), биоэнергетику и геотермальную энергию, достигли 23 млрд. долларов в 2020 г., что на 10 процентов меньше, чем в 2019-м. В последнее время наблюдается тенденция к сокращению инвестиций в эту сферу, но в 2021 г. этот показатель будет расти. Китай и Европа, на которые приходится три четверти всех инвестиций в эту сферу, являются движущими силами перспективного роста, но это зависит от экономического роста и степени политической поддержки. (Trend/Энергетика Украины и мира)
(ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ. Проголосуйте сами и посмотрите итоги голосования – https://poll.app.do/3204985)