Украинская энергосистема уже два года работает в условиях открытого конкурентного рынка электроэнергии.

Какие проблемы до сих пор не решены, а чего удалось достичь на втором году деятельности, с какими новыми вызовами столкнулись и что ждет рынок в следующем году – Kosatka.Media спросила у участников рынка, НЭК “Укрэнерго” и Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Проблемы “в наследство” от первого года работы

Ряд шероховатостей рынка электроэнергии тянется за ним еще с начала открытия. Представители энерго-бизнеса, регулятор и оператор указывают на те же проблемы на рынке, но акцентируют на различных их аспектах.

В НЭК “Укрэнерго” пояснили в комментарии Kosatka.Media, что самый важный вопрос, который сегодня требует решения, – финансовое сбалансирование рынка. Здесь есть два фактора, которые создают задолженности на рынке электроэнергии: несовершенство механизма возложения специальных обязанностей (ПСО) и проблема задолженностей на балансирующем рынке (БР). Последняя вызвана недостаточной платежеспособностью потребителей, которые не платят за небалансы (купленную на БР электроэнергию) из-за нехватки средств, но их нельзя отключать за неуплату от энергоснабжения из-за угрозы экологической или социальной катастрофы (государственные шахты, коммунальные водоканалы, клиенты ПОН и т.д.).

“Также до сих пор есть проблема эффективности работы госкомпаний на рынке электроэнергии. Прежде всего, это касается крупнейшего на рынке трейдера, которым является ГП “Гарантированный покупатель” и крупнейшего украинского производителя электроэнергии НАЭК “Энергоатом”. Обе компании до сих пор имеют значительный по сравнению с другими объем положительного небаланса, то есть электроэнергии, произведенной, но не распродана на основных сегментах рынка, (РДД, РДН т а ВГС) и поэтому продается на балансирующем рынке по крайне низкой цене (от 0,01 грн. за МВт ч). Это приводит к недополучению прибыли двумя компаниями. А недополучение прибыли “Гарантированным покупателем” создает дополнительную нагрузку на тариф на передачу НЭК “Укрэнерго”, – отметили в компании.

Член Национального комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг Ольга Бабий в комментарии Kosatka.Media отметила, что у Регулятора главной видят проблему отсутствия механизма мониторинга рынка.

“У нас не регламентирован механизм мониторинга Remit. Поэтому есть проблема прозрачности и добропорядочности рынков. Мы как регулятор не можем быстро реагировать на то или иное поведение участников рынка, мы не можем собирать данные и т.д.”, – пояснила она.

Вторая проблема, по словам Бабий – когда рынок запускался, все думали, что индикативным будет спотовый рынок, РСВ и ВСР.

“Но по результатам анализа основная масса сделок по купле-продаже электроэнергии происходит на рынке двусторонних договоров (РДД). Именно он является индикативным, на нем формируются цены. А на спотовом рынке продается всего около 20-25%”, – отметила представительница НКРЭКУ.

Третья проблема, по словам Бабий, – особенности нашей энергосистемы. В определенные периоды года, особенно летом – наличие профицита за счет стремительного роста объемов ВИЭ. Цены проваливаются, становятся неконкурентными для тепловой генерации.

Представители энергокомпаний подробнее рассказали, как вышеупомянутые недостатки рынка влияют на его работу.

Директор ООО “Августа” (группа поставщиков энергоресурсов Tolk) Ирина Береснева в комментарии Kosatka.Media отметила, что еще в первый год работы рынка должны были заработать прозрачные рыночные механизмы формирования цены на электрическую энергию. Однако нестабильная и несбалансированная законодательная база и неуверенная работа регулятора позволили “недобросовестным трейдерам” варьировать уровнем цен на электроэнергию для получения сверхприбылей с постепенным “скачиванием” прибыли из отдельных генераций.

“Поэтому цены, на которые ориентируется сегодня потребитель, не имеют никакого отношения к рыночным. Отмечу также и то, что высокая себестоимость электроэнергии на сегодня до сих пор остается законодательно переведенной с населения на промышленность. То есть она все равно находит выход в повышенной цене произведенных в Украине товаров, что, в свою очередь, приходится компенсировать том же конечному потребителю”, – уточнила Береснева.

Также она акцентировала, что значительной проблемой рынка является так называемое “перекрестное субсидирование”, когда доход генерирующих компаний до сих пор направлено на снижение высокой стоимости электроэнергии для населения.

“Это приводит к значительным потерям компаний, на которых было возложено специальные обязанности. Только НАЭК “Энергоатом” по результатам 2020 получила убытки в размере 4,8 млрд. грн. Также частично нерешенной проблемой является перекладывание завышенных тарифов “зеленой генерации” на промышленных потребителей путем поднятия тарифа передачи”, – пояснила Береснева.

Руководитель проекта “Электроэнергия” компании “Йе Энергия” Василий Гончарук отметил Kosatka.Media, что рынок электроэнергии, хотя формально и считается открытым и реформированным, в реальности сегментирован.

“Каждый поставщик ограничен своим сегментом, а значительная часть фактического ресурса электроэнергии (прежде всего, самой дешевой – атомной) недоступна независимым трейдерам и поставщикам. Причиной этого является искусственное регулирование цен для некоторых категорий потребителей – населения и юрлиц с разрешенной к использованию мощности на уровне 50 кВт”, – отметил эксперт.

Директор компании-поставщика электроэнергии “Мегатрейдинг” Вячеслав Коханов рассказал Kosatka.Media, про еще три проблемы рынка, которые не решены с начала его запуска. Самая первая – накопленные долги за предыдущие периоды перед участниками рынка со стороны ГП Энергорынок.

“Рынок фактически стартовал со сплошной долговой ямы, не были урегулированы расчеты, не проведены взаимозачеты между государственными компаниями по поставкам газа, генерацией (производителями) и ГП Энергорынком, которые возникли из-за разницы в себестоимости произведенной энергии и тепла и цен, по которым эти энергоносители отпускались для населения, соответственно недостаток оборотных средств не позволяет эффективно работать генерирующим компаниям”, – уточнил Коханов.

Во-вторых, не был утвержден действенный механизм работы с юридическими лицами-потребителями, которые являются неплатежеспособными, и которых, вследствие технических причин, невозможно отключить от энергопотребления.

“Был создан так называемый Поставщик последней надежды (ГП Интерэнерго), но источников его финансирования и механизмов урегулирования такой задолженности не создано. Одна из крупнейших причин, почему Укрэнерго уже 9 месяцев не выполняет свою функцию, и не рассчитывается за небалансы со всеми участниками рынка – это то, что ГП Интерэнерго не платит счетов в пользу НЭК Укрэнерго. Каждый участник рынка теперь вынужден за счет собственных средств субсидировать должников ГП Интерэнерго”, – уточнил Коханов.

Также эксперт отметил, что есть проблема препятствования операторами системы распределения в переводе потребителей от “своего” поставщика по свободным ценам к новым поставщикам.

“Некоторые операторы системы распределения “насильно” сдерживают потребителей от перехода к альтернативным поставщикам. Инструменты применяют разные, одним потребителям досчитывают долги и угрожают отключениями, других предупреждают о сложности с энергоснабжением, или с реализацией тех или иных технических условий, которые потребитель предстоит выполнить в случае перехода к альтернативному поставщику, некоторые сразу выставляют счета на оплату электроэнергии заранее к конца года, как вид штрафной санкции”, – пояснил Коханов.

Еще одна неприятность для бизнеса – договорные торги между государственными производителями и крупными трейдерами.

“Не надо быть в верховных кабинетах чтобы знать, какие кулуарные договоренности существуют на рынке, все и так становится понятно, если анализировать торги Энергоатома и Центрэнерго в период с 2019 по 2020 год. Огромные, для большинства участников не доступные, размеры лотов, короткое время от объявления торгов до их фактического проведения (объявили в пятницу в 18.00, с началом торгов в понедельник в 11.00) чтобы те, кто “не в теме” не успели аккумулировать средства или время их проведения (с 19 до 23 ночи).

Так, благодаря дешевому ресурсу, который перераспределяется на поставщиков по свободным ценам (структуры отделены от ОСР) монополии имеют возможность удерживать потребителя цене. Конечно, этот механизм искажает рынок и создает не конкурентную среду для обычных поставщиков”, – отметил Коханов.

Эксперт в сфере энергетики Валерий Ноздрин в комментарии Kosatka.Media согласился, что после запуска новой модели возник ряд вопросов и с точки зрения регулирования, и с точки зрения административного вмешательства. Но заметил, что главный эффект от внедрения новой модели энергорынка – это существенное снижение цены на электроэнергию для конечного потребителя. И это ее неоспоримый плюс, несмотря на все сложности.

Какие трудности на рынке удалось решить

В Укрэнерго отметили, что на данный момент значительно уменьшился (однако до сих пор не исчез) суммарный объем положительных небалансов “Энергоатома” и “Гарантированного покупателя”. Этому способствовала, прежде всего, отмена нижнего price cap на балансирующем рынке. В результате балансирующий рынок становится штрафной площадкой для тех участников рынка, которые не успели распродать свои объемы на основных сегментах (РДД, РСВ, ВСР), ведь объемы, реализуемые в качестве положительных небалансов, стоят меньше остальных сегментов. Уменьшение объема положительных небалансов облегчает балансировку энергосистемы, уменьшает необходимость предоставления услуг по балансировке. Оба фактора способствуют снижению финансовой нагрузки на Укрэнерго.

Также в течение 2020 удалось полностью разблокировать работу рынка вспомогательных услуг (РВУ), запуск которого задерживался из-за отсутствия сертифицированных участников. По инициативе Укрэнерго еще в 2019 году был введен временный упрощенную процедуру сертификации, а в 2020-м введен полноценную. В результате сегодня для участия в РВУ сертифицировано 17 генерирующих единиц, среди которых кроме энергоблоков ГЭС, ТЭС и ТЭЦ, энергоблок №2 Запорожской АЭС.

“В 2020 году решены процедурно и финансово вопросы компенсации диспетчерских ограничений производства электроэнергии из ВИЭ. Внесены необходимые изменения в законодательство и подзаконные акты, создали механизмы для определения объемов ограничений, определение их стоимости и т.д., НЭК “Укрэнерго” внедрен программный комплекс Системы управления ограничениями ВИЭ для передачи диспетчерских команд. Также в тарифе на диспетчеризацию НЭК “Укрэнерго” предусмотрены средства для финансирования расходов на компенсацию ограничений ВИЭ”, – пояснили у оператора.

Также в Правила рынка внесены изменения, позволяющие финансировать uplift из тарифа на диспетчеризацию Укрэнерго. Сейчас решается вопрос о выделении средств на это в структуре указанного тарифа.

Обеспечено погашение около 40% объемов задолженности 2020 Укрэнерго в рамках ПСО перед ГП “Гарантированный покупатель” за счет привлечения кредитных средств на сумму 10,25 млрд. грн. от трех государственных банков (“Ощадбанк”, “Укргазбанк”, “Укрэксимбанк”).

По мнению Ирины Бересневой, большинство проблем решить не удалось. Но в течение второго года получили более дополнительных инструментов определения рыночной цены.

“На сегодняшний день эффективно работает “Украинская энергетическая биржа” на рынке двусторонних договоров. Считаю, что именно на цены, которые складываются в ходе торговых сессий, мы в дальнейшем ориентировать потребителя. В перспективе обязательно необходимо обращать больше внимания на механизмы формирования фьючерсных цен, что в ближайшее время будут предложены мощными поставщиками”, – сказала она.

Василий Гончарук отметил, что сейчас правительство и отраслевой регулятор НКРЭКУ внедряют ряд изменений, направленных на исправление ситуации с искривлением ценообразования. В частности, Минэнерго планирует сделать аукционы по продаже электроэнергии обязательными – заключать двусторонние договоры можно будет только через биржу. Сейчас часть договоров заключается между участниками направления. Но ценовую ситуацию всего объема заключенных двусторонних договоров участники рынка не знают, полной картиной обладает только биржа. Очевидно, что рынок нуждается в таком шаге, как изменение индикатора цен.

“Сейчас до сих пор индикатором цен для заключения сделок является рынок на сутки вперед и внутрисуточный рынок, на котором торгуется не более 20% от всей электроэнергии, а волатильность – около 300%. Поставщики неоднократно заявляли – более логичным было бы сделать индикатором рынок двусторонних договоров, волатильность которого обычно не выше 13%. Здесь мнению поставщиков уже услышали – Украинская энергетическая биржа, на которой заключаются двусторонние договоры, планирует сделать индикатор на основе средневзвешенной информации именно по этим соглашениям”, – отметил Гончарук.

Вторая проблема, на которую обратил внимание правительство и регулятор, по словам Гончарука – манипуляции во всех сегментах рынка (двусторонних договоров, рынка “на сутки вперед” и внутрисуточном).

Представители НКРЭКУ предупредили о введении с 1 июля 2021 административной и уголовной ответственности за манипуляции.

“Также надеемся, что в ближайшее время НКРЭКУ начнет работу над решением проблемы прогнозирования уровня небалансов в системе. Это создает неуправляемый дополнительное финансовое бремя для поставщиков. И, как следствие, ложится в стоимость ресурса и конечную цену для потребителя. Комиссия готовится к обсуждению с участниками рынка проекта постановления о введении почасовых профилей (типовых графиков) потребления. Если инициатива будет внедрена, это упорядочит планирование и участниками рынка, и конечными потребителями объемов своего потребления, а небалансы будет уменьшено”, – считает эксперт.

В самом НКРЭКУ, по словам Ольги Бабий, считают, что научились быстрее анализировать рынок и оперативно принимать меры по сезонных прайс-кепов.

“Мы стали более гибкие и набрались опыта по регулированию рынка с такими особенностями”, – сказала она.

Относительно прогнозирования небалансов, то Бабий отметила, что в течение второго года работы стало понятно, как работают особенности балансирующего рынка, несмотря на ковидные ограничения, стремительные рост и падение потребления.

“Но частично вопросы по балансирующем рынке решены. Хотя сейчас нас частично и сдерживает ПСО. Но основным достижением этого года стало то, что Энергоатом научился сам нормально торговать на рынке и более стабилизировался в своей торговой деятельности”, – отметила Бабий.

Вячеслав Коханов указал, что в части долгов за предыдущие периоды перед участниками рынка со стороны ГП Энергорынок, ситуация понемногу набирает движения в поиске инструментов решения. Проводится реструктуризация задолженности производителей электрической энергии, что позволяет сбалансировать работу генерирующих компаний, но до полного решения проблемы расчетов еще не дошли.

А относительно препятствования операторов системы распределения в переводе потребителей, благодаря мониторингу и вмешательством от НКРЭКУ, ситуация изменилась к лучшему, отметил Коханов.

“Некоторые частные случаи “препятствования” со стороны ОСР существуют, но это не имеет массовых признаков. Перевод потребителей стал проходить быстро, прозрачно, следовательно, следует считать, что регулятор изобрел действенный механизм влияния на ОСР. Конечно те ОСР, что еще с этим “заигрываются”, остались, но стали более осторожны в своих действиях”, – уточнил специалист.

Вызовы и проблемы второго года работы

В Укрэнерго отметили, что в январе-феврале 2021 основной проблемой стал дефицит в ОЭС Украины производства электроэнергии на АЭС и угольных ТЭС, который компенсировался за счет импорта из Беларуси и России.

“АЭС работали на пониженной нагрузке (суммарно 9-9,5 МВт на 10 МВт в январе-феврале 2020 года) из-за переноса на зиму части ремонтных работ энергоблоков. ТЭС, с одной стороны, из-за сниженной нагрузки АЭС, вынуждены были увеличить выработку электроэнергии и значительно быстрее, чем планировалось, срабатывали свои запасы угля, с другой стороны, на ТЭС наблюдался повышенный уровень аварийности”, – пояснили в компании.

Вместе с тем эксперты крупнейшими, хотя и не такими уж новыми, проблемами указали значительный рост долгов на рынке.

“На втором году имеем рост долгов перед инвесторами “зеленой генерации” – из-за ранее введенных экономически необоснованных тарифов и лишь частичное решение проблемы долгов предыдущих периодов. Также на текущий момент поставщики имеют существенные непогашенные долги со стороны оператора системы передачи за услуги балансировки и проданные объемы профицитов электрической энергии”, – отметила Ирина Береснева.

Василий Гончарук добавил, что в результате действия механизма ПСО накопились долги перед Энергоатомом и Укргидроэнерго. В частности, 2020 года Энергоатом получил чистый убыток в несколько миллиардов. Одна из главных причин – потери компании из-за несоответствия себестоимости производимой АЭС электроэнергии и цены, по которой Энергоатом в рамках режима ПСО поставляет ее для населения. Для возвращения долгов “Гарантированного покупателя” компания вынуждена прибегать к судебным процессам.

“Накопление долгов государственных компаний уже имеет последствия. Директор Энергосообщества Янез Копач недавно заявил, что сообщество не может сертифицировать оператора системы передачи НЭК “Укрэнерго”, пока не будет решена проблема с финансовым состоянием компании. А сертификация “Укрэнерго” является условием для интеграции украинской энергосистемы в ENTSO-E. То есть, сегодняшние перекосы на рынке становятся преградой к интеграции в европейскую энергосистему”, – напомнил Гончарук.

Также глобальной проблемой стала пандемия Covid-19, отметила Ирина Береснева. Она привела к снижению производства и прежде всего спроса.

“В результате мы получили законодательный запрет отключения и начисления штрафных санкций населению из-за задолженности, которая привела к росту долгов перед ПУП (поставщиками универсальной услуги), что, в свою очередь, привело к увеличению долгов перед генерацией и распределительными компаниями облэнерго по всей Украине”, – пояснила эксперт.

Вячеслав Коханов указал на “много ручного управления со стороны регулятора”, иногда вопреки рыночным механизмам регулирования рынка, что замедляет развитие энергорынка, делает невозможным прогнозирование финансовой деятельности компании.

“Это и постоянные изменения в формуле расчетов объемов финансовой гарантии, обеспечивающей деятельность поставщиков на балансирующем рынке и увеличения вклада на регулирование, а также ограничения по участию в покупке/продаже на всех сегментах рынка для трейдеров, что делает невозможным балансировать объемы покупки/продажи с фактическим потреблением или продажей электроэнергии”, – пояснил он.

Также Коханов добавил, что манипуляции в больших объемах со стороны отдельных участников рынка до сих пор существенно искажают рынок, а именно спрос/предложение и цену электроэнергии, что приводит к рискам каждого участника рынка и значительных потерь на небаланса.

Как решать накопившиеся проблемы

Василий Гончарук считает, что чем дольше действует ПСО, тем масштабнее будут последствия и тяжелее их преодоления. Соответственно, без поэтапного отхода от ПСО проблемы энергорынка не решить.

Ирина Береснева согласилась, что нужно экономически взвешенно подойти к вопросу ценообразования для населения. Также она отметила, что нужен законодательное разрешение отключения должников среди населения. И последнее, но не менее важное – необходимо пересмотреть политические интересы и для дальнейшего развития “зеленой генерации”, все же, смоделировать и ввести действующие механизмы закрытия долгов перед инвесторами, которые имели смелость вложить средства в развитие в Украине так называемой “зеленки” для сохранения экологии.

Вячеслав Коханов отметил, что влияние на решение большинства проблем энергорынка имеют НКРЭКУ и Министерство энергетики, но за счет одного инструмента все проблемы одновременно решить не удастся. По словам специалиста, рынок проходит период своего становления, ситуация постоянно меняется и единственный путь – это постоянное совершенствование, как законодательства, так и механизмов регулирования рынка.

По долгам и расчетам, эта проблема формировалась годами, и должна решаться на государственном уровне с привлечением государственных финансовых учреждений, возможно международных банков, которые оказывают финансовую поддержку во внедрении реформ в Украине, считает он.

Другие проблемы решаются путем внедрения прозрачных платформ купли продажи электрической энергии, внедрение электронных контрактов, где цена перестает определяться по общему методом (усредненно), считает Коханов.

“Вероятно, нужно определить предельные цены, которые генерация и трейдеры не будут нарушать, чтобы не приводить к убыточности генерирующие предприятия. Для генераций возможно вводить KPI по топливной составляющей в себестоимости электроэнергии. Также нужно совершенствовать механизмы управления спросом и предложением, а также прогнозирования баланса электрической энергии. После решения этих вопросов станет возможным запуск долгосрочных контрактов и других финансовых инструментов, которые сделают рынок более предсказуемым для всех игроков”, – пояснил специалист.

Ольга Бабий подтвердила тезис о необходимости эффективного прогнозирования потребления электроэнергии.

“Мы увидели, что наш рынок является очень сезонным. Чтобы он был устойчивый и экономически прогнозируемый – надо качественнее прогнозировать фактическую модель по выработке. Эта задача Министерства энергетики”, – отметила Бабий.

Валерий Ноздрин поддержал отмену прайс-кепов. Сначала это можно сделать на летний период, чтобы увидеть реальную ситуацию на рынке и уже тогда – планировать дальнейшие шаги.

Более комплексных решений требует решения вопрос “зеленых”, по его мнению.

“Крайне необходимо, наконец, ввести для них реальную ответственность за небалансы и перейти на аукционную модель. Об этом говорят уже не первый год, но, к сожалению, дальше разговоров пока не пошло”, – напомнил он.

Также эксперт указал на необходимость усовершенствовать рынок двусторонних договоров, чтобы все торговались на определенных организованных площадках.

“Также совершенствования требует система мониторинга. Все сделки должны быть прозрачными для регулятора, а это требует определенных законодательных изменений. Кстати, соответствующие предложения уже зарегистрированы в Раде”, – отметил Ноздрин.

В Укрэнерго добавили, что решением проблем стабильного прохождения отопительного сезона со стороны производителей электроэнергии на АЭС и ТЭС является выполнение графика ремонтов, который предусматривает проведение основной их части в теплое время года на фоне сезонного снижения энергопотребления. А также другие меры для заблаговременного обеспечения необходимыми объемами топлива на складах.

Заработает ли рынок эффективно на третий год

Ольга Бабий отметила, что эффективность дальнейшей работы рынка будет зависеть от эффективного прогнозирования производства и потребления электроэнергии и от модели и точности балансировки системы.

Но самым большим вызовом в НКРЭКУ видят другое.

“Перед нами, как перед регулятором, сейчас стоит большой вызов – мы ограничили импорт. И надо готовиться к работе в изолированном режиме синхронизации Укрэнерго в ENTSO-E. Мы должны сдать тест на соответствие дальнейшей синхронизации. На третьем году работы для нас это будет самый большой вызов”, – отметила Бабий.

Ирина Береснева считает, что третий год работы рынка электрической энергии должен иметь целью сбалансированное и взвешенное управление генерацией, экономически просчитанные модели по решению вопросов снижения долгов и нивелирования их дальнейшего накопления. А также – основательный подход к ценообразованию на электрическую энергию для населения и максимальное снижение нагрузки на производителей Украины из-за завышенных тарифов, которые являются составными стоимости электроэнергии. А участники рынка электроэнергии должны добросовестно выполнять свои обязанности, опираясь на законодательную базу, которую срочно нужно доработать.

Василий Гончарук считает, что эффективная работа рынка в будущем зависит от того, какие шаги и как быстро будут сделаны правительством для устранения главного перекоса рынка – искусственного регулирования цен на электроэнергию для категорий населения и юрлиц с разрешенной к использованию мощности на уровне 50 кВт.

“Путь к этому один – постепенное сворачивание режима ПСО, а параллельно – приведение цены для населения до рыночного уровня. Непопулярный шаг, который оттягивает правительство. Первый этап повышения правительство в этом году откладывало дважды, не решившись поднять цены 1 апреля и 1 мая в пик очередного всплеска ковида. Пока нет окончательного решения – по состоянию на 11.06 конкретики ни о сроках повышения, ни о его уровне, представители правительства и министерства не озвучивают. Поскольку правительство рассматривает несколько подготовленных НКРЭКУ сценариев, можно предположить, что в этом году состоятся или два повышения цен на 15% каждое, или одно больше резкое”, – прогнозирует эксперт.

В Укрэнерго соглашаются, что ключевым вопросом является окончательное решение проблемы задолженности на рынке электроэнергии и совершенствования механизма ПСО таким образом, чтобы исключить неэффективную работу компаний, которые выполняют его, а также установить защищенные постоянные источники финансирования для разницы в расходах в пределах ПСО.

“В части ПСО для населения одним из вариантов для решения может быть введение финансовой модели ПСО. В ней все объемы электроэнергии покупаются/продаются по рыночной цене на всех сегментах рынка, а разница в стоимости при реализации электроэнергии населению компенсируется за счет дополнительной прибыли государственной генерации с низкой себестоимостью (АЭС и ГЭС)”, – считают в компании.

Вячеслав Коханов считает, что эволюционный путь развития рынка электроэнергии возможно ускорить и нужно прилагать усилия, чтобы это сделать, но перепрыгнуть с первого этапа раскрытия рынка на этап зрелого рынка без всех тех ошибок и принятых по ним решений, которые затем формируют практику, не представляется возможным.

“Рынок работает, можем сказать, что это произошло. Далее следует его совершенствовать, поэтому следует ожидать от Министерства, КМУ и НКРЭКУ именно логических усовершенствований в регуляторной среде”, – отметил Коханов.

В итоге рынок электроэнергии ждет трех вещей: финансового оздоровления, устоявшихся правил и четкого прогнозирования энергетического баланса Украины одновременно с развитием генерирующих, маневровых и накопительных мощностей в соответствии с потребностями потребления. (Янина Ткачук, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)

(ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ. Проголосуйте сами и посмотрите итоги голосования – https://poll.app.do/3204985)

Добавить комментарий