Почему при почти одинаковых условиях развития “зеленой” генерации Турция наращивает мощности, а Украина никак не может выйти из кризиса.
В многочисленных манипуляциях в украинском медийном пространстве относительно “зеленого” тарифа часто используют нарративы: “высокий тариф в Европе”, “причина экономической и энергетического кризиса”, “очередная схема незаконного обогащения” и едва не “причина тарифного геноцида населения”.
Ироничным является то, что политики и “эксперты” так же запугивают население относительно других процессов, которые происходят в других отраслях, меняя только ключевые слова.
То есть для защиты исключительно собственных интересов в различных сферах экономики используются хорошо отредактированные “страшилки”.
Но если “зеленый” тариф настолько опасен для экономики, то почему его применяют во всем мире? Но надо заметить, как и в традиционной энергетике, для каждого энергетического источника есть свой экономически обоснованный тариф.
Применение “зеленого тарифа” в каждой стране имеет определенные особенности. Наиболее подобным украинского механизма “зеленого” тарифа за выработанную электроэнергию за счет энергии ветра является турецкий вариант из нескольких главных причин:
1) в обеих странах размер “зеленого” тарифа привязан к иностранной валюте (в Украине к евро, а в Турции к доллару США)
2) в обеих странах долгое время применялся исключительно механизм для поддержки развития ВИЭ, в отличие от других стран, где параллельно действовали несколько механизмов (в Украине “зеленый” тариф введен в 2009 г., а в Турции в 2011);
3) в ближайшее время новые объекты ВИЭ не смогут получить “зеленый” тариф (в Турции с 30 июня 2021 г., а в Украине солнечные (СЭС) и ветровые электростанции (ВЭС) с конца 2021 и 2022 г. соответственно).
Чего страны достигли благодаря “зеленому” тарифу?
Если механизмы настолько похожи, то почему это привело к столь различных результатов в обоих случаях?
Сравнивать закрепленные в законодательстве размеры украинского “зеленого” тарифа с турецким (как и с европейским), как это любят делать украинские “эксперты”, неуместно.
Важно сравнивать способ и контекст применения “зеленого” тарифа. В украинском случае размер “зеленого” тарифа варьируется в зависимости от вида генерации (ветровая, солнечная, биоэнергетика и т. д.), мощности станции и даты ее ввода в эксплуатацию.
В Турции размер “зеленого” тарифа не зависит от мощности станции, то есть он одинаков, как для крупной промышленной ВЭС, так и для ветротурбины, которая обеспечивает электроэнергией отдельное домохозяйство.
Например, в Украине текущий размер “зеленого” тарифа для новых ВЭС мощностью более 2 МВт составляет 8,8 евроцентов за кВт-ч, а для ВЭС мощностью до 2 МВт составляет менее 6 евроцентов за кВт-ч.
Зато в Турции, он составляет 7,3 долларовых цента за кВт-ч (около 6,13 евроцентов за кВт – ч) для всех ВЭС.
Но здесь стоит отметить, что в обеих странах существует система надбавок за использование оборудования местного производства, то есть те объекты ВИЭ, на которых установлено более 50% оборудования национального производства получают дополнительную плату за произведенную электроэнергию.
Турецкое правительство приложило значительные усилия для стимулирования развития национального производства оборудования для объектов ВИЭ, в частности за счет многочисленных программ финансирования или наложения в 2017 г. дополнительных пошлин на ввоз иностранного оборудования.
В результате, Турция имеет собственное производство, и ряд объектов ВИЭ получает надбавку, которая варьируется от 0,6 до 3,7 долларовых цента за кВт-ч (около от 0,42 до 3,11 евроцентов за кВт-ч).
Зато в Украине, при отсутствии государственной поддержки развития производства оборудования ВИЭ, ветроэнергетического сектора, например, на сегодня есть только одна компания-производитель ветроэнергетического оборудования.
То есть, уровень турецкого “зеленого” тарифа для объектов ВИЭ напрямую зависит от происхождения использованного оборудования, и может быть в отдельных случаях выше, или ниже, чем для аналогичных украинских объектов.
Так у кого же дороже “зеленый” тариф? По данным Международного энергетического агентства (МЭА), Турция выплатила по “зеленому” тарифу в 2019 году 6410000000 долларов США (около 175 430 000 000 грн.) для 741 объекта ВИЭ общей мощностью 20,9 ГВт, то есть средневзвешенные затраты на “зеленому” тарифу на условный 1 МВт установленной мощности ВИЭ составляет 8390000 грн. в год.
Зато в Украине, по данным ГП “Гарантированный покупатель” (ГарПок), с 2020 г. правительство должно выплатить 48 млрд. грн. для 7737 МВт установленной мощности ВИЭ, которым установлен “зеленый” тариф, то есть затраты на 1 МВт “зеленой” мощности стоит около 6200000 грн.
Таким образом, несмотря на официально низкие ставки “зеленого” тарифа в Турции, турецкий “зеленая” электроэнергия фактически стоит больше, чем в Украине.
Так стал такой “высокий” зеленый “тариф причиной” тарифного геноцида “в Турции для населения, которым так пугают украинский?
По данным Евростата, в 2011 г., когда начал применяться “зеленый” тариф в Турции, стоимость электроэнергии для населения составляла 12,18 евроцентов/кВт-ч, а в 2020 г. – 8,22 евроцентов/кВт-ч.
То есть цена на электроэнергию снизилась на 32% притом, что развитие ВИЭ и соответствующий уровень выплат по “зеленому” тарифу рос в геометрической прогрессии.
Это стало возможным благодаря установке для потребителей рыночных цен на электроэнергию, обеспечивает адекватную и эффективную работу рынка и всех его механизмов.
Зато функционирования рынка электроэнергии в Украине до сих пор происходит с “советским привкусом”, ведь политики искусственно занижают стоимость электроэнергии для населения, пока втрое ниже, чем в Турции, и в разы ниже цены в странах ЕС.
Текущие тарифы не покрывают даже себестоимость производства электроэнергии, что делает невозможным дальнейшее развитие энергетики Украины.
Но нам следует, наконец, понять, что сдерживание цен на электроэнергию от политиков – это не защита интересов населения, а защита интересов тех же политиков, которые зарабатывают этим политические баллы на следующие выборы.
Это не значит, что наши граждане экономят средства на электроэнергии, ведь мы вынуждены покупать товары по завышенным ценам. Это объясняется тем, что украинская промышленность покупает электроэнергию по рыночным ценам, значительно выше, для бытовых потребителей, и закладывает ее в стоимость своих товаров. То есть, все, что мы сэкономили в платежках, мы платим в супермаркетах.
Более того, украинцы через несколько лет могут просто остаться без света, ведь большинство генерирующих мощностей Украины чрезвычайно устаревшие и в ближайшие 10 лет должны быть сняты с эксплуатации. И в этом опять будет виновата “зеленая” энергетика?
Турция, которая еще в 2016 г. была на 60% зависима от импорта энергоресурсов, именно благодаря развитию ВИЭ хочет достичь своей энергетической независимости.
С целью функционирования сектора возобновляемой энергетики исключительно на рыночных отношениях, правительство Турции проводит аукционы по ВИЭ. То есть, “зеленый” тариф получит тот производитель из ВИЭ, который предложит самую низкую ставку на аукционе (так же как предусмотрено в законодательстве Украины).
По данным МЭА, уже было проведено 3 аукциона, на которых “разыгрывался” 1 ГВт для СЭС и по 1 ГВт для ВЭС.
Результаты аукционов были впечатляющими: победные ставки для СЭС – 6,99 долларовых цента за кВт-ч (около 5,87 евроцентов/кВт-ч), а для ВЭС – от 3,48 до 4,56 долларовых цента за кВт-ч (близко от 2,92 до 3,83 евроцентов/кВт-ч), что в 2-3 раза меньше текущего уровня “зеленых” тарифов.
Но главным условием проектов является то, что они иметь не менее 65% оборудования местного производства, а инвесторы обязаны дополнительно инвестировать в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, будет способствовать дальнейшему инновационному развитию страны.
Такой механизм поддержки развития ВИЭ оказался настолько выгодным для правительства, Министр энергетики Турции в конце мая 2021 заявил, что до конца года будет разыграно еще по 2 ГВт солнечных и ветровых мощностей. Похоже это на негативное влияние на экономику страны?
В Украине также предусмотрена законодательством аукционная система по поддержке ВИЭ, начало функционирования которой откладывается уже более 2 лет.
Причиной является даже не ничтожно низкие квоты на государственную поддержку в 2021 г. (например, для ВЭС – 150 МВт), которые были анонсированы Министерством энергетики Украины. Главной проблемой является отсутствие здорового и конкурентного рынка электрической энергии.
Пока рынок контролируется монополистами и для них принимаются рыночные правила, цивилизованные и экономически выгодные рыночные механизмы никогда не смогут работать в Украине.
Правительство Турции смог создать благоприятные условия для инвесторов путем обеспечения самого главного – стабильности и предсказуемости.
Турецкие банки предоставляют долгосрочные ссуды инвесторам, правительство обеспечивает своевременные и полные выплаты, рынок электрической энергии работает прозрачно и эффективно, а инвесторам предоставляются освобождение от налога на добавленную стоимость и некоторых таможенных пошлин, в зависимости от уровня их инвестиций.
По состоянию на 1 января 2021 к энергетической системе Турции было присоединено более 9 ГВт ветровых мощностей.
В Украине, несмотря на добровольное согласие инвесторов в 2020 г. на сокращение размера “зеленого” тарифа, в обмен на обещание правительства погасить долги 2020 г. и стабилизировать текущие выплаты за произведенную электроэнергию, этого так и не произошло.
Несмотря на ряд юридически закрепленных обязательств, украинское правительство до сих пор не рассчитался с производителями из ВИЭ за произведенную электроэнергию 2020 г. (по данным ГарПоку, уровень задолженности составляет 34%) и продолжает накапливать задолженность за 2021, что угрожает дальнейшему развитию всей отрасли.
Такая ситуация имеет цепную реакцию со стороны финансовых учреждений. Так, в ответ на обращение Украинской ветроэнергетической ассоциации (УВЭА), украинские национальные банки, которые ранее финансировали отрасль возобновляемой энергетики, а именно: “Ощадбанк”, “Приватбанк”, “Укрэксимбанк” и “Укргазбанк” сообщили, что они не планируют предоставлять займы для инвесторов в ВИЭ именно из-за кризиса неплатежей и непредсказуемость действий украинского правительства.
Более того, сейчас Верховная Рада рассматривает законопроект о введении акцизного налога на продажу электроэнергии из ВИЭ, что является очередным нарушением всех договоренностей с инвесторами.
О своем намерении остановить инвестиции в ВИЭ в Украине из-за систематического нарушения правительством своих обязательств и планов ввести дополнительный налог на “зеленую” генерацию в виде акциза в начале июня объявила и Северная экологическая финансовая корпорация NEFCO Финляндия.
Такая непоследовательная и хаотическая деятельность правительства привела к спаду инвестиционной привлекательности Украины, ведь, по данным НБУ, впервые с 2015 г. в нашей стране зафиксирован отток инвестиций, который в 2020 г. составил 868 200 000 долларов. Вот именно это и может стать причиной экономического кризиса со всеми ее негативными последствиями для населения.
Как показывает опыт Турции, применение механизма “зеленого” тарифа в фактически идентичных с Украиной условиях привело к экономическому развитию, обеспеченного плодотворным сотрудничеством государства и инвесторов.
Зато украинские чиновники устраивают “охоту на ведьм”, всячески усложняя развитие отрасли ВИЭ в интересах ограниченного круга заинтересованных лиц. (Андрей Конеченков, председатель правления УВЭА; соавтор Сергей Качан, аналитик Украинской ветроэнергетической ассоциации. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)