Бурштынская ТЭС Ахметова использовала около 800 тыс. т угля для экспорта электроэнергии в Европу. Склады государственных шахт переполнены углем, который не вывозится на тепловые электростанции. В это же время склады ТЭС имеют рекордно малые запасы угля перед отопительным сезоном.
По состоянию на 1 сентября, на складах тепловых электростанций генерирующих компаний (ГК ТЭС) находится 740 тыс. т угля вместо 1600 тыс. т в соответствии с требованиями Минэнерго.
Согласно информации системного оператора НЭК “Укрэнерго”, с июня запасы на складах уменьшаются.
Тепловая генерация и Минэнерго утверждают, что причиной такой ситуации стала низкая цена электроэнергии на рынке. «БизнесЦензор” разбирался, действительно ли это так.
Осенью каждого года, перед отопительным сезоном, тепловая генерация распространяет информацию о сложной ситуации с углем на складах ТЭС. Она требует государство вмешаться, чтобы обеспечить оборотные средства для покупки угля.
Осенью, когда увеличивается производство “зеленой” генерации, оказывается, что уголь некуда девать. Лоббисты “тепловиков” требуют у государства вмешаться, чтобы обеспечить реализацию угля по “рыночным” ценам.
Около 70% выработки электроэнергии ГК ТЭС контролирует холдинг ДТЭК Рината Ахметова. Он добывает около 80% угля в стране.
История вопроса
Из-за теплой зимы 2019-2020 гг. осенью 2020 г. на складах ТЭС накопились большие остатки угля.
А падение потребления электроэнергии (э/э) во втором квартале 2020 г. из карантинных мероприятий совпало со значительным ростом “зеленой” генерации. Все это привело к профициту и низким ценам на нее. В результате уголь некуда было девать.
С апреля 2020 Кабмин даже ввел заградительные пошлины на импорт энергетического угля “газовой” группы по России в размере 65%. Оно действует до конца 2021 г.
Перед зимой 2020 г. Украина накопила рекордный уровень угля на складах ТЭС. Но они были сработаны уже к январю 2021 г. Подвоза угля не было.
И в январе-феврале системный оператор Укрэнерго закупал аварийную помощь из Беларуси из-за нехватки угля в Украине.
В апреле-мае 2021 прогнозируемо возник профицит э/э из-за весенней активности “зеленой” генерации. Это в очередной раз привело к обвалу цен.
В начале июля обвал цен на э/э спровоцировал ДТЭК, снизив спрос на ценообразующем рынке на сутки вперед (РДН).
С тех пор майские и июльские низкие цены на э/э лоббисты ДТЭК используют, как пример “манипуляций трейдеров, которые привели к убыткам предприятия, которые теперь не могут заплатить за уголь”.
Под давлением лоббистов поколения, в первую очередь – ДТЭК, в 2021 г. Нацкомиссия по регулированию энергетики (НКРЭКУ) сделала несколько шагов по ограничению конкуренции на рынке электроэнергии.
В мае был запрещен импорт электроэнергии из России и Беларуси.
В июле была установлена минимальная цена продажи э/э на РДН.
С августа было повышено ограничение максимальной цены продажи э/э на РДН с 2500 до 4000 грн./МВт-ч.
С сентября был ограничена продажа э/э на РДН поставщиками и трейдерами на уровне 10% от объема, закупленного ими по двусторонним договорам.
Все это привело к росту цены электроэнергии в августе на 50%. Средние цены выросли до 2,2-2,3 тыс. грн./МВт-ч. Еще в июле они были на уровне 1,5-1,6 тыс. грн./МВт-ч.
Что происходило с углем
В 2021 г. украинская экономика показала рост из-за повышения цен на основную экспортную сырье страны – железную руду и зерно.
Выросло потребление электроэнергии. За первое полугодие 2021 потребление увеличилось на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.
В три раза выросла мировая цена на уголь: с $50 за тонну в 2020 г. до $150 в 2021.
Впрочем, Украина добывает более 70% угля для своих ТЭС. Импорт обычно требуется только для антрацитовой группы, не добывается в Украине.
Себестоимость добычи угля без значительных изменений и составляет около 1300-1500 грн. за тонну ($55) на объединении шахт – ДТЭК Павлоградуголь.
Главное, что добыча угля тоже выросла. В общем, за первое полугодие 2021 в Украине было добыто на 16%, или на 2 млн. т угля больше, чем за аналогичный период 2020 г.
Добычу увеличили и ДТЭК Павлоградуголь Ахметова, и шахты в сфере управления Министерства энергетики.
Минэнерго это удалось за счет шахт объединения Добропольеуголь, от аренды которого ДТЭК отказался в ковидном 2020 г.
То есть, добыча угля в стране увеличился. Почему его не хватает?
Сколько угля “съел” экспорт?
Коммерческий экспорт электроэнергии возможен только в Европу с Бурштынского энергоострова.
Россия запретила украинский экспорт э/э. В Беларусь экспорт возможен только после политических переговоров с диктатором Александром Лукашенко. Молдова если и закупает украинскую э/э, то в не больших объемах.
Бурштынский энергоостров (БУОС) – это условная территория, на которой расположены электрические сети ДТЭК Бурштынская ТЭС.
БУОС находится в пределах Закарпатской, частично Ивано-Франковской и Львовской областей. Там проживают около 3 млн. населения. Остров синхронизирован с европейской энергосистемой.
Почти год коммерческий экспорт э/э в Европу был очень низким. С апреля 2020 г. в Европе упали цены на электроэнергию через карантинные мероприятия.
Но через монополию ДТЭК в БУОС, где Бурштынская ТЭС производит около 90% э/э, цены на электроэнергию там не падали.
Поэтому ДТЭК стало невыгодно экспортировать э/э. Выгоднее было продавать ее в Украине.
Такая ситуация продолжалась с апреля 2020 по март 2021, когда цены на э/э в Европе выросли и экспорт из БУОС восстановился.
Соответственно, ДТЭК Бурштынская ТЭС начала усиленно сжигать уголь с ДТЭК Павлоградуголь.
Это хорошо видно на данных Минэнерго по потреблению Бурштынской ТЭС в 2021 г. по сравнению с 2020.
Например, в апреле 2020 г., когда экспорта практически не было, БуТЕС сожгла 160 тыс. т угля. А в апреле 2021, когда осуществлялся экспорт – 330 тыс. т угля.
В общем, с марта по август БуТЕС сожгла на 800 тыс. т угля больше, чем за аналогичный период 2020 г.
Это обусловлено тем, что с марта экспортировать уголь в ЕС по проводам стало намного выгоднее, чем продавать в Украине.
А с августа, когда цены в Объединенной энергосистеме (ОЭС) Украины значительно выросли из-за ограничений конкуренции, ДТЭК подсоединил три энергоблока БуТЕС в ОЭС, чтобы увеличить выручку.
Только в августе ДТЭК начал публиковать сообщения о начале импорта угля. Так, начался импорт угля из Казахстана в неизвестных объемах.
320 тыс. т ДТЭК импортирует из Польши. Скорее всего, этот объем пойдет на БуТЕС, а оттуда, в качестве электроэнергии, будет реэкспортирован в Европу.
Еще 75 тыс. т угля (одна лодка) ДТЭК вместе с Центрэнерго везет с США.
То есть вместо того, чтобы обеспечить энергетическую безопасность страны, ДТЭК сжигал дешевый уголь собственной добычи для экспорта электроэнергии.
Затем корпорация добилась увеличения цены на электроэнергию внутри страны административными методами. И чтобы оправдать причины этого увеличения, начался импорт угля, заявленные объемы которого составляют около половины от “экспортируемого по проводам”.
Логистика
Главной проблемой наполнения складов ТЭС в августе являются не деньги и даже не наличие угля в Украине, а возможность его доказать.
Положительное сальдо между объемами поставки и расходов угля было только с марта по июнь.
В межсезонье, максимальный прирост угля на складах достигал 350 тыс. т в месяц. Но с началом отопительного сезона, обычно идет срабатывание угля, несмотря на большие объемы поставки. До 300 тыс. т в месяц в зависимости от температуры.
То есть, имея около 750 тыс. т на складах ТЭС, до октября Украина никак не сможет накопить минимально необходимые 2 млн. тонн угля на складах.
Почему? На конец лета – начало осени приходится пик железных перевозок грузов. Агрохолдинги вывозят в порты зерно, горно-обогатительные комбинаты – руду.
В Укрзализныце не хватает полувагонов для перевозки угля.
Так, в конце августа профсоюз ГП “Добропольеуголь-добыча” сообщил, что склады шахт переполнены. Уголь не вывозится из-за нехватки железнодорожных вагонов.
В июле из-за перезатаривания складов едва не остановились шахты Алмазная и Добропольская.
В то же время, 2 сентября из-за недостатка угля остановилась Калужская ТЭЦ, которая работает в БУОС.
Одна из причин сложной логистики – длинное транспортное плечо. При СССР тепловые электростанции строились рядом с шахтами, которые добывали для них проектное топливо.
Так, источником угля для БуТЕС были объединения Львов- и Волыньуголь, которые сегодня находятся в управление государства. Но с 2016 г. ДТЭК отказался покупать уголь у государственных предприятий.
ДТЭК везет уголь из своих шахт на востоке Днепропетровской области на БуТЕС – во Львовскую. А государственное Центрэнерго везет угля из Львовской и Волынской областей в Киевскую (Трипольская ТЭС), Харьковской (Змиевская ТЭС) и Донецке (Углегорская ТЭС) области.
Также дефицит вагонов: в январе 2021 Укрзализныця отдала часть свох вагонов в аренду на долгосрочной основе “Метинвест-Шиппинг” Ахметова.
В решении Совбеза, которое президент Владимир Зеленский ввел в действие 28 августа своим указом №452 , указано, что для угля вагоны должны предоставляться в первую очередь.
Но за месяц до начала отопительного сезона эта мера ситуацию не спасет.
Чего ждать
Очевидно, этой зимой будет ощущаться дефицит генерирующих мощностей. В первую очередь, это приведет к дефициту электроэнергии и повышение ее цены.
В случае критического состояния – увеличение потребления через холодные температуры – правительство может разрешить импорт электроэнергии из РФ или Беларуси.
Крайний шаг – использовать природный газ госкомпании НАК “Нафтогаз Украины” для производства электроэнергии. Исходя из нынешних цен на газ – около $550 за тысячу кубов – его использование обойдется раз в 5 дороже, чем импорт угля. (Сергей Головнев, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)