В Украине уже нынешней осенью могут значительно повысить цены на отопление и другие коммунальные услуги. Это связано со стремительным подорожанием газа, но не только. При этом есть способы избежать роста тарифов, но они несут в себе потенциальные риски для всех украинцев. “Апостроф” разбирался, как решить проблему.
Столичные тепловики заявляют, что уже нынешней осенью отопление в Киеве может значительно подорожать.
“В условиях подорожания газа для предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ) тарифы на тепло в Киеве уже этой осенью могут вырасти почти на 40%”, – говорится в сообщении коммунального предприятия “Киевтеплоэнерго”.
То есть, если в прошлый осенне-зимний период киевская семья платила за отопление порядка 1000 грн. в месяц, уже в будущем ноябре цифра в платежке будет больше похожа на 1400 грн. Если в предыдущем отопительном сезоне семья за тепло отдавала 1500 грн., то теперь придется раскошеливаться на 2100 грн.
И это – только на отопление. “Киевтеплоэнерго”, как и другие компании ТКЭ, обеспечивает своих потребителей также горячей водой, соответственно, подорожает и она. Причина та же – цена газа, от которой на 80% зависит себестоимость тепловой энергии и горячего водоснабжения.
А цены на газ растут просто рекордно. В начале сентября на европейских хабах стоимость топлива превысила 600 долларов за 1 тысячу кубометров. Для сравнения, в 2020 г. цены на газ падали ниже 100 долларов/1 тыс. куб. м, а на отдельные спотовые контракты – ниже 40 долларов/1 тыс. куб. м.
Причин роста стоимости топлива несколько, и одной из них является то, что Россия, лоббируя скорейший ввод в эксплуатацию газопровода “Северный поток-2”, по сути, держит Европу на сухом газовом пайке, пользуясь тем, что сжиженный газ сейчас в основном уходит на азиатские рынки из-за тамошней более благоприятной ценовой конъюнктуры.
Кроме того, по последним данным, у “Газпрома” сейчас просто не хватает ресурса для удовлетворения потребностей европейских потребителей. Соответственно, даже если скандальный газопровод начнет работу уже в этом году, далеко не факт, что газа в Европе будет достаточно, и цены на него снизятся.
Где взять дешевый газ
Украина около трети объема своего потребления газа обеспечивает за счет импорта (в 2020 г. было импортировано 9,2 млрд. куб. м газа при годовом потреблении 29,8 млрд. кубов) и закупает топливо по ценам европейских хабов.
Но есть газ собственной добычи. Более 70% всей отечественной газодобычи обеспечивает государственная компания “Укргаздобыча” (“дочка” НАК “Нафтогаз Украины”). В 2020 году компания добыла 14,23 миллиарда кубов (общий объем добычи газа в Украине составил 19,74 миллиарда кубов).
В “Киевтеплоэнерго” считают, что единственная возможность не повышать тарифы на отопление – дать возможность компаниям ТКЭ закупать газ у “Укргаздобычи” по “справедливой цене”, то есть по более низкой, чем сейчас.
В настоящее время, напомним, предприятиям теплокоммунэнерго газ продает “Нафтогаз” по цене 7,42 гривны за 1 кубометр (или 7420 грн. за 1 тысячу кубометров). При этом, по словам главы НАК Юрия Витренко, эта цена в три раза ниже стоимости газа на споте.
Даже с учетом тарифа на распределение, цена газа для ТКЭ составляет сегодня порядка 9500 грн. за тысячу кубов, что все равно существенно ниже рынка.
Но есть ли возможность, чтобы “Киевтеплоэнерго” и другие компании ТКЭ перешли на прямые закупки газа у “Укргаздобычи” (УГД)?
Координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ гражданской сети “Опора” Татьяна Бойко сомневается, что УГД будет поставлять топливо тепловикам напрямую.
“Но, даже если будет, кто сказал, что цена при этом окажется ниже? – сказала она в комментарии “Апострофу”. – Хотя в нашей стране всякое может быть”.
При этом, по словам эксперта, для большинства ТКЭ условия действующих договоров на закупку газа являются совершенно неприемлемыми в том, что касается лимитов, предоплаты, штрафов, хотя сами цены, которые предлагает “Нафтогаз”, действительно ниже рыночных.
Впрочем, “Укргаздобыча”, по крайней мере, теоретически, может перейти на прямые поставки в адрес теплокоммунэнерго и продавать им газ по цене “себестоимость +” . “Возможно, это и позволит не повышать тарифы”, – отметила Татьяна Бойко.
С этим согласен глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко. По его словам, если посмотреть отчеты УГД за прошлые годы, то в них себестоимость добычи газа составляла около 50 долларов за 1 тысячу кубометров (1345 грн. по текущему курсу).
“Поэтому, если УГД не будет продавать газ через НАК “Нафтогаз Украины”, они смогут реализовывать газ со всеми расходами на развитие, новые скважины и другое не дороже 100 долларов (2690 грн.) за 1 тысячу кубических метров, – сказал эксперт изданию. Даже, если мы добавим еще некоторые расходы, в том, числе, налоги, то цена может быть на уровне до 4000 грн. (за 1 тысячу кубов). И она устроит все тепло коммунэнерго, потому что в себестоимости утвержденных тарифов для ТКЭ стоимость газа заложена на уровне 5000-5500 грн./1 тысяча кубометров”.
Бюджет недосчитается доходов
Таким образом, получается, что проблема решается очень просто. Значит, повышение тарифов отменяется?
На самом деле, все несколько сложнее.
Во-первых, далеко не факт, что “Укргаздобыча” согласится (а, точнее, что ей позволит материнская компания) продавать газ ТКЭ по ценам, близким к себестоимости, как уже было сказано выше.
Во-вторых, есть еще несколько моментов, которые не лежат на поверхности, но от этого они не менее важны.
УГД, которая уже несколько лет подряд сокращает объемы газодобычи, несмотря на ранее утвержденные планы по ее наращиванию (пресловутая программа “20/20”, согласно которой в 2020 г. компания должна была выйти на годовой показатель добычи в 20 миллиардов кубов), постоянно жалуется на нехватку средств, которые ей необходимы для разведки и разработки новых месторождений, так как ныне действующие уже истощены на 80%.
Снижение собственной газодобычи повлечет за собой необходимость увеличивать импорт. При этом снижение транзита газа через Украину вследствие введения в эксплуатацию “Северного потока-2” создаст потенциальную угрозу для газообеспечения нашей страны, которая во многом получает топливо по схеме “виртуального реверса”. Где тогда Украина будет брать необходимый ей газ?
“Неужели опять у России?” – задается риторическим (или не совсем) вопросом Татьяна Бойко.
Кроме того, отмечает она, если цены на газ для ТКЭ будут снижены, украинский бюджет недополучит значительные средства от “Нафтогаза”, в состав которой входит “Укргаздобыча”, так как НАК является одним из крупнейших налогоплательщиков страны (в 2020 году “Нафтогаз” заплатил в бюджет 141,5 миллиарда грн. – “Апостроф”).
А бюджет – это зарплаты, пенсии (Пенсионный фонд получает миллиардные субсидии из госказны), субсидии. Учитывая, что госбюджет Украины и без того хронически дефицитный, в случае недопоступлений по доходной части резать “социалку”, скорее всего, не будут, так как это – защищенные бюджетные статьи, но, в который раз, “заморозят” расходы на строительство и ремонты школ, детских садов и больниц.
Заплатим в любом случае
Таким образом, мы вернулись к тому, с чего начали – к вопросу о том, можно ли обойтись без повышения тарифов на отопление – в ближайший отопительный сезон и в последующие годы?
“Я не вижу, как полностью избежать роста (тарифов) – проблемы накапливались годами, поэтому легко не получится”, – говорит Татьяна Бойко.
Олег Попенко также не особо оптимистичен, но у него есть рецепт. “Нужно, в первую очередь, меньше потреблять, – заявил эксперт. – Потери тепла от производства до многоквартирного дома составляют более 60%. При этом элементарно установить индивидуальные тепловые пункты в каждом многоквартирном доме, что уменьшит потребление тепла от 20% до 40%”.
Это уже не говоря о том, что украинцы в своей массе платят за услуги ЖКХ больше, чем жители других европейских стран, если учитывать уровень доходов.
При этом государство делает недостаточно в плане повышения энергоэффективности. По словам Попенко, Украине нужна программа реновации жилого фонда по примеру Польши: “Мы можем достаточно быстро повести модернизацию жилищного фонда и уменьшить потребление (тепловой энергии – “Апостроф”) в домах”.
Других способов сдерживать тарифы практически нет, добавил он.
Но быстро провести реновацию домов – это все равно не через месяц. А цены на отопление – и, будем откровенны, на все прочие коммунальные услуги – нам грозят повысить уже этой осенью. Что же остается?
А остается то, что власти уже проделывают не первый год – все расходы по перекрыванию нерыночных тарифов для населения перекладывать на бизнес и других небытовых потребителей (а это, кстати, и школы, и детсады, и больницы).
Такое решение, например, принято в Киеве. “Они оставляют старые цены для населения, при этом для бизнеса поднимают их почти на 70%”, – говорит Олег Попенко.
Но это возможно только в столице и крупных городах.
“А что делать в тех городах, где нет бюджета, где ТЭЦ в совсем плохом состоянии, где нет возможности взять предоплату, где нет средств, чтобы отремонтировать оборудование и заменить сети, где нет бизнеса, на который можно переложить тарифы? – говорит эксперт. – Таких городов у нас десятки. Там отопительный сезон будет начинаться в ноябре-декабре, и как бы мы с такой политикой не получили второй Алчевск (зимой 2006 года система отопления Алчевска в Луганской области практически полностью замерзла, в результате чего была объявлена чрезвычайная ситуация государственного уровня), где потом всей Украиной восстанавливали систему теплоснабжения”.
Но, даже там, где бизнес есть, и на него переложат все расходы на отопление и другие коммунальные услуги, тоже есть серьезные риски. Кстати, речь идет не об олигархах, а о мелких и средних предпринимателях. Учитывая, что пандемия коронавируса все никак не закончится, а в ноябре – аккурат к отопительному сезону – Украине обещают новый локдаун, во время которого снова закроют кафе, маленькие магазины и парикмахерские, повышение тарифов для них будет “очень кстати”.
В связи с этим бизнес – тот, что выживет, – будет вынужден повышать цены на свои товары и услуги. А платить, опять-таки, придется обывателям. То есть, нам с вами. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)