Рыночная цена на газ снова прыгнула вверх. И хотя власть применила определенные механизмы, чтобы не допустить значительного подорожания тепла для украинцев, эти регуляторные шаги не дали нужного эффекта и привели к проблемам в ТКЭ. Теплокоммунэнерго предупреждают о возможных забастовках тепловиков и, если не начать решать проблемы, – наше теплоснабжение не выйдет из тупика.
Kosatka.Media побывала на нескольких мероприятиях, в частности – на экспертной дискуссии “Отопительный сезон 2021-2022: ключевые проблемы и вызовы” и обсуждении Energy Freedom на тему “Готовы ли города к отопительному сезону 2021-2022?”, пообщалась с экспертами лично, проанализировала ситуацию и подготовила для вас главные факты и комментарии о том, что происходит и чего ждать.
ТКЭ жалуется, газ дорожает, теплоснабжение под угрозой
Предприятия ТКЭ заявили, что накануне начала нового отопительного сезона их деятельность оказалась под угрозой. Причин, которые создали такую ситуацию несколько, но главные – выросла цена на газ, и изменились условия закупки газа для предприятий ТКЭ.
Причем об угрозе для отечественного теплоснабжения начали говорить еще в июле. Тогда же Укртеплокоммунэнерго выступило с заявлением-прогнозом, что с 1 октября тарифы на отопление в Украине могут вырасти до 40%.
Поэтому по порядку о проблемах.
Как пояснил в комментарии исполнительный директор Ассоциации энергоэффективности городов Украины Святослав Павлюк, у нас появилось три цены на газ.
Первая – для населения – 7,8 грн./куб. м. По этой цене, фактически установленной государством, газ будут покупать люди, которые имеют индивидуальную систему отопления жилья и используют для нее природный газ.
Вторая – для коммунэнерго – 7,4 грн./куб. м. Ее также установило государство, чтобы защитить от роста тарифа на тепло потребителей, получающих централизованную услугу по теплоснабжению.
Но здесь есть проблема – газ по такой цене будут покупать тепловики, но не бесконечно, а только определенный объем. Он устанавливается на уровне среднего потребления на основе прошлогодних показателей. То есть, если в прошлые годы какая-то котельная использовала, условно, 4000 кубометров – в этом году по льготной цене ей продадут также 4000. Но – если в этом году зима будет холодной (а это мы уже ощущаем на собственной шкуре), и понадобится, к примеру, уже 9000 кубометров газа – то эти дополнительные 5000 кубометров предприятию необходимо будет докупить уже по рыночной цене. Сейчас стоимость газа на рынке – около 25 грн./куб. м.
Третья цена на газ – для бюджетных учреждений и предприятий. Учреждения, напомним – это, в частности, школы, детсады, больницы. Для них никаких льготных кубометров не предусмотрено – весь газ для их обогрева обслуживающему предприятию ТКЭ надо будет купить по рыночной цене, той самой, по 25 грн./куб. м.
Еще одна проблема, на которую указывают представители ТКЭ – покупать газ для производства тепла нужно на условиях предоплаты. Тогда как оплата за поставленную услугу по теплоснабжению от потребителей поступает через месяц. Это в лучшем случае, ведь многие потребители имеют долги за поставку тепловой энергии и горячей воды – 21, 5 млрд. грн. было по состоянию на конец июня 2021 по данным Госкомстата.
Таким образом, из-за необходимости купить газ по более высокой цене и заплатить вперед – в бюджете теплокоммунэнерго возникает дыра – и вот уже предприятие ТКЭ стоит на грани остановки своей работы.
“Мы можем дойти до ситуации, когда не сможем рассчитаться со своими сотрудниками. И это самое страшное. Мы же не получим газ бесплатно, но и работать бесплатно люди не будут”, – прокомментировала директор КП “Теплоснабжение г. Одессы” Анна Позднякова.
Директор “Черкассытеплокоммунэнерго” Павел Карась поддержал коллегу, что не допустит невыплаты заработной платы, а лучше остановит предприятие. И так сделает каждый руководитель, потому что “это уголовная ответственность”.
Он добавил, что при таких условиях не идет речи о том, чтобы заработать деньги и направить их на модернизацию и тому подобное.
Единственная надежда у предприятий ТКЭ – что их поддержат местные власти и изменятся тарифы на тепло. Потому что эти тарифы теперь в компетенции местных властей. Так же, как и вопрос теплоснабжения учреждений. Поэтому вопрос дорогого тепла и как прожить зиму встает именно перед местными бюджетами в полный рост.
Готовы ли города к зиме и кто “заплатит за банкет”
В июне НКРЭКУ передала полномочия по регулированию деятельности предприятий теплоснабжения на местный уровень. Это означает, что тариф на тепло формирует каждая громада для своих жителей, в зависимости от ряда факторов: какая энергия используется, расходы на ее транспортировку, удаленность помещений от котельной (то есть, расходы на транспортировку самого тепла) и др.
Заместитель городского головы Тернополя Владислав Стемковский заметил, что городской бюджет предстал перед новым вызовом – нужно втрое больше денег, чтобы отапливать садики, школы и больницы по рыночной цене на газ – около 25000 за тысячу кубометров по состоянию на сейчас. Сколько газ на рынке будет стоить в ноябре – неизвестно.
“Мы сейчас в ситуации, когда коммерческий газ для наших бюджетных учреждений для города Тернополя, далеко не богатого, к сожалению, за сезон будет стоить около 300 млн. грн. Это разница, на которую мы не рассчитывали и которую надо где-то брать, да еще и заплатить вперед. Это нереальные для нас условия”, – уточнил Стемковский.
Он добавил, что от отдельных чиновников в адрес представителей местной власти были рекомендации “что-то продать или заложить”. Но такого имущества у города нет.
“Нам что – детсады или школы заставить? Чтобы продать что-то ненужное – у нас нет ничего ненужного”, – отметил он.
По словам Стемковского, местные власти не до конца понимают экономическую модель, по которой действовать, при том, что Офис президента категорически требует, чтобы тариф не менялся.
Впрочем, городские власти таки будут “платить за банкет”, будут дотировать предприятия ТКЭ. Но это означает, что вместо капитальных вложений в развитие инфраструктуры города деньги пойдут только на отопление бюджетной сферы.
Так будет ли подорожание тепла?
Павел Карась уверен, что городские бюджеты не смогут профинансировать работу ТКЭ в нынешних условиях. Поэтому без повышения тарифа на тепло для потребителей не обойтись.
“Еще при цене 17000 (за тысячу кубометров – ред.) в городском черкасском бюджете средства были. При 24 тысячах – таких средств нет”, – уточнил он.
“Ситуация очень сложная, даже критическая. Проблемы накапливались последние два года, тарифы искусственно здерживались, в ТКЭ образовались значительные долги из-за роста стоимости газовой составляющей, а механизма компенсации не было. ТКЭ будут вынуждены докупать газ по рыночным ценам, поэтому повышения не избежать”, – отметила в комментарии Kosatka.Media координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ гражданской сети “Опора” Татьяна Бойко.
Есть ли риск остаться вообще без тепла?
Технически, говорят представители ТКЭ, к зиме они готовы. Ни один руководитель предприятия не позволит себе не подготовить котельные, тепловые сети, заметила Анна Позднякова.
Хотя здесь есть свое “но”. Речь идет о готовности в смысле “готовы как есть”, а не “подготовились на высшем уровне”. То есть – старые сети, конечно, работать будут и может даже выдержат без аварий, но о высокой эффективности речь не идет.
При этом в Министерстве развития громад и территорий Украины отчитались, что по состоянию на начало сентября регионы технически готовы к старту отопительного сезона на почти 80%. И подтвердили тезис о “никакого повышения тарифа”.
“Хочу подчеркнуть принципиальную задачу для нас всех – тарифы для населения повышаться не должны. Со своей стороны, государство готово поддерживать органы местного самоуправления и предприятия ТКЭ. В частности, продолжается работа над Законом 1639 по компенсации разницы в тарифах. Мы регулярно проводим совещания с представителями регионов, АГУ и НАК “Нафтогаз Украины”, диалог продолжается”, – сказал глава Минрегиона Алексей Чернышев.
Однако хотя тепловики и прогнозируют, что в этом году работа украинского теплоэнергетического комплекса будет самой сложной в истории, но говорят, что отопительный сезон таки начнется, более или менее вовремя. Если же на горизонте замаячит угроза прекращения теплоснабжения – у тепловиков есть идея о том, чтобы выходить на улицы с забастовками. И тогда правительство (или даже президент) вынужден будет вмешаться.
“А когда вообще ничего не делать – тогда президент лично включит газ. У нас есть пример – город Смела, где каждый год так происходит. (Президент Порошенко в 2018 году распорядился дать тепло этому городу, – ред.) Может, так работать? Но президента не хватит, чтобы в каждом украинском городе включать газ”, – сыронизировал Павел Карась.
Между тем в Киевсовете придумали альтернативный способ решения проблемы покупки дорого газа предприятиями ТКЭ.
Решит ли дешевый собственный газ проблему дорогого отопления?
Городская власть Киева в июле предложила правительству использовать газ отечественной добычи, чтобы не повышать тарифы на горячую воду и отопление населению. Аргументировали предложение тем, что газ, добытый АО “Украгаздобыча” (который является частью группы компаний “Нафтогаз Украины”) имеет себестоимость “не более 4000 грн. за 1000 куб. м”. И что это позволит “не только стабилизировать ситуацию с расчетами, своевременно и в полном объеме приобрести газ для старта отопительного сезона, но избежать повышения тарифов на горячую воду и отопление, к чему сейчас вынуждены готовиться большинство украинских городов”.
Татьяна Бойко считает, что сам по себе факт продажи газа УГВ ничего не решит, вопрос в цене.
“Пока неизвестно, какое политическое решение может быть принято. Ведь рыночная цена намного выше, чем 8 или 9 грн./куб. м. Возвращение к цене в 3,5 грн./куб. м является огромной угрозой для энергетической безопасности, ведь такую ситуацию мы имели в 2013-м году. Дешевый газ – это отсутствие мотивации к энергоэффективности, отсутствие средств на субсидии для нуждающихся и значительное сокращение объемов собственной добычи (ведь для поддержания объемов, а тем более, наращивания, требуются значительные инвестиции). Поэтому такие популистские решения могут оказаться слишком дорогими”, – пояснила эксперт.
Святослав Павлюк отметил, что наша проблема в том, что мы энергодефицитная страна – мы импортируем газ, уголь, даже топливные сборки для атомных станций.
“Нравится или нет – мы зависим от цены на внешнем рынке, так как себя не обеспечиваем, и поэтому не формируем конечную цену. И если продадим кому-то газ, условно, за 2900 (за тысячу кубометров – ред.), то это означает, что кому-то эту разницу надо будет заплатить”, – пояснил он, добавив, что не верит в историю с “дешевым собственным газом” для избранных.
Будет ли газ дорожать еще и как платить меньше?
По мнению Святослава Павлюка, дешеветь газ в ближайшем будущем не будет, это тренд не одноразовый, а долговременный.
“Европа переходит на чистые виды энергии, отходит от угля. Евросоюз будет переходить в своих и маневренных мощностях, и в электрогенерации, и в отоплении на более чистые технологии, и газ является одной из них. Поэтому они будут потреблять больше газа, спрос на него будет расти, поэтому ожидать, что цена упадет что – нет оснований”, – пояснил Павлюк.
Поэтому мы оказываемся в ситуации, когда высокая цена на газ у нас умножается на высокое потребление – потому что Украина не занималась и не занимается энергоэффективностью на достаточном уровне. Отсюда и получаем “космические” счета за газ и отопление.
Поэтому единственный выход в среднесрочной и долгосрочной перспективе для украинцев – стать энергоэффективными. Начать меньше потреблять. Вкладывать силы и средства, кроме как в добычу собственного газа, – еще и в энергоэффективность.
В итоге – накануне начала отопительного сезона 2021-2022 предприятия теплокоммунэнерго “в режиме ожидания”: до 1 октября надеются, что правительство примет необходимые решения и сделает таким образом понятнее дальнейшую деятельность ТКЭ и обеспечит более или менее стабильную их работу. (Янина Ткачук, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)