Цены на природный газ в Европе бьют исторические рекорды. На континент надвигается энергетический кризис, который уже перекинулся с ТЭК и на другие отрасли экономики. Особенно рискуют импортозависимые страны, в числе которых и Украина. Эксперты не сомневаются, что после отопительного сезона цены откатятся назад. Но пережить эту зиму многим потребителям, – как коммерческим, так и физическим – будет непросто. Разве что зима окажется счастливо теплой.
Причины
К концу сентября стоимость фьючерсов на природный газ на основных европейских хабах прыгнула выше 90 евро за МВт-ч, что эквивалентно 1100 долл. за тыс. кубометров. За период от начала 2021 г. цены выросли примерно в 4 раза и обновили абсолютный рекорд за всю историю биржевых торгов природным газом в Европе. Предыдущий зашкал цен наблюдался осенью 2018 г. на старте отопительного сезона. Но тогда это было мимолетной вспышкой. А сегодня, похоже, “дождь надолго”. Снеся психологический барьер в 1000 долл. за тыс. кубометров, цены на газ пустились во все тяжкие и на пиках первой недели октября котировки превышали 1900 долл. за тысячу кубов. Да, важно заметить, что далеко не все объемы газа в Европе закупаются по фьючерсам, большая часть поступает по долгосрочным контрактам с фиксированными или формульными ценами. Но и биржевых скачков хватило для создания ажиотажа и паники. А это самая благодатная почва для кризиса.
Чаще всего называют три ключевые причины, приведшие к нынешнему росту цен на природный газ. Если коротко – это Китай, “Газпром” и маркетинговый провтык. А теперь о каждой поподробнее. Как увидим, все они взаимосвязаны. Итак, фактор №1. Китай и другие страны Юго-Восточной Азии первыми попали под каток пандемии, но первыми и очнулись. Уже с первых месяцев 2021 г. регион ЮВА стал массировано перетягивать на себя потоки сжиженного природного газа (LNG) из Катара, США, Тринидада и других мировых экспортеров. Предлагая лучшую цену, они откусили значительную часть объемов, ранее направлявшихся на рынки ЕС. За три квартала 2021 г. Европа в среднем уменьшила закупку LNG на 20%. В августе она вообще упала до трехлетнего минимума – 141 млн. кубометров в сутки. Только за первое полугодие текущего года рынки ЕС, согласно оценкам агентства Argus, упустили свыше 15 млн. т LNG. Ресурс ушел в Японию, Китай, Южную Корею и Латинскую Америку. Даже в начале сентябре, когда дефицит газа в ЕС стал очевидным и рынок начал впадать в раж, маржа в Азии для поставщиков сжиженного газа была выше примерно на 150 долл. (в пересчете на тысячу кубометров).
Российский “Газпром” и себе приложил руку к проблемам европейцев с газом. В 2021 г. компания вела весьма нетипичную для себя торговую политику. В конце июля концерн сократил закачку газа в крупные подземные хранилища Реден (Германия) и Хайдах (Австрия), которые он же и опосредованно контролирует. А в августе (лето на дворе!) даже начал отбор газа из ПХГ в Хайдахе. По сути, до начала отопительного сезона “Газпром” активно распродавал остатки газа в хранилищах, но при этом на забронировал на четвертый квартал дополнительные объемы прокачки газа ни через Украину, ни даже через белорусскую ветку газопровода “Ямал – Западная Европа”. Вероятно, все это затевалось, чтобы сделать ЕС более сговорчивым в вопросе запуска проекта “Северный поток-2”. Но по ходу игры “Газпром” решил поднять ставки: взвинтить цены, побыстрее отсечь от транзита Украину и надежнее подсадить европейских потребителей на пресловутую российскую “газовую иглу”. В Кремле уже видят в сладких мечтах, как через месяц-два в подмерзающую Европу заходит как герой-спаситель “Газпром” с дополнительным ресурсом.
Впрочем, вина за сложившуюся ситуацию в равной мере лежит и на европейских трейдерах. Они бездарно проморгали угрозу. И теперь вступают в сезон с самым низким запасом газа в ПХГ за последние 10 лет. По данным Fithch Ratings, по состоянию на конец августа европейские хранилища были заполнены только на 67%. И в 2020-м, и в 2019-м на то же время показатель заполненности превышал 90%. И ведь в первом полугодии-2021 еще было достаточно вариантов, чтобы накачать хранилища газом. Но все почему-то решили, что повторится тренд 2020 года, и цена на “голубое топливо” к зиме упадет. Наверно, еще и захотели сэкономить на хранении. Это чем-то напоминало коллективное помешательство. Ведь 2020 г. как раз и был аномальным. Традиционно же на этом рынке ценовые пики проявляются осенью-зимой, а лучший период для накопления запасов – именно весна.
Прогнозы
Хороших новостей нет. Предпосылок для отката цен предстоящей зимой никто из экспертов не видит. Вопрос заключается в том, на каком уровне удастся их удержать. Самый шокирующий прогноз пока поступил от Citigroup. Аналитики корпорации считают, что в случае резкого похолодания предстоящей зимой или сбоев в поставках (например, из-за ураганов в Мексиканском заливе) стоимость отдельных партий LNG может подскочить до невообразимого уровня – 100 долл./млн. BTU. Это соответствует 3500 долл. за тысячу кубов или 580 долл. за баррель в нефтяном эквиваленте.
Генеральный директор французской Total Energies Патрик Пуйен предполагает, что газовый кризис в Европе может длиться всю зиму. “С точки зрения долгосрочной перспективы нынешние цены на газ неадекватно высоки, и мы ожидаем их нормализации в следующем году”, – говорит Ойстен Каллеклев, директор транспортной компании Flex LNG, занимающий поставками сжиженного природного газа. Но кого волнует, что будет с ценой через полгода, если нечем будет топить уже через месяц? “В случае суровой зимы нас ждет глобальное опустошение газовых хранилищ”, – отмечается в недавнем отчете нидерландского Rabobankа. Несколько более оптимистичен энергетический аналитик Оксфордского университета Майкл Фулвуд. По его мнению, нынешние цены уже включают “премию за страх”: в частности, ожидания, что будущая зима будет такой же холодной, как и в прошлом году. Хотя, скорее всего, нет. Ведь зима 2020-2021 гг. была самой морозной за последние 40 лет, по крайней мере, в Британии. Но в то же время несколько непривычно смотреть, как серьезные трейдеры и инвесторы по всему миру буквально сидят и ждут с моря погоды.
Непривычно и другое. До сих пор газ никогда бы драйвером роста цен на энергоносители. Он чаще всего плелся в хвосте нефтяного и угольного трендов. Но сейчас все с точностью до наоборот. Именно дорогой газ не дает упасть ценам на энергетический уголь в Европе, так что в октябре и они обновили свой исторический рекорд. Также стремительно повышающаяся стоимость природного газа является серьезным фактором давления на нефтяные котировки. Очевидно, что параллельно подорожают и все альтернативные виды топлива, и электрическая, и тепловая энергия. Так что по факту в категорию пострадавших от ценового цунами попадают не только бытовые потребители, но целая цепочка отраслей экономики, особенно чувствительная к энергетическим издержкам.
Пострадавшие
На биржах в Германии стоимость электричества в сентябре выросла примерно на 140% относительно январских прайсов, в Италии – на 340%, в Испании – на все 425%. Счета за обогрев помещений, которые получили немцы в сентябре на треть выше, чем годом ранее. И это, возможно, только цветочки. В Италии уже подсчитали, что этой зимой каждая семья заплатит за потребленную энергию в среднем на 500 евро больше, чем прошлой. В Великобритании порядка 500 тыс. домохозяйств оказались перед угрозой, что они смогут отапливать свои жилища. Уже 9 энергопоставляющих компаний страны объявили о банкротстве. Правда, это не самые крупные компании и правительство в Лондоне гарантировало их клиентам, что те не останутся без тепла и света. В Германии задумались над тем, как уменьшит налоговую составную в счетах на энергоносители. А правительство Франции объявило мораторий (до апреля 2022 г.) на повышение тарифов на газ и электричество. Но на дворе только декабрь, и пока сложно судить выдержат ли все эти правительственные обещания испытание зимой. Возможно, у французов и получится – у них более 70% электричества вырабатывают АЭС. Но другим странам придется туго.
Европейских обывателей ждет не только холодная, но и унылая пора. Они рискуют остаться без цветов, пива и даже рождественских индеек или уток. Из-за дорого газа в Нидерландах массово прекращают работу теплицы, а в Британии закрылись предприятия по выпуску углекислого газа. Последний используется в производстве пива, тоников, газировки, а также на птицефабриках. Но это только верхняя часть айсберга. Под тяжестью новых цен на энергоносители сбои начинают давать базовые отрасли экономики. Например, как и в начале коронавируса с серьезным замедлением заказчикам поступают комплектующие для электроники из Китая. На этот раз причина в том, что по КНР прокатился вал отключений электричества, в т. ч. и на промпредприятиях. Подобное явление уже охватило две трети китайских провинций. Более того, от перепадов энергоснабжения страдают и местные порты, что негативно влияет на глобальный грузопоток.
Огромные убытки несет химическая промышленность. Один из мировых производителей минеральных удобрений – норвежская Yara International ASA – на 40% сократила производство аммиака на своих европейских производственных площадках. Британский производитель удобрений CF Industries анонсировал временное закрытие двух своих заводов. О снижении загрузок сообщили также химические компании OCI (Нидерланды) и Fertiberia (Испания). Впрочем, по прогнозам агентства Argus, “парад закрытий” еще продолжится. Производство азотных удобрений сегодня нерентабельно практически для всех производителей в Европе. Да и то, в сентябре они использовали газ, закупленный еще по августовским ценам. Не удивительно, что стоимость карбамида на рынке быстро пошла вверх. Параллельным курсом дорожают и все полимеры. За последние недели сентября они выросли примерно на 10%, а до конца года, как ожидают участники рынка пластиков, вернутся к весенним пикам на фоне сырьевого дефицита.
Рикошетом энергокризис ударил и по продовольственной корзине. В Британии остановилось несколько заводов по выпуску сухого льда. В итоге возник дефицит замороженных продуктов в супермаркетах. Во Франции производители сахара и крахмала Tereos и Roquette Freres предупредили, что из-за дорогой электроэнергии и нехватки ПЭТ-упаковки они могут прекратить отгрузку товара потребителям. В общем цены на продукты пойдут по накатанному восходящему тренду. Хотя, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, стоимость продовольствия и так уже достигла рекордного уровня за последние 60 лет.
Украинский отголосок
Очевидно, что Украину катаклизм тоже не обойдет. Хотя правительство, НАК “Нафтогаз Украины” и предприятия теплокоммунэнерго вроде как договорились зафиксировать тарифы на актуальном уровне и не поднимать их до весны следующего года, но за счет чего будет компенсирована разница в ценах не совсем понятно. Сейчас стоимость газа для населения составляет 7,96 грн. за кубометр, для ТКЭ – 7,42 грн. за кубометр, тогда как рыночная уже приближается к 30 грн./куб. Кроме того, “Нафтогаз” еще и обратился в Кабмин за финансовой помощью, чтобы закачать дополнительные объемы газа в ПХГ. Он просит 44,5 млрд. грн., чтобы купить 900 млн. кубометров газа. По расчетам компании, чтобы пережить зиму, нужно иметь в закромах перед началом отопительного сезона минимум 19 млрд. кубов, в идеале – 21 млрд.
По состоянию же на 5 октября там находилось 18,86 млрд. кубометров природного газа. Вроде бы не такое уж отставание от желаемого, но есть несколько “но”. Во-первых, год назад на ту же дату запасов было на 9 с лишним миллиардов кубов больше. Да, 2020 г. бил все рекорды по закачке в ПХГ. Но если даже сравнивать с более типичным 2019 годом, то разница составляет почти 2 млрд. кубометров не в пользу 2020-го. Во-вторых, из тех объемов, что хранятся в ПХГ, “Нафтогазу” принадлежит примерно 15 млрд. кубов, остальное – частным компаниям. Не факт, что они заходят продать этот ресурс именно в Украине. Разве что Кабмин запретит экспорт. В-третьих, с конца сентября “Нафтогаз Украины” вообще перестал закачивать газ в хранилища. И причина не только в высоких ценах. С 1 октября “Газпром” прекратил транзит природного газа через Украину в Венгрию. И это поломало механику “виртуального реверса”. Поскольку в последнее время почти весь газ, который Украина по такой схеме закупала в Европе, отбирался как раз с венгерского направления. В-четвертых, пустуют не только ПХГ, но и угольные склады в Украине. Причем куда больше. На то же 5 октября запасы угля в Украине составляли всего 850 тыс. т, тогда как год назад – почти 3 млн. т. А это означает, что тепловым электростанциям в текущем сезоне придется жечь больше газа. Или останавливать блоки.
С 1 октября рынок газа для бытовых потребителей в стране работает фактически в режиме чрезвычайной ситуации. Просто эта модель аккуратно именуется балансирующей группой: группа контролирует все поставки газа населению и контролируется “Нафтогазом”. Только зародившийся свободный рынок газа для комбыта поставили на паузу. Промышленные же потребители, которые покупают газ по нерегулируемому тарифу, уже начинают выбывать из строя. Первым ожидаемо остановился Одесский припортовый завод, который и в периоды низких цен на сырье работал нестабильно. Уменьшил обороты и крупнейший украинский производитель азотных удобрений – холдинг Ostchem Дмитрия Фирташа. Держаться на плаву ему позволяет лишь антидемпинговый запрет на импорт российских удобрений в Украину. Об угрозах для бизнеса заговорили и производители цемента, стекла, аграрии. Ассоциация “Укрсахар” уже запросила у правительства дотации. Владельцы тепличных хозяйств предупредили о подорожании овощей будущей зимой и возможном закрытии части площадей. Подорожание газа скажется и на стоимости хранения зерновых, поскольку элеваторы используют это топливо. Так что, в целом прав глава Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник: по цепочке эта волна докатится до каждого. Неизвестность в том, кто и как выдержит удар. (Ярослав Ярош, Minprom.ua/Энергетика Украины и мира)