Как выглядит ситуация с ценами на газ в Европе и чего ждать, о перспективах развития зеленой энергетики в Европе в условиях нынешнего энергокризиса, а также насколько успешный энергорынок создает Украина – Kosatka.Media поговорила со старшим журналистом международной аналитической организации ICIS Аурой Сабадус.

– Что может ожидать европейскую энергетику этой зимой?

– Я вижу два возможных варианта развития событий. Первый – более оптимистичный: если зима будет мягкая, Азия не увеличит объемы потребления и газ будет поступать в Европу хотя бы на текущем уровне.

Если же погода заставит Азию и Европу повысить уровень потребления – будут проблемы. Запасы газа в хранилищах, по сравнению с прошлым годом, ощутимо ниже, и остается актуальным вопрос – будет ли Россия поставлять газ в Европу.

Мое впечатление по состоянию на сейчас – не будет. Хотя российская власть и заявляла, что обеспечит Европу газом, но доказательств этому нет. И нет никаких прямых признаков, что будут.

Высокая цена на газ в Европе – часть действий России, чтобы заставить Европу одобрить Северный поток – 2. Сейчас он технически завершен. Но еще должен быть запущен в коммерческую эксплуатацию (то есть фактически импортировать и продавать газ). В настоящее время он ожидает нормативных и технических разрешений и еще не запущен как коммерческий трубопровод. И когда его одобрят – тогда, возможно, будут дополнительные поставки газа для Европы.

– То есть, в наихудшем сценарии – весь вопрос в том, сколько будет стоить газ?

– Да, вопрос в том, насколько высоко эта цена сможет подняться. Это прямо вопрос на миллион долларов.

У нас был рекорд по состоянию на 7-8 октября – 170 евро/МВт-ч (или больше $200 за 100 куб. м, – ред.). Сейчас 80 евро. Но если спрос будет повышаться, дополнительный российский газ не придет, и при этом Азия повысит спрос и будет забирать себе значительную часть газа – то цену сложно предугадать. Но может быть даже выше рекордных 170 евро.

– Вы уже упомянули о проблемах, которые создает запуск Северного Потока-2. По вашему мнению, что ждет украинскую газотранспортную систему после запуска Северного потока-2?

– Это серьезная ситуация.

Если СП-2 будет запущен – Россия прекратит транзит через Украину. Это большой риск для Украины и для стран-соседей Украины.

Им удобнее всего получать газ зимой из Украины. Запуск же Северного Потока-2 и прекращение транзита газа через Украину означает, что такие страны как Румыния, Молдова оказываются под угрозой.

Потому в их интересах говорить на том же языке, что и Украина, в этом вопросе. Им важно поддерживать Украину, потому что все, что случится, повлияет на весь регион.

Мы посчитали, что если транзит газа через Украину прекратится, это спровоцирует дефицит газа для всех этих стран. По нашим подсчетам после запуска Северного Потока-2 недостача газа составит 45-50 млрд. кубических метров. Это много.

Дефицит вполне реален, потому что не будет достаточной емкости трубопроводов для транзита с запада Европы на восток. К тому же – сложно будет найти альтернативные способы поставки газа в страны Восточной и Центральной Европы. Это серьезные технические вопросы.

И потому очень важно для Украины сохранить транзит до 2024 и дольше, пока европейские страны не смогут успешно перейти на возобновляемые источники. И нам нужен этот переходный период для Украины и Восточной Европы.

– Сможет ли энергетический кризис остановить Европу на пути развития зеленой энергетики? Не вернется ли она к старому надежному ископаемому топливу?

– Нет, это не остановит Европу на пути развития зеленой энергетики. Но может существенно замедлить весь процесс. И, конечно, заставит европейских политиков задуматься, как действовать дальше. Ведь сейчас, во время переходного периода, мы очень нуждаемся в газе как переходном источнике энергии и его очевидно не хватает.

Особенно сложная ситуация в регионах, которым не хватает газа собственной добычи. Например, Украина – она нуждается в газе, это реальность. В такой ситуации невозможно перепрыгнуть из 40% зависимости от угля к 100% возобновляемой энергии. То же самое – у других восточноевропейских стран.

Потому процесс перехода к зеленой энергетике может существенно замедлиться. Законодателям придется рассматривать другие возможности, как безболезненно провести этот переход.

– Какая из стран Восточной Европы, по вашему мнению, построила наиболее эффективный энергетический рынок?

– Украина.

Если говорить о Венгрии, Словакии, Польше – им пришлось применять соответствующие правила для энергетических рынков, как членам ЕС.

А Украина, не будучи членом ЕС, многое сделала по многим направлениям. Она провела реформу энергетики за очень короткое время. Некоторые страны в Европе 20 лет реформировали энергорынки и не закончили до сих пор. В Украине это заняло 5-6 лет.

Я вижу, что Украина сосредоточена на применении европейского регулирования. Я вижу, как активно работают все в этом направлении – государственные органы, правительство, частные компании. Нарабатывают необходимые умения, создают рынки.

Это огромное достижение, которого трудно добиться. Я наблюдала за многими странами, много писала о либерализации рынков и я знаю, как это сложно.

Потому что нужно много чего менять, в разных секторах. Это не только либерализация. Нужно иметь устойчивое правительство, институции, регуляцию. И еще и убедить все население, что открытые рынки – это хорошо для них.

Потому Украина – это модель и пример для остальных стран в этом вопросе.

Но нынешний кризис может заставить правительство сделать шаг назад на пути реформ.

Понятно, что все правительства хотят защитить население от кризиса, регулировать цену и т. д. Это политически хорошо, но плохо для развития энергорынка и интересов страны. Реформы надо сохранить во что бы то ни стало.

– Как вы оцениваете украинский рынок газа?

– Украинский рынок газа действительно имплементировал европейские правила и регуляцию, есть оптовая торговля, есть торговля на виртуальных платформах. Мы видим, что рынок развивается и разрабатывается.

Но есть несколько предложений для Украины в этом направлении.

Первое – нужно создать финансовые инструменты. Физическая торговля газом нуждается в финансовом трейдинге. Это поможет компаниям минимизировать риски.

Второе – нужно поработать над законодательством, сделать рынок более предсказуемым для компаний. Чем меньше будет вмешиваться правительство в их работу – тем лучше. Если правительство выставляет прайс-кепы – возникает вопрос – зачем тогда оставаться и работать на этом рынке?

– У нас многие эксперты говорят, что рынка газа в Украине все же нет…

– Не соглашусь. Я знаю страны, где нет рынка.

Хотя если сравнивать, например, с датским рынком, то да, украинский ограничен. Но если сравнивать с другими рынками в регионе – то он есть и развивается. Да, объемы украинского рынка пока маленькие. Но опять же – смотря с чем сравнивать.

А чтобы рынок рос – нужно создавать больше инструментов, в том числе финансовых. Также продукты на украинском рынке пока не очень разнообразны. Чем больше их – тем лучше.

Если все инструменты будут работать, будет доверие – будет хорошая тенденция роста и развития. (Янина Ткачук, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий