Какая ситуация с запасами газа в Украине и что можно сделать для предотвращения кризиса в будущем?

Страны Евросоюза и Украины уже несколько месяцев находятся в активной фазе энергетического кризиса.

Главная причина, по моему мнению, заключается в том, что мировой лидер потребления энергоресурсов – Китай не был готов к резкому возобновлению производства после пандемии.

Это привело к резкому росту потребления электроэнергии промышленностью.

Как мы знаем, источником производства электроэнергии является природный газ и уголь. Разогрев экономики Китая после пандемии вызвал рост спроса на оба ресурса.

В результате в последние полгода мы наблюдаем исторический рост цен на эти источники. Уголь подорожал с мая по октябрь 2021 почти в 4 раза – с $61 до $237 за т. Побит рекорд 10 лет. Газ вырос в цене более чем в четыре раза – с 26,38 до 116,39 EUR MW/h.

Кроме того, Европейский Союз оказался в “заложниках” трубопроводного газа, поскольку последние три месяца все объемы сжиженного газа (LNG) из США и Ближнего Востока продаются в Азию с премией по европейским котировкам в $100.

Китай не хочет допустить остановки промпредприятий и охлаждения накопленного темпа роста экономики.

Это не позволяет странам ЕС докупить недостающие объемы газа под отопительный сезон. Российский Газпром “давит” на потребителей в Евросоюзе низкой прокачкой газа “украинской трубой” и другими трубопроводами, чтобы добиться скорейшей сертификации “Северного потока-2”.

Эти факторы добавляют низкие запасы газа в подземных хранилищах в ЕС после холодной зимы 2020-2021 и завершают картинку энергетического коллапса. Цены перегреты, посеяна паника.

Выход всегда есть

Тем не менее, украинцам не стоит подвергаться разжигаемой в СМИ общей энергоистерии. По моей информации, дефицит газа на территории Украины нет.

Есть другое тревожное ожидание – из-за роста цен на газ его потребление промышленностью может снизиться. По нашим подсчетам – на 10-15%.

Если говорить о запасах угля, то они действительно находятся на недостаточном уровне для стабильного прохождения осенне-зимнего периода (ОЗУ). Дефицит электроэнергии в балансе энергосистемы составляет 10-15%, что достаточно критично.

Несмотря на критический уровень запасов угля, не загруженный работой ТЭС и ТЭЦ, наличие природного газа позволит обеспечить стабильную работу энергосистемы в пиковые периоды нагрузок.

Уверен, что газ поможет нам выстоять в сложной ситуации. Также не стоит забывать об источниках возобновляемой энергии, которые противники критиковали, как могли, последние 3-6 лет. А это “плюс” к энергобалансу Украины более 6 ГВт электроэнергии, ветрогенерации, в частности.

И не забывайте, что основным источником электроэнергии в Украине остаются атомные энергоблоки. Сегодня они способны в достаточном объеме покрывать потребности энергосистемы.

В ноябре 12 из 15 атомных энергоблоков будут работать, а в 1 квартале 2022 ожидается запуск всех мощностей.

Кто пострадал?

Самое неприятное во всей истории с энергокризисом – подорожание энергоресурсов. Следует волноваться по поводу того, насколько готова промышленность и экономика в целом держать этот удар.

Ведь самые уязвимые уже отреагировали на сложившуюся ситуацию: Одесский припортовый завод, для которого газ основное сырье – остановился.

Никопольский завод ферросплавов – один из крупнейших потребителей электроэнергии в стране, приостановил несколько печей и урезал производство практически вдвое. Отрасль производства сахара абсолютно убыточна при нынешней конъюнктуре.

Каких котировок ждать?

По нашим расчетам, стоимость газа для промышленности в ноябре будет находиться в пределах 25-32 тыс. грн. за 1 куб. м с НДС. Электроэнергия может подорожать до 4,5 грн. за 1 кВт со всеми дополнительными тарифами и НДС.

Что можно было бы сделать для предотвращения кризиса в будущем?

У Украины есть абсолютно все возможные энергоресурсы для самообеспечения: запасы природного газа, уголь и потенциал для развития возобновляемых источников энергии.

Не стоит зацикливаться на одном из них – каждое из этих направлений требует скорейшей поддержки и развития. Наращивание добычи газа коммерческими и государственными компаниями стабилизирует цены внутри страны.

Ведь себестоимость одного добытого куба в Украине колеблется от $100-150. А это в 10 раз дешевле нынешних кризисных предложений на газовых хабах Евросоюза.

Также нужно наращивать добычу нефти, поддерживать угледобычу, без которой мы не обойдемся в ближайшие 10-15 лет. Необходимо и дальше развивать направление “зеленой” энергии: ветра, воды и солнца.

Очень положительно влияют на стоимость электроэнергии первые аукционы, на которых ресурс закупается поставщиками у государственного поколения на квартал, полугодие. Это дает рынку и его участникам прогнозируемость, снижает риски потерь.

Я считаю важным перенести опыт работы рынка электроэнергии на рынок природного газа – ему не хватает долгосрочных контрактов между поставщиками и добытчиками, государственными и коммерческими.

Промышленность и население могли бы также закупать газ “в долгую”: на квартал, полугодие, год и не беспокоиться ежемесячно, когда на рынках возникают всплески цен или такие неожиданные спровоцированные ценовые качели, как в этом сезоне.

И поставщики, и потребители могут зафиксировать цены на продолжительный период без вмешательства государства. Это подстрахует от ценовых перекосов наиболее уязвимые отрасли и людей. (Владимир Шведкий, СЕО компании ETG.UA, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий