Несмотря на ряд прорывных соглашений, эксперты считают климатический саммит в Шотландии не очень успешным.

Журналистка EUobserver Елена Санчес Николас в своей статье анализирует итоги саммита ООН по климату.

Сейчас эксперты пытаются определить, позитивны или негативны результаты климатического саммита ООН, которые проходил в Глазго последние две недели.

Большинство настроены критично по отношению к соглашению в связи с тем, что конкретные действия вновь откладываются, а другие считают его “шагом в верном направлении”.

Однако, несмотря на то, что многие испытывают удовлетворение, ведь участники саммита пришли к общему знаменателю, представители компаний и стран, на которые изменение климата оказывает наибольшее влияние, в основном недовольны результатами встречи.

По словам генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, принятый на саммите 11-страничный документ Климатический пакт Глазго, стал компромиссом, который отразил “интересы, противоречия и наличие политической воли в современном мире”.

“К сожалению, коллективной политической воли не хватило, чтобы преодолеть некоторые глубокие противоречия”, – сказал он.

В свою очередь шведская экоактивистка Грета Тунберг заявила, что COP26 завершился “как обычно и оказался простым бла-бла-бла”.

Так по каким же вопросам был достигнут прогресс?

Окно возможностей закрывается

В климатическом пакте почти 200 стран подтвердили необходимость “продолжать усилия по ограничению повышения температуры до 1,5°C по сравнению с доиндустриальным уровнем”.

Однако, согласно анализу неправительственной организации Climate Action Tracker, несмотря на новые обещания государств и обновленные климатические цели, уже в этом столетии ожидается повышение температуры на 2,4 градуса.

И хотя больше 140 стран ставят цель достичь нулевого показателя выбросов вредных веществ, ученые считают, что будет проблематично, если целевые показатели 2030 г. будут вдвое выше, чем предусмотрено в сценарии с повышением температуры лишь на 1,5 градуса.

В то же время, один из ключевых успехов COP26 – это соглашение о правилах углеродного рынка, однако большинство опасается, что откровенно слабые пункты соглашения могут сформировать двойной учет на углеродных рынках.

Система углеродных рынков позволит странам сокращать выбросы парниковых газов и конвертировать их в кредиты.

Обтекаемость формулировок говорит об отсутствии политической воли

Предварительные выводы COP26 подталкивают страны “ускориться с постепенным отказом от угля и субсидий на ископаемое топливо”.

Однако в последнюю минут это, несомненно, историческое обязательство было смягчено по требованию Китая и Индии, которые смогли добиться замены “постепенного отказа” от угольной энергетики на “постепенное сокращение”.

Президент COP26 Алок Шарма, британский депутат-консерватор, сдерживая слезы, извинился за внесенные в последнюю минуту изменения, отметив, что уступка потребовалась, чтобы спасти соглашение.

И к тому же в тексте итогового документа COP26 страны согласились отказаться от “неконтролируемых объемов угля” и “неэффективных” субсидий на ископаемое топливо.

Несмотря на такие обтекаемые формулировки, соглашение считают успехом, поскольку Климатический пакт Глазго – первая в истории резолюция ООН по климату, в которой прямо говорится о необходимости уменьшить зависимость от угля.

Согласно отчету Международного валютного фонда, в прошлом году отрасль ископаемого топлива получила прямых и косвенных субсидий на сумму $5,9 трлн.

Богатые страны потерпели неудачу

В окончательном варианте документа также с “глубоким сожалением” отмечается, что богатые страны не выполнили прежнее обязательство выделять ежегодно $100 млрд. с целью помочь развивающимся странам справиться с последствиями изменения климата.

Но он включает в себя обязательство удвоить выплаты к 2025 г. Подчеркивается необходимость обеспечить прозрачность этих обязательств.

Между тем богатые страны не смогли договориться о создании фонда “убытков и ущерба”, чтобы компенсировать более бедным странам ущерб от выбросов, причиненный за многие годы. Вместо этого они призвали к “диалогу” по этому вопросу, который, как ожидается, будет одним из главных в повестке дня COP27.

“Для некоторых убытки и ущерб – повод поговорить, для нас это вопрос выживания”, – сказал министр окружающей среды Мальдив Аминат Шона.

В соответствии с Парижским соглашением 2015 г. страны согласились обновлять свои климатические планы (определяемые на национальном уровне) каждые пять лет.

Однако в Климатическом пакте Глазго содержится призыв к странам представить новые планы по сокращению выбросов в течение следующих 12 месяцев на COP27, который состоится в Египте в следующем году.

Эти обещания должны быть подкреплены конкретными планами “коллективного сокращения выбросов на 50% к 2030 г.. с целью 1,5°C”, – отметил Пульгар Видал из WWF.

Что еще приняли?

В ходе COP26 были созданы несколько союзов и заключены соглашения по углю, обезлесению и транспорту, что, по последним данным, поможет сократить так называемый разрыв в выбросах на 9%, или 2,2 гигатонны CO2.

Более 100 стран обязались в следующие 10 лет положить конец и обратить вспять вырубку лесов, хотя большинство обязательств, впрочем, добровольные.

Что касается выбросов метана, то больше сотни мировых лидеров обязались сократить их на 30% к 2030 г.

Финансовый альянс Глазго по достижению нулевого показателя выбросов (группа из 450 банков и страховых компаний) также выделяет $130 трлн. на борьбу с изменением климата к 2050 г.

Кроме того, более 20 стран, включая Нидерланды, Данию, Италию и Финляндию, а также различные институты вроде Европейского инвестиционного банка и Восточноафриканского банка развития обязались прекратить государственное финансирование новых проектов по ископаемому топливу за рубежом к концу следующего года.

Среди отдельно заключенных на COP26 соглашений есть обязательство некоторых из крупнейших мировых производителей автомобилей уже к 2035 г. продавать лишь авто с нулевым уровнем выбросов. (Dsnews.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий