Бросившись спасать производителей социально важных продуктов за счет добывающих компаний, власти не помогли ни первым, ни вторым.
Четырехзначные цены на газ в ЕС заставили украинские власти заговорить о помощи не только населению, но и бизнесу. В конце 2021 г. о невозможности работы в таких условиях заявили представители нескольких отраслей. Первыми тревогу забили пекари, к которым присоединились кондитеры и молочники.
Поскольку дешевое топливо государственного “Нефтегаза” идет населению и коммунальным предприятиям, помогать социально значимому бизнесу власти решили ресурсом другого бизнеса – частных добывающих компаний.
Последние выступили против, но после длительных переговоров, где речь зашла о кратном поднятии ренты, согласились выставить газ на биржу. Правда, объемы его реализации в масштабах украинской добычи оказались ничтожными.
Как вышло, что, бросившись спасать производителей социально важных продуктов средствами добывающих компаний, власти не помогли ни первым, ни вторым?
Поиск компромисса
Через неделю после первых сообщений бизнеса о возможных перебоях в производстве власти попытались успокоить общество, рисковавшее остаться без важных продуктов. Попытка была чисто вербальной.
В Офисе президента решили, что остановить аномальный рост цен на энергоносители можно на средства добывающих компаний. Прежде всего – частных.
Мы проводим переговоры с украинскими частными и государственными газодобывающими компаниями, с представителями всех секторов экономики.
В ближайшие дни найдем разумное решение, способное ограничить аномальный рост цен на газ в определенном компромиссном режиме, который не позволит остановиться конечным секторам экономики и сохранит нормальные рыночные принципы на рынке газа и стимулы для частных производителей наращивать добычу”, – заявил заместитель руководителя Офиса президента Ростислав Шурма.
С того дня встречи чиновников с добывающими компаниями стали регулярными. Во время переговоров первые пытались найти компромиссное решение, которое устроит всех.
Власти настаивали, что аномальный рост цен на топливо приносит добывающей отрасли сверхприбыли, а ограничение наценки ей не повредит. В Ассоциации газодобывающих компаний ответили, что любые ограничения приведут к падению газодобычи. Однако власти решили по-своему.
Ограничение под елку
Неделя переговоров закончилась принятием двух решений.
Кабмин одобрил постановление о 24-процентном ограничении до 30 апреля 2022 г. наценки на газ при его реализации производителям социальных продуктов – пшеничной муки, молока, хлеба, яиц, курятины и растительного масла. Торговую надбавку за поставку газа для такого бизнеса чиновники ограничили 1%.
Другим постановлением правительство обязало частных добытчиков голубого топлива продавать 20% газа на Украинской энергетической бирже.
По данным Ассоциации газодобывающих компаний, ежемесячно частные компании добывают около 400 млн. куб. м топлива. То есть на биржу ежемесячно должно поступать 80 млн. куб. м газа.
Компромисс не сложился: в ассоциации заявили, что такое решение незаконно и пообещали его обжаловать. Правда, на это уйдет немало времени, а действие обоих постановлений заканчивается в начале мая. Поэтому большинство добытчиков решили не сопротивляться и выставили газ на биржу. По крайней мере, на первые два раунда.
Первые торги “социальным” газом
Сколько газа нужно производителям социально значимых товаров, чтобы те не останавливали работу и работали без ущерба? Во время обсуждения ситуации в декабре 2021 чиновники, биржевики и добытчики говорили о 50 млн. куб.
Производителям хлеба потребовалось 10 млн. куб. м газа. Представителей этой отрасли допустили к первым торгам, состоявшимся 17 января. По их итогам были реализованы скудные в масштабах добычи объемы – 1,3 млн. куб. м топлива.
Причина – ограниченное предложение. На биржу вышла только треть газодобывающих компаний.
Так, на вторых торгах было реализовано еще меньше голубого топлива – 0,5 млн. куб. м, средняя цена составляла 12 тыс. грн. за тыс. куб. м. Рыночная стоимость газа на европейских площадках тогда достигала 28 тыс. грн. за тыс. куб. м.
Газ, приобретенный на первых и вторых торгах, покупатели получат в январе.
На третьих торгах, состоявшихся 19 января, было продано 2,7 млн. куб. м газа с поставкой в феврале.
Как свидетельствуют результаты торгов, топливо на трех аукционах выставили почти все крупные частные компании. Проигнорировало свои обязательства только “Укрнефтебурение” Игоря Коломойского, Виталия Хомутынника и Павла Фукса.
Что не так с решением власти
Среди акционеров крупнейших частных добывающих компаний – Ринат Ахметов, Виктор Пинчук, Игорь Коломойский, Вадим Новинский, Николай Злочевский. Почему компании богатейших людей страны выступают против инициативы властей и не спешат помогать производителям социальных продуктов?
Во-первых, официальную позицию отрасли высказала Ассоциация газодобывающих компаний. Ее суть – принятое правительством решение незаконное и нерыночное.
Во-вторых, отсутствует прозрачный механизм снабжения газа: отследить целевое использование топлива невозможно.
В-третьих, есть вопросы к компаниям, которые могут допустить к торгам льготным газом. Этот список составило Минагрополитики. Среди акционеров этих фирм есть фамилии не менее богатых представителей бизнеса, чем среди добытчиков.
Здесь и миллиардер Юрий Косюк с холдингом МХП и компании группы Kernel Андрея Веревского, и хлебобулочный бизнес сети АЗС ОККО Виталия Антонова.
Собеседники ЭП в правительстве уверяют, что министерский перечень предварительный и льготы получат только те предприятия, которые производят социально важные продукты. “Компании будут отбираться в ручном режиме, этим занимается специально созданный комитет”, – уверяет собеседник.
О необходимости улучшения отдельных процессов и организационных сбоев при подготовке и проведении торгов рассказывают и участники рынка.
Так, соучредитель группы компаний “Хлебодар” Сергей Чекальский подчеркнул, что в список производителей попали предприятия, не имеющие отношения к этой проблематике.
“Потом список почистили. Вышли на торги. Кто-то из производителей купил 100% потребностей, кто-то 10%. Были и те, кто закупил 300% потребностей.
Мы просим правительство включить несколько человек из профильных ассоциаций в Комитет, занимающийся распределением льготного газа, тогда совместными усилиями мы организуем торги должным образом”, – заявил бизнесмен.
Еще одну неофициальную причину сопротивления добытчиков озвучил представитель газовой отрасли. “Почти все крупные добытчики имеют собственные предприятия, тоже потребляющие газ. Я бы не сказал, что у них много лишнего ресурса”, – объясняет он.
Что дальше
Январь можно считать тестовым месяцем. Право приобрести топливо по сниженным ценам получили лишь около ста производителей социально значимых товаров из более 6,8 тыс., вошедших в утвержденный перечень.
По данным источников ЭП, на февраль понадобится около 30 млн. куб. м “социального” газа. Кто на него будет претендовать? 19 января Минагрополитики расширило перечень производителей социально важных продуктов до 6851 компаний.
Речь идет о производителях пшеничной муки, пастеризованного молока, ржано-пшеничного хлеба, куриных яиц, куриных тушек и масла. Определять счастливчиков в ручном режиме будет специально созданный комитет по надзору.
К проблемным отраслям присоединились производители стекла. Они сообщили об остановке трех заводов и переводе остальных в состояние технологического простоя.
Впрочем, решить проблему путем увеличения перечня производителей значимых товаров и пересмотра объема газа, который по льготной цене должна предоставить добывающая отрасль, без решения остальных спорных вопросов вряд ли получится.
Газовики могут принять решение о саботаже торгов, как это сделали отдельные компании. На биржу вышли 19 из 58 компаний. Что будет, если и остальные игроки проигнорируют решение властей и обжалуют его в суде? Как их накажут?
Собеседники ЭП в правительстве говорят, что при таком сценарии может быть принято решение о кратном увеличении ренты на добычу газа – до 80-90%. А уже этими деньгами отдельным секторам будет предоставлена точечная помощь. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)