Киев ищет новые маршруты поставок газа в свете возможного прекращения транзита из России в Европу по украинскому маршруту, благодаря которому возможен “виртуальный реверс” в страну. Подвижки в этом направлении есть, но пока непонятно, будет ли обеспечен необходимый для стабильного импорта ресурс, не говоря уже о ценах, по которым он будет закупаться.
“Апостроф” разбирался, кто и откуда готов протянуть нам “газовую” руку помощи.
Украина с 1 февраля 2022 г. впервые в истории начала физический импорт газа из Венгрии. Об этом в Facebook написал генеральный директор ООО “Оператор ГТС Украины” Сергей Макогон. “Венгерское направление стало вторым после Словакии гарантированным маршрутом поставок газа в Украину даже в случае отсутствия транзита”, – отметил он.
Данное событие во многом является знаковым, и ключевым в сообщении о нем является слово “физический”.
Дело в том, что раньше украинская газотранспортная система (ГТС), построенная как часть общесоветской для поставок советского же, а затем российского газа в Европу, могла работать исключительно в направлении Венгрии.
С ноября 2015 г. Украина не покупает газ у России и получает его только с западного направления, но по факту это, в основном, “виртуальный реверс” – законтрактованные у европейских трейдеров объемы газа Украина отбирает на своей территории в ходе его транзита. Но в октябре 2021 года “Газпром” прекратил поставки в Венгрию по украинскому маршруту, в связи с чем “виртуальный реверс” из этой страны стал невозможен.
Зато теперь есть возможность получать из Венгрии “физический” импорт.
По соглашению между операторами газотранспортных систем Украины и Венгрии, которое было подписано в конце 2021 года, по венгерскому маршруту мы можем получать до 8 миллионов кубометров газа в сутки (более 2,9 миллиарда кубов в год). Для понимания – примерно такой объем газа потребляет Киев.
Кроме того, уже сейчас гарантированный суточный объем импорта газа из Словакии составляет 27 миллионов кубометров в сутки (9,8 миллиарда кубов в год), однако в соответствии с недавно подписанным договором, весной он возрастет до 42 миллионов кубов (15,3 миллиарда кубов в год).
Это не значит, что сегодня Украина получает именно такие объемы газа со стороны Венгрии и, тем более, Словакии – речь идет о максимальных объемах прокачки газа в направлении Украины с территорий этих стран, если, конечно, же, соответствующий ресурс будет в наличии. А вот с этим могут возникнуть проблемы, о чем ниже.
Кроме того, насколько известно, сейчас Украина в принципе не покупает газ (за исключением некоторых частных трейдеров), рассчитывая пока на запасы в подземных хранилищах (ПХГ). По состоянию на начало февраля, в них оставалось менее 12 миллиардов кубов. По идее, этого до окончания отопительного сезона должно хватить, но с весны ПХГ придется заполнять в любом случае, в том числе за счет импорта. Закупки могут начаться даже раньше – по крайней мере, НАК “Нафтогаз Украины” уже покупает валюту под закупку, которая намечена на февраль “в случае необходимости”. Пока речь идет о 300 миллионах кубометров, что при нынешних ценах может потянуть на 300 миллионов долларов (при средней цене в 1000 долларов за 1000 кубометров).
Эксперт энергетических программ Украинского института будущего Андриан Прокип в разговоре с “Апострофом” напомнил, что в этом месяце украинская энергосистема на несколько дней – с 24 по 26 февраля – будет работать в изолированном режиме (отключившись от объединенной энергосистемы с Россией и Беларусью), что необходимо для тестирования ее работы в свете предстоящей интеграции с европейской сетью системных операторов передачи электроэнергии ENTSO-E.
“Я думаю, что это (ожидаемые закупки газа) могут быть связаны с изолированным режимом, так как есть риск неподключения назад к России, а потому нужно будет иметь некоторый запас, если что-то пойдет не так”, – сказал Прокип.
Учитывая, что угля, на котором, в основном, работают теплоэлектростанции (ТЭС), производящие, в том числе, и электроэнергию, в стране по-прежнему недостаточно, эти станции могут начать больше использовать газ, и тогда возникнет нехватка уже этого вида топлива.
Цены на газ в Европе с конца прошлого года бьют рекорды. В декабре они переваливали за 2000 долларов за 1000 кубометров, но потом стабилизировались у отметки в 1000 долларов. В начале февраля они даже опускались ниже 900 долларов, но пока что они все равно держатся на очень высоких уровнях. Есть большая вероятность, что весной цены все же начнут снижаться, тем более, что США, Катар и даже Австралия заявили о готовности обеспечить Европу необходимыми объемами газа, да и Россия в начале февраля нарастила поставки, в том числе, через Украину, чего не было большую часть зимы. Но, даже учитывая все это, вряд ли цены обвалятся до, скажем, 100 или, хотя бы 300 долларов за тысячу кубов.
При этом в неопределенной ситуации с украинским транзитом, который может упасть до минимума (или даже до нуля) с вводом в строй газопровода “Северный поток-2”, вопрос о цене газа станет менее актуальным, чем тот, откуда Украина, в принципе, будет получать топливо.
Польский транзит
В последние дни произошли еще два знаковых события в газовой сфере, и в этом случае они связаны уже с Польшей.
1 февраля стало известно, что польская государственная компания PGNiG закупила для Украины партию американского сжиженного газа (СПГ). Ожидается, что танкер с этим газом прибудет к СПГ-терминалу в Swinoujscie на Балтийском море в Польше в конце февраля.
Этот газ предназначается для украинского трейдера ERU Europe. Группа “Энергетические ресурсы Украины” (“ЭРУ”, ERU) принадлежит украинцу Ярославу Мудрому и американцу Дейлу Перри. ERU занимается энергетическими проектами на территории Украины.
Компания получит американский газ в конце марта на границе двух стран после того, как топливо пройдет повторную газификацию и поступит в ГТС Польши.
В сообщениях не указываются ни объем поставки, ни цена, по которой он был куплен. Тем не менее, можно рассчитать, хотя бы приблизительно, и то, и другое.
Современный типовой танкер-газовоз имеет вместимость от 150 до 220 тысяч кубометров сжиженного газа, из которых можно получить от 90 до 135 миллионов кубов природного газа. Для удобства возьмем объем в 100 миллионов кубометров повторно газифицированного топлива. Цену, также для удобства, возьмем на уровне 1000 долларов за тысячу кубов. Таким образом, можно предположить, что цена покупки составила 100 миллионов долларов (при этом еще раз подчеркнем, что эти цифры являются чисто гипотетическими, и они не должны восприниматься и, тем более, использоваться, как фактические).
Пока непонятно, кому будет реализован этот газ. Объем поставки невелик – он сопоставим с суточным потреблением Украины в зимний период (в среднем, 120 миллионов кубометров). Однако, можно не сомневаться, что своего покупателя он найдет, учитывая дефицит топлива в стране.
Кстати, это уже вторая поставка американского СПГ через Польшу в интересах ERU. Правда, первая была осуществлена еще в 2019 году.
Вторая важная новость для Украины, связанная с Польшей, касается нового газопровода, который собираются построить две страны. О планах прокладки такой “трубы” было объявлено во время визита в Киев польского премьера Матеуша Моравецкого 1 февраля.
Беда только в том, что дискуссии о необходимости строительства нового газового интерконнектора между странами ведется с 2014 г. По нему Украина могла бы получать дополнительные объемы газа, что способствовало бы энергетической диверсификации. Планировалось, что строительные работы начнутся в 2017 г., а коммерческая эксплуатация газопровода – в 2020-м. Но, как видим, ничего подобного не произошло.
“Физические поставки из Польши мы можем получать и по действующему газопроводу, однако нужно учитывать, что он эксплуатируется не меньше 35 лет. И в моей практике было как минимум два случая разгерметизации этого газопровода. На режим поставок это не повлияло, но это лишний раз показало, что нам нужно расширять газотранспортный коридор Украина-Польша. При этом, фактически, речь идет о необходимости замены действующего трубопровода”, – сказал в комментарии изданию ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Максим Билявский, который более 10 лет проработал на различных должностях в компании “Укртрансгаз”.
По действующему газопроводу Украина может получать со стороны Польши не более 2 миллиардов кубометров газа в год, тогда как мощность новой “трубы” оценивалась в разное время на уровне от 5 до 8 миллиардов кубометров. Но, даже, если она, в конечном итоге, составит порядка 5 миллиардов кубов в год, это все равно будет более, чем вдвое больше, чем сейчас.
Понятное дело, что реализация проекта газопровода требует инвестиций. Ранее они оценивались в 200 миллионов долларов, но в 2017 году проект был заморожен.
“Этот проект заблокировал Андрей Коболев (на то время глава НАК “Нафтогаз Украины” – “Апостроф”). Причины такого решения Коболева мне неизвестны, – заявил Максим Билявский. – Если бы ни эта стратегическая ошибка, Украина сегодня имела бы достаточно широкий газовый коридор на границе с Польшей, который бы позволял осуществлять физические поставки газа в Украину в суточном режиме 7-9 миллионов кубометров (2,5-3,3 миллиарда кубометров в год)”.
Сейчас, после заявлений глав правительств Украины и Польши Дениса Шмыгаля и Матеуша Моравецкого, появилась некоторая надежда, что этот проект, все же, сдвинется с мертвой точки.
По всем направлениям
Кстати, Польша может служить хорошим примером в плане обеспечения диверсификации поставок газа. Сейчас ведутся работы по увеличению мощности СПГ-терминала в Swinoujscie с нынешних 5 миллиардов кубометров до 7,5 миллиарда кубометров в год. Кроме того, завершена прокладка газопровода Baltic Pipe, который соединил польскую территорию с норвежским месторождением в Северном море. Мощность этого газопровода составит 10 миллиардов кубов в год, и он, как ожидается, начнет функционировать до конца 2022 года.
Норвежский газ, по идее, мог бы поставляться транзитом в Украину, однако с 2023 года Польша намерена прекратить закупки газа в России. На сегодня страна получает 10 миллиардов кубов российского газа. Кроме того, Польша собирается обеспечить поставки топлива в страны Балтии.
В связи с этим возникает вопрос, откуда еще Украина может получать газ? Этот вопрос имеет особую актуальность в свете того, что в конце 2024 года истекает срок действия контракта с Россией о транзите газа в Европу. Если к этому времени Кремль все же добьется запуска “Северного потока-2”, транзит через Украину может снизиться до минимума или вообще прекратиться. А это значит, что “виртуальный реверс” будет невозможен.
Андриан Прокип отмечает, что Европа имеет достаточно хорошо разветвленную сеть газопроводов, а потому особых проблем с доставкой газа в Украину быть не должно. “Но есть ограничения – наличие самого газа, а также его цена”, – добавляет он.
Что касается цены, то здесь мы являемся заложниками европейских спотов, на которых устанавливаются котировки топлива. Если цены стабилизируются после начавшегося в 2021 г. ралли, то “Нафтогаз”, а также частные трейдеры вернутся к прежнему режиму работы, когда основные закупки осуществляются в летний период по минимальной стоимости из-за сезонного снижения спроса.
Теперь по поводу собственно ресурса. Украина может претендовать на поставки азербайджанского газа – они возможны со стороны Турции. По словам Максима Билявского, после ввода в эксплуатацию газопровода “Турецкий поток” в 2020 году балканское направление транзита через Украины стало “высушенным”. Напомним, именно по “Турецкому потоку” Россия с октября 2021 года поставляет газ в Венгрию, тогда как до этого он доставлялся по украинскому маршруту.
Однако всерьез на азербайджанский газ рассчитывать не стоит, так как его ресурсы ограничены. К тому же, Азербайджан с конца 2020 года поставляет свой газ в южную Европу по трубопроводу TAP – в Болгарию, Грецию и Италию.
Поэтому, если Украине и есть на что рассчитывать, так это на сжиженный природный газ. Но и здесь вариантов не так много. Во-первых, это польский маршрут. При наличии ресурса – это может быть американский, катарский и, возможно, даже австралийский газ, а также в случае реализации проекта интерконнектора, о котором говорилось выше, перспективы довольно неплохие.
Мы также можем получать газ через хорватский СПГ-терминал на острове Крк. “Вероятно, это уже происходит. Есть версия, что из Венгрии к нам поступает не российский газ, как того хотели бы идеологи кремлевской пропаганды, а как раз американский газ с LNG-терминала в Хорватии”,- отметил Максим Билявский.
Вместе с тем, мощность хорватского терминала весьма скромная – всего 2,6 миллиарда кубометров в год (что почти в три раза меньше, чем польского СПГ-терминала после завершения работ по увеличению его пропускной способности). И, даже если весь объем пойдет в Украину (что вряд ли), все равно этого будет слишком мало, чтобы удовлетворить потребности Украины в импорте, которые, напомним, на сегодня составляют примерно 10 миллиардов кубометров в год.
Кстати, страны НАТО, всерьез обеспокоившись “газовым шантажом” России, решили возродить подзабытый проект газопровода Midcat из Испании во Францию. Дело в том, что сегодня Испания связана с остальной континентальной Европой лишь одним газопроводом мощностью 5 миллиардов кубов в год. В связи с этим Испания получает газ из Алжира по трубопроводу, а также сжиженный газ, который поступает на ее шесть СПГ-терминалов (еще один расположен в соседней Португалии).
Однако этот проект пока даже не одобрен, а потому неизвестно, будет ли он в принципе реализован. В любом случае, речь идет не об одном годе ожидания.
Резюмируя, отметим, что перспективы импорта для Украины выглядят не так уж и печально. Другое дело, что значительная зависимость от импорта не способствует энергонезависимости. А усилить ее могла бы собственная газодобыча, которая, к сожалению, в последние годы стагнирует (если в 2020 г. в Украине было добыто 20,23 миллиарда кубов газа, то в 2021-м – 19,79 миллиарда). Планы по увеличению добычи существуют уже много лет, но с их реализацией все никак не складывается. Но у Украины другого выхода просто нет. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)