Экономическая целесообразность строительства АЭС базируется на сопоставлении стоимости конечного киловатт-часа при разных способах его производства.

На расширенном заседании правительства 8 февраля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что “проблему энергетической безопасности страны нужно срочно решать”. Он объяснил, почему это надо республике тем, что “мы столкнулись с регулярными перебоями в работе системы энергоснабжения”, приведя в пример недавнее отключение электроэнергии на юге страны и частичную зависимость от качества работы энергосистем сопредельных государств. “Нам позарез нужна электроэнергия, причем атомная чистая энергия”, – заявил глава государства.

10-11 февраля Касым-Жомарт Токаев по приглашению президента Владимира Путина совершит рабочий визит в Российскую Федерацию. На переговорах с президентом России будут рассмотрены перспективы развития многопланового казахстанско-российского стратегического партнерства. Среди прочего, на высшем уровне будет в очередной раз обсужден проект по строительству в Казахстане АЭС по российским технологиям, и возможно, принято важное решение по данному вопросу.

Энергетику вместе с образованием и цифровизацией глава российского государства в ходе встречи с Касым-Жомартом Токаевым в конце декабря минувшего года на полях неформального саммита СНГ назвал “ключевыми вещами” и “чрезвычайно важными вопросами”. Владимир Путин уже не раз предлагал Казахстану содействие и поддержку в возведении и эксплуатации АЭС в случае, если такое решение будет принято. В частности, об этом он говорил в апреле 2019 г. после встречи с президентом Казахстана в Кремле, на пленарном заседании XVII Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России в сентябре 2021 года.

При этом в начале сентября Касым-Жомарт Токаев, выступая по видеосвязи перед участниками VI Восточного экономического форума во Владивостоке, заявил, что в своем послании народу Казахстана он поставил задачу всесторонне изучить возможность создания в Казахстане атомной энергетики. “Я сам считаю, что пришло время предметно рассмотреть данный вопрос, поскольку Казахстану нужна атомная станция”, – сказал он.

В последние годы вопрос строительства АЭС в Казахстане вызвал большой общественный резонанс, включая и критику. Это неудивительно, так как атомная энергетика имеет ряд особенностей, которые определяют путь ее развития. В их числе (помимо высокого уровня технологий, больших стоимости и сроков строительства АЭС) выделяется повышенный уровень общественной приемлемости. Например, некоторые европейские страны частично или полностью сократили свои ядерные программы из-за аварий на Чернобыльской АЭС и “Фукусима-1”. Безусловно, после этого вероятность серьезных аварий остается ненулевой, при том, что весь мир сделал упор на три пути повышения безопасности эксплуатации атомных станций: рост количества систем безопасности; повышенный надзор, куда входят лицензирование и регулирование операторов, осуществляющих эксплуатацию; доверие к технологии и создание реакторов нового поколения, исключающих развитие подобных аварий в принципе.

Интерес к атомной энергетике вновь начал возрастать с середины 2000-х годов, когда появились новые реакторные технологии, а в различных публикациях сторонники мирного атома все чаще стали упоминать термин “ядерный ренессанс”. По данным МАГАТЭ – мирового центра сотрудничества в ядерной области, новые исследования показывают, что использование ядерной энергии может способствовать смягчению последствий изменения климата в некоторых странах, подходит для обеспечения их экономического роста, поддержания безопасности энергоснабжения путем снижения зависимости от импорта, обеспечения надежности и гибкости электроэнергетической системы. Исследовательская группа МАГАТЭ даже для Украины, тяжело пережившей чернобыльскую трагедию, выявила значительный потенциал ядерной энергии.

К 2022 г. мировое потребление электроэнергии увеличилось с 1990 г. более чем двукратно. За этот же период, по данным ООН, численность населения земли увеличилось только на 45%. То есть, уровень потребления электроэнергии обусловлен не только ростом населения, но и промышленным и технологическим развитием. А его темпы дают основание прогнозировать дальнейшее увеличение удельного потребления электроэнергии.

Обычному человеку (при средней продолжительности жизни в 72,6 года) требуется 235 000 кВт/ч электроэнергии в течение всей жизни, если исходить из текущего уровня потребления. Столько энергии можно получить из уранового топлива, в количестве, равном по объему куриному яйцу. При этом нужно 88 тонн угля или 66 тонн нефти с огромной долей соответствующих выбросов СО2, чтобы произвести такое же количество энергии. К тому же солнце все время не светит, а ветер постоянно не дует, поэтому важно сочетать разные источники энергии, особенно с низким уровнем выбросов углекислого газа, их независимостью от климатических и погодных условий.

В настоящее время более 60% первичной энергии в мире произведено углеводородными источниками. Это обусловлено распространенностью ископаемого топлива, его невысокой стоимостью и сравнительно простым уровнем технологий, требуемых для генерации такого типа энергии. Однако углеводородная энергетика выбрасывает значительное количество парниковых газов в атмосферу, что является одной из причин эффекта глобального потепления, снижение которого стало одним из важнейших вопросов, поднимаемых мировым сообществом в наши дни. Для смягчения данного эффекта было принято решение об ограничении выбросов парниковых газов, что закреплено в Киотском протоколе (1997 г.) и Парижском соглашении, вступившем в силу в 2016 г. Недавно состоялась 26-я конференция ООН по изменению климата в Глазго. Реализация данных договоренностей будет воплощена, в том числе, в снижении доли углеводородной энергетики за счет атомной генерации.

“На сегодняшний день 442 ядерных энергетических реактора, работающих в 32 странах, обеспечивают порядка 394 гигаватт установленной мощности, обеспечивая более 10% мировой электроэнергии и примерно четверть всей низкоуглеродной электроэнергии, – заявил в своем выступлении генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси в ноябре 2021 г. – В 19 странах строится 51 реактор, которые, как ожидается, обеспечат почти 54 гигаватт дополнительной мощности”.

В рамках оптимистического сценария, представленного в последнем ежегодном обзоре МАГАТЭ, ожидается, что мировые ядерные генерирующие мощности к 2050 году удвоятся и составят 792 гигаватт. Больше всего АЭС (63 АЭС, 104 энергоблока) эксплуатируется в США. На втором месте идет Франция (58 энергоблока), на третьем – Япония (50 блоков). В России эксплуатируется 10 АЭС (33 энергоблока). Быстрыми темпами развивается ядерная энергетика в Азии, которая станет мировым лидером этого развития.

Ядерная энергия получает все более широкое признание по всему миру. В прошлом году ее использовать начали ОАЭ и Беларусь. Президент Беларуси Александр Лукашенко, выступая в январе 2022 года с посланием к белорусскому народу и парламенту, заявил, что полон решимости реализовать проект строительства в республике еще одной АЭС. Два энергоблока АЭС планируется ввести в эксплуатацию к 2029 году в соседнем Узбекистане. Строят свои первые реакторы Бангладеш и Турция. По данным МАГАТЭ, строительством у себя первых АЭС интересуются около 30 стран, в том числе Казахстан, Шри-Ланка, Кения, Уганда, Иордания, Гана, Египет, Польша, Филиппины, Судан.

В современной практике большинство атомных проектов нереализуемо без участия государства или даже нескольких стран, учитывая, что это касается вопросов национальной безопасности. Экономическая целесообразность развития атомной энергетики базируется на сопоставлении стоимости конечного киловатт-часа при разных способах его производства. Строительство АЭС целесообразно, если получаемая от нее электроэнергия не будет дороже самого дешевого альтернативного способа производства. При планировании станции сопоставляются цены на основные виды топлива (газ, уголь и нефть), а также сравнивается стоимость строительства АЭС и альтернативных объектов генерации энергии. К увеличению затрат на строительство и себестоимости электроэнергии приводит комплекс мер по повышению безопасности АЭС. Но в итоге атомная энергия, как правило, оказывается дешевле альтернатив.

Таким образом следует отметить, что состояние и перспективы развития атомной энергетики для Казахстана будет определяться его национальными интересами. Казахстанско-российское энергетическое сотрудничество, как двустороннее, так и в рамках ЕАЭС сейчас наиболее активно развивается вокруг углеводородов. Однако в свете современных проблем, связанных с необходимостью ограничения повышения глобальной температуры и отраслевой диверсификации энергетического сектора, виден рост интереса к строительству АЭС.

Россия является единственной страной в мире, работающей во всех научно-производственных направлениях атомной энергетики. При этом “Росатом” глобально присутствует как в странах западного, так и восточного полушарий. Об этом свидетельствует значительный рост объема портфеля долгосрочных зарубежных заказов “Росатома” (более 70 % его объема занимают контракты на сооружение АЭС). Портфель таких проектов возрос с 19 энергоблоков в 2014 году до 36 на начало 2020 года.

В Казахстане ядерная энергетическая программа была свернута в 1990-х годах вместе с остановкой единственного реактора в Актау. Однако ее не забросили в долгий ящик. В соответствии с постановлением Кабинета министров Республики Казахстан №1344 от 18 октября 1995 года “О развитии атомной энергетики Республики Казахстан” на стадии принятия решения находился вариант строительства атомной станции на площадке предполагавшейся Южно-Казахстанской ГРЭС на территории Алматинской области в поселке Улькен.

При этом в настоящее время “Казатомпром” является крупнейшим в мире производителем природного урана, пропорционально долям участия компании, в размере около 23% от совокупной мировой первичной добычи урана в 2020 году. Вместе с дочерними, зависимыми и совместными организациями он ведет разработку 26 месторождений, объединенных в 14 уранодобывающих предприятий. Все уранодобывающие предприятия расположены на территории Республики Казахстан. Также в стране расположены мощности по производству топливного порошка и таблеток из оксида урана.

В свою очередь Россия обладает самым высоким в мире потенциалом в сфере обогащения урана, а также накопила богатый опыт в области фабрикации тепловыделяющих сборок – готового топлива для АЭС. Таким образом, сотрудничество с Казахстаном в сфере ядерной энергетики может оказаться взаимовыгодным.

Энергия – это кровь, которая питает развитие каждой страны, всем им она нужна. “Нельзя идти на поводу у популистов, которые не разбираются в экономических реалиях, – отметил на расширенном заседании правительства президент Касым-Жомарт Токаев. – Нужно профессионально разъяснять значение атомной энергетики”.

В этой связи можно предположить, что в Казахстане может открыться информационный центр по атомным технологиям. Тогда он станет для жителей страны площадкой, где каждый сможет узнать, что такое атом, как работает АЭС, в каких неэнергетических областях применяются атомные технологии. Например, ядерная наука играет ключевую роль в диагностике и лечении онкологических заболеваний – от лучевой терапии и радиофармацевтики до стерилизации медицинского оборудования.

Атомная энергия помогает производству водорода, централизованному теплоснабжению и технологическому нагреву для нужд промышленности (изготовления стекла, цемента, металлов), нефтепереработке, опреснению морской воды. В свое время реактор в Актау производил до 135 МВт электроэнергии и 80 тысяч кубометров питьевой воды в день в течение 27 лет. Сегодня первая в мире плавучая АЭС “Академик Ломоносов”, эксплуатация которой началась в мае 2020 г., обеспечивает теплом Чукотский автономный округ, расположенный на крайнем северо-востоке России. В итоге решение о том, строить ли в Казахстане АЭС, будет зависеть от растущих потребностей в электроэнергии и выбора задач, которые стоят перед государством. (Eenergy.media/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий