Россия держит на минимуме объемы газа, которые она поставляет в Европу через газотранспортную систему Украины, отказываясь увеличить транзит, несмотря на спрос на топливо в странах Евросоюза и более чем достаточные для этого возможности отечественной ГТС.
Однако в феврале объемы прокачки со стороны РФ неожиданно выросли. Кроме того, президент РФ Владимир Путин делает намеки, что транзит через нашу страну может сохраниться и после 2024 года, когда действие нынешнего контракта истечет.
“Апостроф” разбирался, что заставило Кремль пойти на такие шаги, что происходит с транзитом сейчас, и к чему Украине следует готовиться.
Транзитные качели
Россия последовательно сокращает объемы транспортировки природного газа по украинским трубопроводам. В январе этого года зафиксирован самый низкий за последние годы уровень загрузки нашей газотранспортной системы (ГТС).
“За первые 16 суток в январе 2019 года среднесуточный объем транзита составлял более 250 миллионов кубометров газа, в “ковидном” 2020 г. – 83,4 миллиона кубометров, в 2021 г. – 124,6 миллиона кубометров, а в 2022 – только 52,4 миллиона кубометров”, – сообщил на своей странице в Facebook генеральный директор ООО “Оператор ГТС Украины” Сергей Макогон.
Среднесуточный объем транзита через Украину в январе составлял 54 миллиона кубометров (минимально 43 миллиона, максимум – 74 миллиона). При том, что согласно условиям контракта, исходя из того, что годовой объем не может быть менее 40 миллиардов кубов, среднесуточные поставки должны быть на уровне около 109 миллионов кубометров.
По мнению Сергея Макогона, такая ситуация свидетельствует о том, что “Газпром” не заинтересован помогать странам ЕС в кризисный период, и давление на Европу с целью скорейшего запуска газопровода “Северный поток-2” в обход Украины продолжается.
Правда, в начале февраля “Газпром” неожиданно резко увеличил объемы транспортировки. 7 февраля через украинские газопроводы прошло 107,8 миллиона кубометров газа, что почти соответствует тому, что предусмотрено контрактом.
Однако собирается ли Россия сохранять такие объемы в дальнейшем, пока неизвестно.
“На основе нескольких дней очень трудно делать выводы, – сказал в комментарии “Апострофу” советник премьер-министра Украины Юрий Бойко. – Мы уже видели, как в силу разных политических обстоятельств ситуация с российским транзитом резко менялась. Поэтому говорить о том, что “Газпром” пересмотрел свою позицию и решил вернуться к контрактным объемам транспортировки газа, можно будет только после того, как нынешний уровень транспортировки продержится несколько недель”.
Кстати, не продержался – номинации на 8 и 9 февраля уже были снижены – соответственно до 84,7 и 78,9 миллиона кубов, а на текущей неделе они упали еще больше.
Между тем, ситуация на рынке газа Европы остается нестабильной. В конце нынешнего года европейские потребители, напуганные сложившимися на газовых хабах заоблачными ценами (напомним, что на максимуме они превышали 2000 долларов за тысячу кубометров), в значительной степени перешли на потребление запасов из подземных хранилищ. Благодаря этому цену удалось сбить вдвое – примерно до 1000 долларов.
“Запасы газа в подземных хранилищах заметно снизились, и потому с начала февраля начал расти спрос на российский газ. А рост заявок на импорт повлек за собой увеличение транзита через Украину”, – пояснил в разговоре с изданием руководитель специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев.
Борьба за рынок
Однако “Газпром” вряд ли будет увеличивать объемы транспортировки газа. Российский монополист наверняка продолжит удерживать цены на высоком уровне в ближайшие месяцы, оказывая таким образом давление на европейских потребителей с целью обеспечения запуска “Северного потока-2”.
Сегодня вокруг этого газопровода идут ожесточенные споры, и вряд ли можно точно спрогнозировать, когда он заработает. Во всяком случае, НАК “Нафтогаз Украины”, заинтересованный в сохранении украинского транзита, прилагает усилия для того, чтобы это произошло как можно позже. Немецкий регулятор Bundesnetzagentur (BNetzA) в конце 2021 г. допустил “Нафтогаз” к процессу сертификации “Северного потока-2”, а, что касается самой сертификации, то она, как говорит регулятор, вряд ли завершится раньше лета этого года.
То есть, пока транзит через Украину сохранится, но успокаиваться по этому поводу не стоит.
“Каковы бы ни были текущие колебания объемов транзита, общая долгосрочная тенденция заключается в том, что Россия ежегодно последовательно сокращает общий ежегодный объем транспортировки по нашей территории”, – говорит Юрий Бойко.
До 2024 года украинский интерес в определенной степени защищен действующим контрактом, который предусматривает минимальный объем транспортировки на уровне не менее 40 миллиардов кубов в год. Причем в контракте применен принцип “качай или плати”, то есть, даже если реальный объем прокачки окажется ниже, то “Газпром” все равно должен заплатить за 40 миллиардов кубов.
“Надо признать, что “Газпром” достаточно добросовестно выполняет формальные условия контракта с НАКом, – говорит Юрий Бойко. – Поэтому до истечения срока действия контракта российская сторона вряд ли прибегнет к действиям, которые могут быть трактованы как нарушение его условий”.
Но и это не точно. Россия находится в определенном треугольнике возможных решений. С одной стороны, высокие цены позволяют ей хорошо зарабатывать на продаже топлива вне долгосрочных контрактов с европейскими контрагентами. С другой стороны, Кремль не хочет увеличивать прокачку через украинскую ГТС, поскольку его целью является лишение нас транзита как такового. Впрочем, упомянутый уже не раз газопровод “Северный поток-2” до сих пор не работает, а потому обойтись без украинского маршрута сейчас нельзя.
Также важно то, что сокращение объемов поставок, в том числе по украинскому маршруту, приводит к тому, что Россия, хоть и понемногу, но теряет свою долю на европейском рынке. Так, если в 2020 году в газовом импорте ЕС она составила 49%, то в 2021 году – уже 42%.
В условиях, когда сжиженный газ из Америки и Катара, являющихся крупнейшими поставщиками СПГ в мире, шел преимущественно в Азию, где цены традиционно выше, чем в Европе, России проще было манипулировать на рынке. Но газовозы все чаще разворачиваются в сторону Европы – не в последнюю очередь из-за скоординированных действий Европы, Америки, Австралии и даже Японии, которая согласилась помочь европейским партнерам в трудные времена, отправив им излишки газа.
В частности, в январе 2022 года поставки сжиженного газа в Европу побили рекорд для этого месяца за все время наблюдений с 2011 года. Возможно, это как раз и стало, по крайней мере, одной из причин того, что Россия увеличила объемы поставок в начале февраля – чтобы не потерять свои позиции на европейском рынке еще больше.
Но весной из-за потепления спрос на газ уменьшится, и это значит, что Россия снова сможет “прикрутить кран”. Кроме этого, есть значительные шансы, особенно если российские войска не вторгнутся на украинскую территорию, что “Северный поток-2” рано или поздно все же заработает. А это позволит “Газпрому” снизить объемы поставок через Украину.
Жизнь без транзита
Главной угрозой является то, что Россия может сознательно пойти на то, чтобы транспортировать по нашей ГТС объемы на уровнях меньше 40 миллиардов кубометров в год, как это обусловлено контрактом, и платить за несуществующий транзит, чтобы только сделать Украине хуже. Это приведет к определенным убыткам “Газпрома”, но давно уже известно, что российский государственный монополист – это не про бизнес, а про политику, а газ Кремлем используется в качестве оружия.
Существенное уменьшение объемов транзита приведет, в свою очередь, к снижению давления в “трубе”, и это одна из главных проблем для нас.
“Газотранспортная система Украины построена таким образом, что возможность поставок газа потребителям на востоке и юге страны зависит от давления в магистральном трубопроводе, – говорит Геннадий Рябцев. – Так что, если это давление значительно снизится, газ просто не будет доходить до конечных потребителей”.
Другой проблемой является то, что в случае сокращения транзита Украине станет труднее получать газ через так называемый “виртуальный реверс”, который по факту является российским газом, что идет в Европу, но остается на нашей территории.
Так что ситуация, при которой транзит через Украину упадет даже во время действия текущего контракта, вполне возможна.
Однако, когда его срок истечет в конце 2024 г., это произойдет почти наверняка. Если только не случится что-нибудь очень неожиданное. Например, если Россия решит продолжить транзит и после этой даты. По крайней мере, президент РФ Владимир Путин допускает такую возможность. “Мы готовы продолжить поставки газа через Украину даже после 2024 г., когда истекает срок действующего контракта на транзит. Естественно, если на это будет спрос европейских импортеров, и это будет рентабельно, а сама ГТС Украины будет находиться в исправном техническом состоянии”, – сказал он на пресс-конференции с канцлером Германии Олафом Шольцем в ходе визита последнего в Москву 15 февраля.
Но всем прекрасно известна цена слова Путина, а, значит, рассчитывать на сказанное им всерьез не стоит.
Именно поэтому нужно искать – и находить – альтернативный российскому газ уже сейчас. Европейский Союз также настроен избавиться от газовой зависимости от России, но он, в отличие от Украины, может себе позволить покупать топливо у РФ.
“Территориально ближайшим традиционным поставщиком газа для Украины является Россия, – говорит Юрий Бойко. – Однако по известным причинам заключения контракта с “Газпромом” вряд ли возможно”.
Как ранее писал “Апостроф”, для Украины существуют возможности налаживания поставок газа с разных направлений, но для этого нужно принять определенные меры. Кроме того, чтобы, в принципе, снизить зависимость от любого импорта, нужно наращивать собственную газодобычу, и это для отечественных властей должно стать ежедневной мантрой. (Виктор Авдеенко, Роберт Василь, Апостроф/Энергетика Украины и мира)