Может ли цивилизованный мир отказаться от российских энергоносителей, которые финансируют террористическую армию, и какие страны способны заменить РФ.
Введенных Западом санкций недостаточно для укрощения агрессора. Путинскому режиму для удержания власти и продолжения войны против украинцев хватает валюты, поступающей от продажи нефти и газа.
Если мир не откажется от российских энергоносителей, даже по итогам 2022 г. фашистская диктатура заработает на них 321 млрд. дол. Этого хватит для покрытия импорта и удержания курса рубля от значительных падений.
Может ли цивилизованный мир отказаться от российских энергоносителей, финансирующих террористическую армию путинского режима?
Отказаться от русского
Некоторые союзники Украины – США, Канада и Великобритания – уже отказываются от энергоносителей террористической России, уменьшая валютные поступления в ее бюджет.
Правда, эффект от таких действий минимален, ведь эти страны почти не импортируют газ и нефтепродукты из РФ. Все внимание приковано к крупнейшему покупателю российских энергоносителей – Евросоюзу, который по этому вопросу разделен.
Министр финансов Германии Кристиан Линдер выступил против остановки импорта из России, потому что это “чревато стабильностью страны”. Аналогичная позиция и у властей Австрии, призывающей партнеров искать другие пути давления на путинский режим.
Италия и Франция после геноцида украинцев в Буче поддержали санкции. По данным Financial Times, окончательное решение страны ЕС будет принято 6 апреля в рамках обсуждения очередного пакета антироссийских санкций.
Отказ от покупки российских нефти и газа – самый сильный удар, который может получить путинский режим за войну и геноцид в Украине. Это обескровливание экономики, которая больше чем на половину питается деньгами от продажи энергоносителей.
Реализация такой идеи в условиях мирового энергетического кризиса требует немалых затрат со стороны ЕС . Прекращение поставок нефти и газа из РФ на европейский рынок будет означать значительный рост цен и сильный удар по промышленности.
Путин не случайно избрал именно это время для разрешения великой войны. Сейчас мир зависим от российских энергоносителей и многим странам трудно от них отказаться. Однако ситуация не безнадежна.
Россия больше зависит от европейского рынка, чем ЕС – от российской нефти и газа. Причина проста: страны Евросоюза со временем обретут альтернативного поставщика, а Россия нового покупателя найти не сможет.
Рынок достаточно гибок, чтобы со временем заменить российские энергоносители, но для этого необходима политическая воля, значительные инвестиции в развитие инфраструктуры и дотации из бюджета для смягчения последствий перехода.
Экономические потери неизбежны, поэтому европейская промышленность испытывает тяжелый удар. Наградой за эти потери станет лишение военных преступников главного источника валюты и независимость ЕС от российского нефтегазового лобби.
На рынок ЕС приходится 50% нефтяного и 75% газового экспорта России. Агрессор не сможет переориентировать эти объемы на другие направления. Надежда на богатый китайский рынок бесполезна.
Дело в том, что газовые месторождения Западной Сибири, из которых голубое топливо поступает в ЕС, не присоединены к Китаю. Следовательно, после сокращения экспорта в Евросоюз значительную часть газовых скважин придется закрыть.
Открыть их снова будет сложно – Россию покидают сервисные фирмы , работавшие со сложными скважинами.
Нарастить поставки газа в Китай танкерами тоже не получится. Для строительства соответствующей инфраструктуры нужно привлекать иностранные компании, а они уже покидают токсичный российский рынок.
Американская ExxonMobil заморозила строительство СПГ-завода на Дальнем Востоке стоимостью 4,2 млрд. долларов. Реализация этого проекта могла увеличить ежегодный экспорт российского газа на 8,5 млрд. куб.
Инфраструктура для транспортировки нефти в Китай уже загружен, поэтому быстро увеличить экспорт ресурса в эту страну не удастся.
Как заменить нефть
Из-за падения спроса на горючее в 2020 году, вызванном карантинными ограничениями, нефтяные компании сократили поставки сырья на глобальный рынок. Ежедневная добыча нефти в мире упала со 100,5 млн. барр. до 94 млн. барр.
Вернуться на докризисные уровни компании до сих пор не могут, потому что открывать законсервированные скважины значительно труднее, чем закрывать. В 2021 году суточная добыча составила 95,5 млн. барр, а спрос – 97,5 млн. барр.
По прогнозам Управления энергетической информации США, мировой спрос на нефть в 2022 году вырастет до 100,6 млн. барр, то есть превысит уровень докризисного 2019 г.
Поскольку предложение не поспевает за спросом, мировые цены растут. По довоенным оценкам, в конце 2022 г. нефть марки Brent должна стоить 100-125 долл. за барр.
Как отразится на дефицитном рынке отсутствие на нем России? По мнению аналитиков Bank of America, если прекратятся поставки российского сырья, то цены могут достичь 200 долл. за барр. Такая ситуация не устроит никого.
Чтобы избавиться от зависимости от российской нефти и сохранить статус-кво в балансе спроса и предложения, в 2022 году рынку необходимы дополнительные 10,5 млн. барр в сутки. 7,5 млн. барр – российский экспорт, 3 млн. барр – рост спроса.
Лидером в поиске дополнительных баррелей являются США, наиболее заинтересованные в стабилизации цен.
С одной стороны, президент Байден заинтересован в уничтожении путинского режима, по крайней мере, из политических соображений, а с другой – в стабилизации цен на американские АЗС, которые за последний год выросли на 48%.
Первым шагом станет высвобождение резервов. США планируют за полгода дать 180 млн. барр нефтяного резерва, ежедневно поставляя на рынок дополнительный 1 млн. барр . От союзников США Байден ожидает до конца года 50 млн. барр нефти.
Правда, высвобождение резервов – это временное решение, которое снизит дефицит только на определенный период. Затем придется искать долгосрочные решения.
Второй шаг – поиск новых поставщиков. США работают над снятием нефтяного эмбарго из Венесуэлы и Ирана.
Переговоры по ядерному соглашению с Ираном уже на финишной прямой . Если они пройдут удачно, стране откроют доступ на мировой рынок. Многое зависит от того, пойдут ли США на компромисс и удастся ли России сорвать переговоры.
До санкций Иран поставлял на мировой рынок 2,5 млн. барр нефти в день, сейчас – около 1 млн. барр. Следовательно, после снятия санкций потенциал увеличения экспорта – 1,5 млн. барр в сутки.
С Венесуэлой посложнее. США лишь начали переговоры с лидером страны Николасом Мадуро, ранее называвшимся диктатором и обвиняемым в преступлениях против человечности.
Предмет переговоров – снятие санкций в обмен на договоренности с проамериканской оппозицией. Россия и здесь постарается сорвать соглашение.
До санкций Венесуэла поставляла на мировой рынок 1,9 млн. барр нефти в сутки, сейчас – всего 600 тыс. барр. Потенциал увеличения экспорта после снятия санкций – 1,3 млн. барр в сутки.
Третий шаг – увеличение добычи. Эта часть самая важная, ведь вся отрасль находится в состоянии восстановления после кризиса. Со временем добыча нефти будет расти, но на сколько неизвестно.
По данным Управления энергетической информации США, 13 стран ОПЕК в 2021 году ежедневно добывали 26,3 млн. барр нефти. Прогноз на 2022 год – 28,9 млн. барр. Потенциал увеличения добычи стран картеля составляет 2,6 млн. барр в сутки.
В Северной Америке в 2021 году ежедневно добывали 26,4 млн. барр, в 2022 году прогнозируют 28,1 млн. барр. Потенциал – 1,7 млн. барр в сутки.
В Южной и Латинской Америках в 2021 году ежедневно добывали 6,1 млн. барр, ожидания на 2022 год – 6,6 млн. барр. Потенциал – 0,5 млн. барр в сутки. В других регионах потенциал роста добычи составляет 0,3-0,4 млн. барр .
Таким образом, в 2022 году предложение на рынке нефти может возрасти на 9 млн. барр в сутки с необходимых 10,5 млн. барр.
Такого показателя можно достичь только при реализации всех возможностей. То есть, если члены ОПЕК не будут иметь проблем с увеличением добычи, а подсанкционные страны пойдут на условия США.
Полное эмбарго – это утопия, ведь, по меньшей мере, Китай и Индия не поддержат санкции против Москвы. С одной стороны, это плохо, ведь РФ будет получать валюту. С другой стороны, страны ЕС смогут переориентироваться на других поставщиков.
Если от российской нефти откажутся только страны ЕС, то для сохранения текущего баланса спроса и предложения мировому рынку в 2022 году нужно будет компенсировать 6-7 млн. барр в сутки вместо 10,5 млн. барр, что вполне реально.
Как заменить газ
С российским газом ситуация более сложная, ведь нужно найти ежегодную альтернативу более 155 млрд. куб м топлива. Именно поэтому тема газового эмбарго наиболее болезненна для стран Евросоюза.
Руководство ЕС разработало план отказа от импорта двух третей российского газа. Документ предполагает поиск альтернативных поставщиков и смягчение последствий кризиса.
Главным препятствием является рост спроса на газ, ведь это надежная опора озеленения энергетики.
Постепенное сокращение закупки российского газа будет происходить по двум направлениям: поиск новых поставщиков и развитие альтернативных способов генерации электроэнергии.
Конфликт с Россией стимулирует развитие проектов по диверсификации газового импорта.
Прокладка Транссахарского трубопровода из Нигерии в ЕС увеличит предложение на 30 млрд. куб м , а строительство газопровода Baltic Pipe в 2023 г. позволит импортировать из Норвегии в Польшу дополнительные 10 млрд. куб м топлива.
Расширение Трансадриатического газопровода позволит Азербайджану поставлять в Италию на 2,5 млрд. куб м больше газа , а благодаря недавней модернизации алжирского газопровода “Медгаз” Испания получит дополнительные 2,7 млрд. куб м топлива.
Есть и экзотические проекты. Реанимация газопровода Nabucco позволила бы поставлять из Ирана 23 млрд. куб м газа. Ранее строительству этой трубы помешал “Газпром”.
Наибольшую надежду европейцы возлагают на сжиженный газ, преимущественно из Соединенных Штатов и Катара. По прогнозам Shell, за следующие 20 лет рынок сжиженного газа вырастет на 480 млрд. куб .
Европейцам достанется не весь этот объем . По СПГ придется конкурировать с азиатскими странами.
Впрочем, энергетический кризис показал, что при необходимости страны ЕС могут перетягивать все танкеры и предлагать более выгодные условия сотрудничества. Массовое строительство СПГ-терминалов в ЕС только начинается.
Правда, альтернативные поставщики смогут заменить часть российского газа только в краткосрочной перспективе.
Поэтому страны ЕС не только диверсифицируют поставки, но занимаются энергосбережением и развивают альтернативные способы генерации. Кроме ветряков, солнечных панелей и биотоплива, популярность в ЕС приобретает ядерная энергетика.
В частности, Великобритания планирует построить семь атомных электростанций к 2050 году. Бельгия решила отложить на десять лет закрытие АЭС. К этим решениям страны подтолкнули российский шантаж и агрессия против Украины.
В Европейском Союзе давно идет дискуссия о признании атомной энергии “зеленой”. Проблема поиска альтернативы российскому газу может склонить парламент ЕС к сторонам сторонников ядерной энергетики.
Процесс отказа от российского газа в ЕС уже начался. Сокращение сотрудничества с “Газпромом” – только вопрос времени. В интересах европейцев сделать это как можно скорее, чтобы избежать резни в Варшаве, обстрелов Риги и аннексии Готланда. (Богдан Мирошниченко, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)