Из-за войны с Россией Украина вынуждена искать альтернативные источники импортного газа. Теперь актуален не виртуальный, а реальный, физический реверс.
30 марта, обращаясь к парламенту Норвегии, президент Украины Владимир Зеленский заявил, что скандинавская страна является одним из наиболее ответственных поставщиков энергоресурсов в мире. Он отметил, что Норвегия может сделать определяющий вклад в энергетическую безопасность Европы и обеспечить необходимый ресурс как для государств Евросоюза, так и для Украины.
“Мы уже начали диалог по поставкам в Украину около 5 млрд. куб. м газа на следующий отопительный сезон. Надеюсь, это станет основой для нашего длительного сотрудничества в этой сфере”, – сказал Владимир Зеленский.
Проанализируем, насколько реалистично получить газ из Норвегии и какие другие источники газа может привлечь Украина.
“Мы рассматриваем проект с Польшей в трех плоскостях: доступ к мощностям отечественных хранилищ (у нас профицит мощностей по хранению газа 50%), возможный коридор для экспорта украинского газа (после покрытия собственных потребностей) и транзитный коридор “Север – Юг”, – рассказывал Максим Белявский.
Известно, что три года назад от российского газа решила отказаться Польша – шестой по масштабам импортер этого топлива в Европе после Германии, Италии, Австрии, Франции и Нидерландов. Для этого в 2019 г. начал строиться газопровод Baltic Pipe. Свой путь он ведет с норвежских месторождений газа и рассчитан на прокачку 10 млрд. кубометров в год. Этого хватит, чтобы аккурат заместить российские поставки в Польшу – именно столько страна импортировала через газопровод “Ямал – Европа”. На конец ноября прошлого года в проекте Baltic Pipe был завершен самый трудный этап работ – прокладка труб по морскому участку между Данией и Польшей. Ранее планировалось, что газопровод заработает в октябре 2022 г.
Пока что транспортировать норвежский газ в Украину по этому пути не получается, идет постройка газопровода, что, кстати, совсем не отменяет польские возможности по транспортировке газа в Украину. На данный момент Польша может передавать в Украину 2 млрд. куб. м газа ежегодно. Это не очень много – 3-5 млн. куб. м в сутки, но уже что-то для украинского импорта. 2 февраля 2022 г. Польша и Украина договорились о строительстве газопровода для расширения поставок газа с запада на восток, в первую очередь под увеличение поставок СПГ после регазификации на польских терминалах. Отметим, что наши страны в последние годы обсуждали расширение возможностей транспортировки газа до 7 млрд. куб. м в год путем строительства нового газопровода или модернизации существующего интерконнектора.
Получать газ из Польши сейчас вполне реально. Страна может увеличить объемы регазификации на своем СПГ-терминале в Свиноуйсьце, строит второй СПГ-терминал в Гданьске, зарезервировала мощности регазификации на СПГ-терминале в Клайпеде (до 2 млрд. куб. м газа в год с мая 2022 г.).
Более того, в начале марта Оператор ГТС Украины (ОГТСУ) сообщал, что договорился с оператором ГТС Польши Gaz System S. A. о введении гарантированных мощностей для импорта газа уже с 6 марта текущего года. “Это позволяет физически импортировать газ из Польши, в том числе из LNG-терминала, на гарантированной основе и, тем самым, способствует безопасности поставок газа для нужд Украины”, – говорилось в сообщении ОГТСУ. Это результат работы последних нескольких месяцев, когда стало понятно, что поставки российского газа не гарантированы и ненадежны.
Пути физического реверса
В ОГТСУ отмечают, что в среднем Украина потребляет 100-120 млн. куб. м газа в сутки. За последние три месяца ОГТСУ заключил договора с операторами ГТС смежных систем, которые увеличили мощности для импорта газа до более 50 млн. куб. м в сутки. Это составляет примерно половину потребностей Украины.
По данным ОГТСУ, в прошлом году фактическое потребление газа всеми потребителями Украины составило 26,8 млрд. куб. м. Это на 6,6% меньше, чем в 2020 г. Население потребило 8,6 млрд. куб. м (31,9%), производители тепла – 6,3 млрд. куб. м (23,5%), промышленность, бюджетные организации и другие небытовые потребители использовали 11,9 млрд. куб. м (44,6%). Как правило, для прохождения отопительного сезона в Украине нужно около 15 млрд. куб. м.
В начале февраля министр энергетики Герман Галущенко рассказал, что “Нафтогаз Украины” начал импорт газа для подготовки к следующему отопительному сезону. По его словам на тот момент его цена составляла $900-1000/тыс. куб. м. 23 февраля глава правления “Нафтогаза Украины” Юрий Витренко сообщил, что для формирования достаточных запасов газа на отопительный сезон Украине нужно импортировать 9-11 млрд. куб. м. В этом объеме доля закупок “Нафтогаза” составляла 5-8 млрд. куб. м.
Украине нужно до 10 млрд. куб. м импортного газа в год. С учетом того, что началась война и остановилась часть энергоемкой промышленности, потребность в импорте будет даже меньше. То есть 5 млрд. куб. м газа, о которых ведут диалог с Норвегией, – приличный объем, который существенно поможет Украине закрыть потребности населения в холода.
По данным ОГТСУ, в прошлом году Украина закупила за рубежом всего 2,6 млрд. куб. м, при этом 89% поступило по виртуальному реверсу, но для нас интересны физические возможности импорта.
Основных направлений для физического реверса в Украину три – Словакия (42 млн. куб. м в сутки), Венгрия (8 млн. куб. м в сутки), Польша (3-5 млн. куб. м в сутки). В сумме более 50 млн. куб. м в сутки, то есть закачать 5 млрд. куб. м норвежского газа абсолютно реально, и сделать это можно в течение трех месяцев. Только будет ли этот газ именно норвежским – большой вопрос.
Выход на европейский рынок
Норвегия является вторым после “Газпрома” поставщиком газа на европейский рынок. По данным Международного энергетического агентства, в прошлом году Россия поставила в Евросоюз 155 млрд. куб. м газа. Это 45% импорта и почти 40% общего потребления газа в ЕС. Для сравнения: Норвегия поставляет на рынок ЕС 120 млрд. куб. м в год.
Характерно, что еще 9 февраля, когда в мире рассматривали только возможность нападения России на Украину и риски с поставками газа в Европу, главный исполнительный директор норвежской нефтегазовой компании Equinor Андерс Опедаль заявил о невозможности увеличения поставок газа в Европу в случае перебоев с российским импортом. Следует отметить, что Equinor – крупнейшая энергетическая компания Норвегии. Она нарастила добычу на крупных месторождениях в Северном море на фоне дефицита газа и высоких цен. На долю Equinor приходится более 20% газа, поставляемого в Европу. Как видим, появляется еще одна проблема с норвежским газом – его ограниченное количество.
“Вход в Европу норвежского трубопроводного газа есть, но этот газ законтрактован, – объясняет энергетический эксперт Юрий Корольчук. – Они добывают 120 млрд. кубов в год, и он весь идет по компаниям. То есть нам нужно туда попытаться втиснуться. 5 млрд. кубометров – это не тот объем, о котором можно говорить. Насколько я знаю, и тот же “Газпром”, и Норвегия хотели продавать от 10 млрд. кубометров по компаниям, а потом продавай кому хочешь, хоть по мешочку газа. Речь может идти о перекупке этого норвежского газа на европейском рынке у трейдеров”.
Скорее всего, закупка будет производиться по спотовой, биржевой цене, поскольку речь идет об объеме в 5 млрд. куб. м – довольно небольшом, чтобы организовывать эту закупку через долгосрочный контракт. На данный момент биржевые цены в Европе кусаются, доходя до $1300 за 1 тыс. куб. м. С другой стороны, и цену, и формат контракта можно согласовать на переговорах.
Существует еще один вариант получения газа с европейского рынка. 23 марта на заседании Еврокомиссии было утверждено решение об общих закупках газа для стран Евросоюза. Этот механизм будет действовать подобно тому, как ЕС закупал вакцины от коронавируса во время пандемии. В Еврокомиссии создадут рабочую группу, которая будет собирать информацию о потребностях в газе в государствах – членах ЕС. Далее будут договариваться с поставщиками топлива. Это может снизить цену газа, поскольку ЕС является крупным покупателем, и будет устранена конкуренция между странами за одни и те же объемы газа. Высока вероятность того, что Украина также займет свое место в этом механизме.
“Еврокомиссия берется централизовано закупать для всех стран какой-то объем газа, например, по спотовой цене $1500 за тысячу кубометров, – рассказывает Юрий Корольчук. – Потом они этот газ продают уже конечным потребителям по цене $700-900. Разницу будут покрывать за счет бюджета Европейского Союза. Там есть мы и Молдова. Нас туда вписали с прицелом, что мы можем получить, во-первых, какую-то финансовую помощь и, собственно, потом этот газ. Возможно, там этот норвежский газ и появится. Возможно, какая-то компания или Еврокомиссия закупят. Тут пока что непонятно, как это будет реализовываться, потому что не все страны и компании к этому присоединятся”.
Альтернатив хватает
Для обеспечения Украины газом озвучивались и другие идеи. Например, летом 2021 г. новым потенциальным источником газовых поставок называли Азербайджан. Транспортировка газа оттуда возможна через территорию Турции и дальше через Трансбалканский газовый коридор по территории Болгарии, Румынии и Молдовы. Этот маршрут также требует дополнительных переговоров.
Кстати, в увеличении поставок азербайджанского газа заинтересована Европа, о чем шла речь на встрече министра энергетики Азербайджана Парвиза Шахбазова с комиссаром ЕС по вопросам соседства и расширения Оливером Вархели 11 марта в Анталье. Известно, что Азербайджан начал поставки газа в Европу 31 декабря 2020 г. В 2021 г. их объем составил 8,2 млрд. куб. м. Не будем исключать, что если Азербайджан увеличит поставки газа в Европу, то Украина сможет получать его по схеме, схожей с норвежской.
Еще один вариант предлагает экономист Алексей Кущ в своем блоге. Это бартер с Египтом: СПГ из этой страны в обмен на украинское зерно, ведь известно, что Египет является одним из крупнейших потребителей аграрной продукции из Украины. В статье для “ДС” эксперт пояснял, что Египет может поставлять СПГ в Италию, а Украина – получать его из Польши и Словакии в соответствующем объеме физическим реверсом. Также египетский СПГ могут принимать для Украины польские терминалы.
В целом можно говорить, что в этом году Украина без газа не останется, как и то, что баланс потребления изменится. Можем ожидать снижение собственной добычи, но упадет и потребление голубого топлива (ВВП Украины, по прогнозам Минэкономики, может сократиться на 40% по итогам года). Импорт газа, купленного на европейском рынке, также выглядит реалистично – и по объемам, и по возможностям физического реверса. А приемлемая стоимость ресурса, условия его транспортировки, льготы для Украины могут быть получены в ходе переговоров с нашими партнерами.
Из Норвегии – в Украину
Идея получать газ из Норвегии звучала еще летом 2017 г., но так и осталась на уровне заявленной позиции или намерений. Тогда советник министра энергетики и угольной промышленности Максим Белявский сообщал, что такая возможность может открыться через пять лет, то есть как раз в текущем 2022 г.
“Прямой поток норвежского газа в Украину – теперь реальность, начиная с 2022 г. Нам осталось только построить интерконнектор. Осенью должны начаться закупки труб”, – отмечал Белявский.
Да, поставка газа из Норвегии связана с проблемой его транспортировки. Прямого газопровода нет, да и Норвегия достаточно далеко, чтобы получать газ, который она добывает, напрямую. Необходим газопровод в Польшу, что и обозначил пять лет назад советник министра. (Алексей Гавриленко, Dsnews.ua/Энергетика Украины и мира)