Газовый конфликт между Россией и ЕС вошел в новую фазу. “Газпром” начал прикручивать вентиль странам, отказывающимся расплачиваться в рублях. Пойдет ли РФ на дальнейшее обострение и выстоит ли Европа?
Москва прибегла к последнему аргументу, чтобы заставить европейцев оплачивать газ в рублях, на чем с конца марта настаивает руководство России. “Газпром” просто перекрыл вентиль Польше (PGNiG) и Болгарии (“Булгаргаз”), вполне законно отказавшихся выполнять это требование, ведь в контрактах указана валюта для оплаты – и это евро. В Кремле допустили, что со временем, если другие страны не будут платить за газ в рублях, им тоже прекратят поставки.
В то же время некоторые частные компании, по данным западных СМИ, готовы сотрудничать с “Газпромом” на условиях России.
Как будут разворачиваться события? Прибегнет ли “Газпром” к тотальному шантажу, прикручивая вентиль всем, кто не выполняет его требование? Кто больше всего пострадает? И какими могут быть ответы из Европы?
Чтобы понять расклады, очертим ситуацию двумя штрихами. Первый – насколько европейские страны зависят от российского газа. Второй – зачем Путин выставил требование о рублях.
Европейская зависимость
О потребностях Европы в российских энергоносителях мы недавно писали. Здесь напомним, что в прошлом году доля России в экспорте природного газа в ЕС и Великобританию достигала 39% (158 млрд. куб. м), а среди крупнейших импортеров были Германия (48,1 млрд. куб. м), Италия (26,1 млрд. куб. .м) и Франция (17,6 млрд. куб. м). Теперь появились свежие данные по энергетическому импорту из России уже во время первых двух месяцев полномасштабной войны с Украиной. В лидерах, в том числе по газу, те же Германия, Италия и, со значительным отставанием, Франция.
Неудивительно, что тройка лидеров пока не может расторгнуть отношения с “Газпромом”. Тяжелее Германии, которая, несмотря на большие усилия, смогла сократить поставки из России лишь примерно до 40% в структуре своего газового импорта. Решительнее настроены Италия и Франция, которым легче диверсифицироваться. Рим в ближайшее время планирует примерно на треть, или 9-10 млрд. куб. м в год, уменьшить закупки у РФ (нарастив поставки из Алжира через Транс-Средиземноморский газопровод), а Париж уже работает над покупкой голубого топлива у других стран и намерен поддержать нефтегазовое эмбарго против России. Другое дело, что Кремль ведет “короткую игру”, надеясь, что самые крупные потребители просто не успеют подготовиться к следующему отопительному сезону, если полностью откажутся от российского газа.
Наказание рублем
А вот принудительный перевод европейских клиентов на рубли – политическое решение Путина с едва заметными проблесками экономики. Суть в том, что, по замыслу, партнеры и теперь должны платить в валюте контракта (в большинстве евро), но не сразу “Газпрому”, а “Газпромбанку”. Этот банк будет открывать европейской компании специальный счет, затем сам конвертировать валюту в рубли на внутреннем рынке (Мосбирже), чтобы в конце концов перечислить их поставщику – “Газпромэкспорту” (или другому подразделению российского монополиста). То есть передача денег “Газпрому” откладывается на один шаг. Хотя валюты в Россию ceteris paribus заходит столько же, сколько и стоит газ – что по “формуле Путина”, что без нее. Зачем она?
Если выискивать экономический интерес, то аналитики видят два основных изменения. Во-первых, когда валюта от импортеров будет начисляться не непосредственно “Газпрому”, а продаваться на внутреннем рынке частникам, это может снизить возможности Запада как-то заблокировать данные средства. Во-вторых, валютные доходы сразу переносятся из энергетического в финансовый сектор. Поскольку газовые евро и доллары пойдут на рынок сразу, это должно бы в теории поддержать курс. Хотя все условно, потому что экспортеры все равно должны реализовать 80% валютной выручки, а о формировании рыночного курса рубля пока речь не идет из-за закрытого рынка капитала.
Однако понятно, что политических резонов гораздо больше, потому что газ давно стал оружием для Кремля. Вероятно, Путин хочет продемонстрировать свою силу, показать, как европейцы прогибаются под требования России. А параллельно иметь основания для выборочного наказания “недружественных” стран.
Первыми под раздачу попали Польша, которая наиболее активно в Европе поддерживает нашу страну и разрабатывает санкции против РФ, а также Болгария, где с первых дней разгорелся дипломатический скандал с Россией из-за войны в Украине. В последнем случае Москва явно надеется подорвать рейтинг кабинета Кирилла Петкова. Посол РФ в Болгарии Элеонора Митрофанова прямо утверждала, что болгарский народ не поддерживает “ни риторику, ни действия своего правительства против России” (хотя последние соцопросы свидетельствуют об обратном).
Польша и Болгария держат удар
В экономическом отношении Польша и Болгария готовы выдержать удар России.
“В Польше, которая с 2016 г. активно наращивала инвестиции в диверсификацию энергопоставок, есть не только возможность спокойно пройти этап российского шантажа, но также поддержать, например, немецкий рынок и газом, и нефтепродуктами. Польша уже сейчас имеет свой LNG-терминал, развивает интерконнектор BALTICPIPE и будет обеспечивать себя норвежским газом напрямую”, – написал своей странице в Facebook Олег Попенко.
А в Болгарии, по его словам, до 1 июля заработает интерконнектор с Грецией, который позволит получать азербайджанский газ напрямую.
Сейчас же тактически Польша и Болгария бронируют дополнительные объемы газа, соответственно, в Германии и Греции.
В польском правительстве уже заявили, что “смогут справиться с этим шантажом, с пистолетом, приставленным к виску, так чтобы поляки этого не почувствовали”. А в Болгарии сообщили, что будут искать законный путь остановки российских поставок в Сербию и Венгрию, которые проходят по Турецкому потоку через страну. “Односторонний шантаж – это не те отношения, которые Болгария будет терпеть”, – отметил Петков. В Венгрии пока ограничились комментарием, что “приостановка поставок в Болгарию не распространяется на транзит через эту страну”.
Важно, что отключения Польши и Болгарии отражаются на доходах самой России. Но кого волнует коммерция, когда речь идет о политических амбициях верховного кремлевского “геостратега”?
Перспективы крупнейших потребителей
Впрочем, последний вопрос не полностью риторический. Смесь политических и экономических факторов наверняка не позволит России отрубить от газа всех, кого заблагорассудится.
Дело в том, что европейские страны находятся в разных условиях. Каковы перспективы у основных потребителей российского газа на континенте?
Польша и Болгария потребляли немало российского газа, но могут его заменить и не побоялись отказать Москве. Среди других крупных потребителей – Венгрия, Словакия и Чехия, газовый импорт которых сильно ориентирован на Россию. Но на требования Путина они реагируют по-разному.
Официальный Будапешт решил принять новую формулу оплаты, потому что якобы не имеет альтернативных источников или маршрутов, позволяющих заменить голубое топливо из России в перспективе нескольких лет. “85% наших поставок газа поступает из России… Почему? Потому что это определяется инфраструктурой. Это не для развлечения, мы не выбирали ситуацию”, – говорит министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто.
В Братиславе сначала тоже хотели удовлетворить требования Путина, но передумали. И даже после последних событий премьер-министр Словакии Эдуард Гегер уверенно заявил: “Компания Slovensky plynarensky priemysel [“Словацкая газовая промышленность”, -“ДС”] заключила долгосрочный контракт с российским “Газпромом”, и платежи за купленный газ будут осуществляться в евро по согласованным правилам и рекомендациям Еврокомиссии”. Вероятно, смелости ему придает запланированное на этот год открытие между Словакией и Польшей газового интерконнектора мощностью 4,7 млрд. куб. м в год (в сторону Словакии). Это покроет почти всю потребность страны в природном газе. Ежегодно Словакия использует около 5 млрд. куб. м, из которых 85-87% поступают из России, а собственная добыча пока обеспечивает до 1%, хотя планируется ее кратное наращивание. Сейчас подземные хранилища Словакии заполнены примерно на 20%.
Хуже ситуация в Чехии, нуждающейся в 8-9 млрд. куб. м газа ежегодно, и почти весь он – российского происхождения. При этом Прага активно поддерживает Украину, а также запланировала через пять лет преодолеть зависимость от топлива из страны-агрессора. В чем секрет такой смелости? “Пока нельзя отключить Чехии газ. Он течет к нам через Германию”, – объясняет представитель по вопросам энергобезопасности страны Вацлав Бартушко. То есть, если в Польшу российский газ поступает в основном по газопроводу Ямал – Европа, Чехия получает его через Северный поток – 1, который проходит по дну Балтийского моря. Система газопроводов в Европе взаимосвязана и не позволяет закрыть конкретную страну.
Австрия, за год потребляющая около 9 млрд. куб. м природного газа и на 80% зависящая от его поставок из России, имеет более мягкую позицию по отношению к агрессору и выступает против его энергетического эмбарго. Канцлер страны Карл Нахаммер совсем недавно даже лично встречался с Путиным. Поэтому об отключении газа этой стране, несмотря на заявления Вены по оплате за ресурс в евро, пока говорить рано.
Некоторые страны Европы покупают очень значительные объемы у “Газпрома”, но доля российского газа в структуре их импорта меньше, чем у Венгрии, Словакии, Чехии и Австрии. Это упомянутые выше Франция и Италия, которые активно пытаются диверсифицировать поставки, но до сих пор уверенно не заявили, что отказываются переходить на рубли в оплате российского газа. Из-за этого и большой цены потери таких клиентов для России об их отключении говорить рано. Наконец, есть Нидерланды и Германия.
Нидерланды запретили своим энергетическим компаниям оплачивать российский газ в рублях. Хотя на Россию приходится около 20% всего газового импорта в страну, в Амстердаме в течение нескольких месяцев готовилась к полному прекращению этих поставок, удвоив свои возможности закупки сжиженного природного газа (СПГ) и запустив национальную программу энергосбережения. Поэтому даже потенциальное “отключение” Нидерландов от “Газпрома” лишь немного ускорит неминуемое: страна и так заявила, что до конца текущего года сможет отказаться от голубого топлива российского происхождения.
Ключевой страной в этом конфликте остается Германия, которая сейчас зависит от российского газа на 40% и, учитывая объемы закупок, больше всего платит за него “Газпрому”. Очевидно, что, несмотря на заявления канцлера Германии Олафа Шольца о недопустимости оплаты за газ в рублях и его намерении сокращать поставки из РФ, Москва не планирует в одностороннем порядке отрезать Германию от ресурса так, как это сделала с Польшей и Болгарией. Таким образом, Россия потеряла бы не только несколько миллиардов евро в месяц, но и основной козырь в экономическом давлении на ЕС.
Итак, пока что показательно “наказаны Россией” государства Европы, которые не поддались шантажу рублем: Польша и Болгария. Разрыв произошел по двум причинам: с одной стороны, эти страны имеют альтернативу, а с другой – “Газпрому” они обеспечивали относительно небольшую часть выручки.
А что касается основных европейских клиентов “Газпрома”, то их можно разделить две группы:
- Чрезвычайно зависимые от российского газа Австрия, Чехия, Словакия и Венгрия. Только последняя официально согласилась на условия Путина. У каждой из первых трех стран есть свои резоны надеяться, что отключения не будет или даже удастся заменить голубое топливо из России (Словакия).
- Самые большие потребители российского газа: Германия, Италия и Франция. Разрыв с этими странами нанесет колоссальный удар по “Газпрому” и платежному балансу РФ. К тому же Москва в таком случае уже не смогла бы поднимать ставки. Поэтому на данном этапе отключение этих стран наверняка не произойдет. Последние действия направлены именно на устрашение этих ключевых европейских партнеров, которые оказывают наибольшее влияние на политические решения в ЕС.
Отдельно среди крупных потребителей российского газа можно отметить Нидерланды. Но, наверное, в последний раз. Страна сама собирается преодолеть зависимость от поставок из РФ уже до конца года.
Частный интерес
Еще один важный нюанс: не во всех странах покупатель российского газа является государственной компанией, как в Польше и Болгарии. В западных СМИ вышла серия материалов о частных компаниях, которые вроде бы согласились покупать газ у России за рубли или рассматривают такую возможность.
Частные игроки не имеют права игнорировать официальную позицию своих государств, а также выводы Еврокомиссии, что предлагаемая российской стороной новая схема оплаты газа нарушает санкционный режим ЕС. “Для тех компаний, которые пойдут на это, высок риск санкций”, – заявила 27 апреля глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен.
Однако некоторые частники все равно настаивают, что механизм расчетов, выписанный Путиным, не является “оплатой в рублях”, ведь компания – покупатель газа, как мы писали выше, должна положить на счет евро, а уже потом “Газпромбанк” сам переводит эти средства в российскую валюту.
“Мы считаем возможным конвертацию платежей, которая соответствует и закону о санкциях, и российскому указу, – заявили изданию WSJ в немецкой коммунальной компании Uniper SE. – Для нашей компании и для Германии в целом невозможно обойтись без российского газа в краткосрочной перспективе, поскольку это будет иметь драматические последствия для нашей экономики”.
Австрийская энергетическая группа OMV AG также сообщила, что работает над “решением, отвечающим санкциям” по платежам в Россию, но не предоставила никаких подробностей.
Позиции сторон ясны. Но никакого решения еще нет.
В общем, у каждой стороны конфликта – России, руководства европейских государств и частных компаний – есть свои интересы, поле для маневра и ограничения. В частности, “Газпром” может в известной степени выбирать, кого наказать за несогласие оплачивать газ рублями, а кого – запугивать. Правительства могут трактовать “формулу Путина” как нарушение санкций ЕС против РФ или же, наоборот, соглашаться с предлагаемым механизмом (как Венгрия). То же касается и частных компаний, поэтому некоторые из них, несмотря на риск попасть под санкции ЕС, ищут возможности расчетов за газ через рубли. Конечно, те, кто считают изменение валюты окончательного расчета с “Газпромом” нарушением, могут подать и подадут в суд на российского монополиста. Однако в краткосрочной перспективе конфликт будет разрешаться в политической плоскости. Пока с большой уверенностью можно говорить, что Россия не отключит крупнейших потребителей газа в Европе, даже если они не примут новую формулу расчетов. (Алексей Шевнин, Dsnews.ua/Энергетика Украины и мира)