Соцсети запестрели сообщениями о сложностях на рынке горючего: мало того, что ценники на бензин, ДТ и газ сравнялись, так они еще и устремились к невиданным высотам – 57, а то и 64 грн. за литр.

Это уже не говоря о дефиците и очередях. В Украине существует государственное регулирование цен на топливо, тем более во время военного положения. Что происходит: продавцы горючего занимаются спекуляциями (читай – мародерством), государственная машина дала слабину или во всем виновата война – разбиралась Kosatka.Media.

Горючего нет, кое-где стремительный взлет цен

В целом по Украине наблюдается дефицит горючего, особенно бензина, говорят водители. Есть свидетельства очевидцев, что на отдельных заправках ценники на дизтопливо достигли отметки 64 грн. за литр, а на бензин – 57 грн.

По наблюдению Виктора из Коломыи, в какой-то момент на большинстве АЗС горючее исчезло. Или были очереди и лимиты отпуска горючего в руки уменьшились с 20 л до 10 л.

“Мы ехали по трассе Киев – Чоп и чем больше продвигались на восток, тем больше становились очереди на заправках. Большинство АЗС стоят вообще без топлива. Если есть очередь – значит топливо. Когда доехали до Житомира и увидели очереди на заправках там, я понял, что очереди в Сколе, Славском и Коломые – это вообще не очереди. На тех заправках, где сейчас есть топливо, очереди настолько большие, что ради 10 л придется выстоять как минимум 2-3 часа”, – рассказал Виктор.

По его наблюдениям, на WOG и Окко цена на премиумный дизель была 42,69/л. А обычного дизеля не было.

Киевлянин Владимир на днях проехал из центра Запорожья в Шевченковский район Киева (около 600 км) и видел только две заправки, где можно было залиться 95м.

“Одна полная нелегал. Другое – бренд “третьего эшелона”. Цена на обоих 60+ грн. за литр. С ДТ ситуация лучше: дизель заправляет каждая десятая АЗС, возле каждой очередь. Цены не знаю. Газа немного больше, чем ДТ. Цены от 29 до 35 грн. за литр”, – рассказал Владимир в Facebook.

“Горючее есть на отдельных заправках, нужно успеть на точку, которую указывают очевидцы где-то в местном чате. И еще потом выстоять в очереди, но не всем хватает. Цены – разные. Видел на Авиасе, по 36-42 грн. за 92-й. Но по 60-70 не видел. Автогаз видел по 34 грн. за литр”, – рассказал Kosatka.Media Александр, ездивший по Сумской трассе на Киев.

Почему же возникла такая ситуация с ценами на рынке горючего? Это недостатки государственного регулирования или умышленные спекуляции продавцов?

Почему горючее исчезло или подорожало – объяснение власти

29 апреля Кабинет министров повысил торговую надбавку на дизтопливо и бензины на 40% (около 2 грн./л) для предотвращения дефицита на автозаправочных станциях.

6 мая Минэкономики разрешило АЗС поднять цены на бензин и дизельное горючее, обнародовав новые расчеты средней стоимости топлива, от которых АЗС могут устанавливать свою наценку. Розничные сети автозаправок откорректировали цены на бензин и дизельное топливо в сторону повышения.

Но эти цифры – 38,21 грн./л средняя цена на бензин А-95, дизтопливо – 42,98 грн./л. Максимум для бензина А-95+ – 39,54 грн./л, ДТ – до 44,74 грн./л.

А уже 7 апреля СМИ сообщили, что часть АЗС в Украине саботируют госрегулирование.

Украинские власти обвиняют в ситуации войну, а не госрегулирование или спекуляцию.

В Кабмине проблему объясняют тем, что логистика поставок горючего изменилась и, как следствие, усложнилась и подорожала, в том числе для потребителей.

“Сейчас у нас осталась только западная граница, и логистика очень усложнилась. Фактически нет Кременчугского НПЗ, принимавшего на себя центральную и Восточную Украину в логистическом обеспечении. Логистическое плечо теперь сформировалось на западной границе, куда нефтепродукты попадают из европейских портов, фактически снабжая всю территорию Украины”, – пояснил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.

Бюро экономической безопасности в комментарии для Kosatka.Media объяснило, что причина скорее в совокупности факторов – в логистике и разрушенной инфраструктуре.

Часть топлива и нефтепродуктов мы получали из Европы и морскими путями, накапливали сырье, перерабатывали его на заводах и хранили на нефтебазах. Российские войска с начала агрессии разрушили нашу инфраструктуру – десятки нефтебаз, Лисичанский и Кременчугский НПЗ. Кроме того, наши морские порты заблокированы, а много железнодорожного сообщения разрушено, или периодически находится под обстрелами, соответственно усложнилась и подорожала логистика. Ну и, конечно, мы должны понимать, что ВСУ и силовые структуры в приоритете.

“Факторы, и, в первую очередь, безусловно война, негативно повлияли на наличие и цену топлива и создали временный дефицит горючего на АЗС. Единственным возможным вариантом является доставка топлива бензовозами из соседних стран Европы, но это происходит не так быстро, как было возможно ранее танкерами и железнодорожным сообщением. Соответственно, спрос вырос, а доставка бензовозами не может вовремя его обеспечить”, – сообщили нам в БЭБ.

Что говорят о дефиците и ценах эксперты

Украинские эксперты рынка горючего не исключают логистические проблемы и большой эффект импорта горючего. Но часть из них считает, что сейчас уместно было бы отказаться от государственного регулирования цен на горючее вообще. И возвратиться к нему после победы. В частности, интересные экспертные мнения и предложения находятся под постом экономиста Бориса Кушнирука.

Эксперт рынка горючего Леонид Косянчук в комментарии Kosatka.Media отметил, что государственные структуры, ответственные за то, чтобы государство было обеспечено горючим, к войне подготовлены не были. Потому и произошли форс-мажоры и накладки. Но потом общими усилиями проблему стали решать. Впрочем, свободных топливных ресурсов не так много, а в Европе они уже заканчиваются.

Ко всему, подтвердил Косянчук, действительно есть логистические и инфраструктурные проблемы. В частности, некоторые страны боятся отправлять свои железнодорожные цистерны в воюющую страну. Украине нужно самой решать вопрос переоборудования своих цистерн под европейские рельсы, и это не быстро.

“Полтора месяца украинские эксперты призывали – отмените ограничение цен и госрегулирование. Нам предлагали продавать бензин по 38 грн., когда входная цена была 39 грн. Последние данные на дизельное горючее – призывают продавать по 42 грн., тогда как входная цена, самая оптимистичная – 43 грн. И строить такой “коммунизм” за свой счет долго невозможно. Поэтому рынок шел на всякие хитрые комбинации, продавали мимо кассы и т.д. Но это и порождало недобросовестную торговлю. Потому и есть цены и 60 грн., и 80 грн. за литр. Как говорится – для кого война, для кого родная мать”, – объяснил эксперт.

Но следует понимать, акцентировал Косянчук, что до войны у нас была значительная диверсификация снабжения горючего – морем, железной дорогой, трубой, бензовозами. Сейчас остались только бензовозы и только из-за западных границ.

Соответственно, чем дальше на восток Украины, тем дороже логистика: только транспортные расходы составляют более 4 грн. на литре.

Что делает государство для контроля над ситуацией с горючим

В Кабмине уверяют, что работают над тем, чтобы наверстать дефицит горючего, хотя не исключают форс-мажоры.

По словам премьера Дениса Шмыгаля, сейчас власти завозят в Украину бензин и дизельное топливо, а стратегия в этом отношении также есть.

“Сейчас мы ведем переговоры, формула определения максимальной торговой наценки для трейдеров остается, мы очень внимательно смотрим, сколько стоит доставка. Несколько грн. может быть разница в цене, но дефицит будет перекрываться”, – отметил премьер.

Ведутся переговоры с оптовыми поставщиками и ввозится достаточное количество топлива в Украину.

“Это не значит, что во время войны не может быть форс-мажоров. Может быть, надо отдавать себе в этом отчет, спокойно к этому относиться, не паниковать”, – подчеркнул он.

У Бюро экономической безопасности Украины свой “рецепт”. С начала войны оно создало телеграммы чат для быстрого реагирования на нарушения в сфере экономики. В течение двух месяцев БЭБ оперативно реагировало на уведомления о завышении цен.

Пока сообщение о необоснованном завышении цен принимает ГНС Украины по номеру горячей линии: 0 800 501 007 и в чат бот https://t.me/StopOverpriceBot.

В Бюро сообщили, что реагировали на сообщения о завышении цен на топливо. Бывали случаи остановки деятельности АЗС до приведения цен в соответствие с требованиями госрегулирования. Но они были единичны.

“В основном цены на топливо в большинстве АЗС, о которых говорилось в сообщениях граждан, не превышали предельную стоимость, установленную Министерством экономики Украины. Сейчас мы реагируем исключительно на факты нелегального производства, а также махинаций при реализации горючего, в частности через сеть нелегальных АЗС”, – пояснили в Бюро.

Когда цены вернутся к приемлемой норме

В БЭБ выразили уверенность, что за неделю правительство и Министерство экономики Украины сделают все возможное для решения этого вопроса и стабилизации ситуации на рынке топлива.

Леонид Косянчук такой оптимизм не разделяет. По его мнению, решение проблемы с горючим потребует не менее месяца.

“Ситуация напряженная. Но не безнадежна. Еще месяц-полтора – и она стабилизируется”, – сказал он.

Однако очереди никуда не исчезнут, добавил эксперт. Горючего и дальше не будет хватать. А через два месяца снова начнется увеличение спроса на горючее, из-за сельхозпроизводителей и сбора урожая. Потому свободно не будет.

“И гражданам следует быть сознательными. Надо экономить. Сейчас не время на какие-то ненужные поездки. Следует “прикручивать” свои прихоти. Следует больше пользоваться общественным транспортом или совсем никуда не ехать. Пусть то горючее, которое поступает в страну, идет на нужды армии. Ибо у нас война, если кто забыл. А также горючее нужно для ГСЧС, критической инфраструктуры, медиков и тому подобное”, – акцентировал Косянчук.

Как отслеживать, где есть горючее

Наличие топлива можно отслеживать приложения АЗС. Они позволяют смотреть, на каких заправках есть топливо. Однако следует кликать каждую заправку, потому что может быть уточнение, например, что топливо есть, но только для спецтранспорта.

Работает также сервис “Лун-мiсто”. В нем онлайн-карта работающих АЗС, у которых в наличии есть горючее. (Янина Ткачук, Ярослав Маркин, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий